Файл: Проблематика, актуальность и потенциал идеи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Проблематика, актуальность и потенциал идеи
1.1 Выбираете идею ИТ-проекта, на основе которой вы хотели бы организовать бизнес.
Для организации бизнеса, выбор пал на следующую идею ИТ-проекта: Medkit. Программа записи к врачу.
1.2 Описываете существующую проблему на рынке, которую вы потенциально желаете решать своим проектом. Обосновываете актуальность со ссылкой на источники литературы.
В настоящее время все больше растет необходимость информатизации медицинских учреждений. Обработка огромных потоков информации: финансовой, статистической, медицинской - практически невозможна без использования современных информационных и компьютерных технологий. Помимо увеличения потока информации, выросли требования к скорости его обработки. Все большее количество лечебно-профилактических учреждений внедряет информационную систему, которая существенно повышает эффективность работы. В основном это локальные не взаимосвязанные между собой системы автоматизации разных направлений деятельности ЛПУ.

О важности информатизации медицинских учреждений в 2017 году писали в журнале «Молодой ученый» Е. К. Ефимова, И. А. Аполлонова1. На существование различных моделях авторских разработок программных продуктов для больниц и поликлиник обращал внимание И. П. Гайдышев еще в 2016 году.2 Историю создания и развития в целом медицинских информационных систем проследили Кулаков А. А. и Серегин С. С.3

Программы для клиники и медцентра объединяют множество функций современных систем управления. От медпрограмм для записи пациентов на прием до полноценных медицинских информационных систем с интеграцией телефонии, лаборатории, телемедицины. Есть и программы регистрации на прием. Пациенты могут записаться на прием к врачу, отложить талончик. Но часто бывает, что пациент желает попасть на прием к конкретному врачу, но не знает, где именно данный врач ведет прием. Есть и врачи, которые работают в нескольких поликлиниках.

А программы, которая бы могла помочь как пациенту, так и администрации поликлиники определить, где в определенный день будет работать тот или иной врач, в какое время можно записаться к нему на прием пациенту или пригласить на прием в ту или иную поликлинику. Программа основана на списке врачей
, составлении расписания приема, списке адресов поликлиник города.

В настоящее время на рынке медицинских информационных систем представлено 290 фирм [49].

Для автоматизации своей деятельности медицинские учреждения используют медицинские информационные системы (МИСы БАРС, Инфоклиника, Медиалог, СВАН и пр.), файлы Ворд или Эксель, неспециализированные системы CRM/ERP или их «вариации» на тему медицины/записи куда-либо (Gbooking, YCLIENTS и т.п.). Обычно МИС устанавливается на внутренний корпоративный сервер внутри медорганизации с последующей платной поддержкой от разработчиков, реже предлагается облачное решение (в качестве примера приведу MEDESK). Обычно для того, чтобы вывести запись к врачу на свой сайт медицинская организация должна докупить еще соответствующий модуль к МИС (иногда это очень недешевое удовольствие). Поэтому медорганизация довольствуется тем, что делает форму обратной связи на сайте, а заявки сваливаются сотруднику (в почту/администратору), а он уже руками может вносить эту информацию в МИС или Эксель файл. МИСов много, они все разные, где-то вообще они отсутствуют, а где-то отсутствует возможность подключения онлайн записи.
1.3. Описываете сценарий бизнеса со стороны поставщика продукта/услуги и со стороны клиента.

В настоящее время в клиниках приставлены такие программные продукты как: Microsoft Office, 1С: Предприятие (ЗУП, ERP), Axapta. Происходит внедрение программы Medkit.

На рисунке 1.3.1 представлена связь бизнес-процессов и приложениями.



Рисунок 1.3.1 Связь бизнес-процессов с приложениями

Прежде, чем попасть на прием к врачу, необходимо осуществить запись. Это можно сделать при личном визите в регистратуру, через Госуслуги, порталы самозаписи или по телефону

- рисунок 1.3.2


Рисунок 1.3.2 – Запись к врачу
Появление программы Medkit позволяет клиенту выбрать «своего» врача и записаться к нему, независимо от того, в какой клинике врач ведет прием – рис.1.3.3.



Рисунок 1.3.3 Запись больного к врачу с помощью программы Medkit
Если клиника частная, пациент оплачивает визит к врачу, необходимые анализы и процедуры – рис.1.3.4. Программа дает возможность увидеть цены на услуги.





Рисунок 1.3.4 – Оплата медицинских услуг
Врач, осматривая пациента, вносит записи в его электронную карточку, распечатывает выписку с назначениями – рис.1.3.5.



Рисунок 1.3.5 Прием врача
4. Проводите сегментирование рынка по выбранными вами (наиболее важными для вашего проекта) переменным сегментирования. Оцениваете сегменты, считая их объем по методикам PAM, TAM, SAM, SOM. Выбираете наиболее перспективный сегмент.
На этапе анализа концепции продукта очень важно иметь представление о потенциальных пределах его роста, что является определяющим для многих компаний о том, стоит или не стоит его запускать.

На начало 2022 года 94% российских клиник использовали в своей работе информационные системы различных типов – рисунок 1.4.1.


Рисунок 1.4.1 Типы информационных систем в медицине

Всего на российском рынке представлено 217 частных клиник различного профиля, 21 400 амбулаторно-поликлинических организаций, 5200 больничных организаций, финансированных государством и регионами4.

