Файл: В. П. Астафьев. Слово о писателе. Фотография, на которой меня нет. Цели урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Время – это ткань, из которой состоит жизнь. А единственной мерой времени является память.

( Бенджамин Франклин)

Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать.

(Жан Поль)
Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)

Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками)
Время – движущееся подобие вечности. (Платон)


Самое дорогое, что уходя оставляем  — добрая память.

(Сергей Малёшин)


Мой старый альбом.

Я открываю свой старый альбом,
В прекрасное время хочу окунуться.
Память счастливого времени в нем, 
Ещё раз в далёкое детство вернуться.

На этом снимке вся наша семья,
Мы счастливы, улыбки на лицах.
А здесь высоко поднял папа меня! 
Память листает жизни страницы.

Родимая улица, домик наш маленький, 
Здесь прошло моё босоногое детство.
А вот сидит дедушка очень уж старенький, 
На вид ему, наверное, лет девяносто.

Вот мы с подружками в школу идём.
Снова листаю страницы альбома.
А здесь из ромашек веночки плетём.
Как же всё это до боли знакомо!

Часто листаю свой старый альбом, 
В нём чёрно — белые собраны фото.
Счастье там было, купались мы в нём,
И потому ничего не забыто!

Таиса Губарева, 2016
Разум забудет, память спрячет, но сердце будет любить пока бьётся!

«
Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
Задание 3 группе.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.
Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”
Задание 4 группе.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”
7. Представление результатов работы в группах.
Итак, какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства?
Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”


Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…

«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)
Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.
8. Рефлексия.
Составьте и запишите синквейн на тему «Память».
Память.

Историческая, нравственная.

Живёт, возвращается, поражает.

Прошлое не проходит бесследно.

Фотография.
Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя. (Всем).

На выбор:

1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2. Написать сочинение «История одной фотографии».
Словарь к уроку:
Кутья - здесь кухня.

Люди мы пропащие (разговор.) - безнадежные.

Увал - пологий холм, имеющий значительную протяженность.

Ни гугу (разг.) - молчу.

Навалом - здесь много.

Рукой сняло - здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим.

Кляча - (пренебрежительное) плохая лошадь.

Щеколда - запор для дверей, ворот.

Снедь – (просторечие) еда.

Умиротворенный - полный покоя.

Сокрушалась - (разг.) печалилась.

Сулилась - (просторечие) обещала.

Нахлынет
- здесь: начинаются воспоминания.