В России функционирует свыше 300 медицинских информационных систем (МИС). В условиях отсутствия стандартов обмена информацией внедрение МИС-систем выполняется неупорядоченно; многие используемые приложения несовместимы друг с другом. Проблемы совместимости не позволяют в полной мере раскрыть потенциал имеющихся решений5.

Поэтому важно, что программа записи к врачу Medkit хорошо совмещается и с другими программами.

В качестве рынка потенциальных потребителей программного продукта возьмем частные клиники

Выберем переменные сегментирования – табл.1.4.1

Таблица 1.4.1 – Переменные сегментирования

Переменная сегментирования

Смысловое содержание

1

Уровень использования ИКТ

2

Кто принимает решение

3

Подход к потреблению ИТ-услуг



Затем присвоим переменным сегментирования приоритеты – табл.1.4.2

Таблица 1.4.2 – Приоритеты сегментирования

Переменная сегментирования

Смысловое содержание

Дихотомические признаки принадлежности значений к сегменту

Приоритет использования (чем больше – тем выше приоритет)

1

Уровень использования ИКТ

Используется ПП-аналог (Да/Нет)

2

2

Кто принимает решение

ИТ-специалист /Руководитель компании

3

3

Подход к потреблению ИТ-услуг

Аутсорс/Собственное ПП

1


Проведем иерархический анализ – рис.1.4.2



Рисунок 1.4.2 – Выбор переменных сегментирования
Поскольку наша программа на стадии апробации и становления больше ориентирована на частные клиники, будем исходить из данных, что в России 217 частных клиник.

PAM (потенциальный объем рынка) – это глобальный рынок, не ограниченный географией или другими факторами. В нашем случае это будет весь рынок веб-разработки.

TAM (общий объём целевого рынка) – дает понять, сколько клиентов на целевом рынке нуждаются (именно нуждаются, не обязательно могут себе это позволить) в продуктах или услугах, находящихся в той же категории продуктов/услуг, которые продаете вы. На наш взгляд, все частные клиники (217) могут приобрести нашу программу, т.к. зачастую врачи этих клиник работают еще и в других медицинских организациях, видеть, где, когда работает тот или иной врач важно не только пациентам клиники, но и руководству, сотрудникам регистратуры.

Стоимость программы – 42000 руб./год (или 3500 руб./месяц). Общий объем целевого рынка – 9114000 руб./год.

SAM (доступный объем рынка) – клиентский сегмент или объем рынка (доля от ТАМ), в рамках которых потребитель готов купить продукты или услуги. Предположим, что 110 фирм решили приобрести программу. Объем рынка – 4620000 руб./год.

SOM (реально достижимый объем рынка) – это объем рынка (доля от SAM), который ваша компания намерена и способна занять, учитывая его стратегию развития и действия конкурентов. Есть интересный способ посчитать SAM. Сумма выручки всех конкурентов и самого стартапа. Можно узнать цены конкурентов и примерно оценить, сколько компаний они обслуживают. Но, поскольку конкуренты предлагают свои программы не только частным клиникам, очевидно, что по сумме выручки наш продукт пока уступает, т.к. ориентирован только для узкого круга клиник. Если подсчитать, что количество медицинских учреждений в России 26817, а количество клиник, которые пользуются нашим продуктом всего 110, получается, что доля на рынке сейчас всего 0, 41%.


Проведя сегментацию и дальнейшее исследование полученных целевых сегментов по привлекательности, можно сделать вывод, что наиболее привлекательными являются сегменты: Решение принимает IT-специалист/Не используется ПП-аналог/Аутсорс) Решение принимает руководитель компании/Не используется ПП-аналог/Аутсорс.

5. Описываете целевую аудиторию и ее характеристики, стройте портрет потребителя, его покупательское поведение и особенности под проект

Целевая аудитория – руководители частных клиник, под руководством которых работают врачи – совместители. Пациенты данных клиник, для которых важно в удобное для них время побывать на приеме у врача, которому они доверяют.

3500 руб./месяц – 42000 руб./год доступная цена за программу для данной категории потребителей. Проблема пока именно в том, что только 0,41% медицинских учреждений страны пользуются программой Medkit. Это связано и с тем, что программа только появилась на рынке и не все потенциальные клиенты о ней знают.
6. Находите и сравниваете конкурентные решения, выявляете ваши преимущества относительно решения проблем рынка, проблем целевой аудитории в выбранном сегменте
Программа еще дорабатывается. Требуется провести и хорошую рекламную компанию.

Возможности программы:

  • множество интеграций с полезными сервисами и программами: сторонними лабораториями, национальной системой маркировки, Zabota 2.0, онлайн-записью и так далее;

  • автоматическая выгрузка сведений в ЕГИСЗ;

  • CRM-система;

  • телемедицина;

  • онлайн-касса;

  • мобильное приложение;

  • график работы врачей;

  • робот-оператор;

  • выгрузка прайс-листа на сайт;

  • личный кабинет пациента;

  • интеграция с RoiStat;

  • IP-телефония;

  • комплект базовых и дополнительный модулей: «Регистратура», «Врач», «Касса», «Стационар», «Отчеты» и прочие.

Возможно, изначально ориентир программы только на частные клиники был неверным и нужно перестроиться. Программа имеет большой потенциал и должна быть востребована.



1 Ефимова, Е. К. Основные аспекты разработки медицинских информационных систем / Е. К. Ефимова, И. А. Аполлонова. // Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 169-173

2 Гайдышев И. П. О перспективах разработки программных продуктов в исследовательском медицинском учреждении // Гений ортопедии -2016 - № 2 – С. 95-98