Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт естествознания и спортивных технологий Кафедра физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Тиманов Ильдар Ханифович Повышения уровня физического развития школьников младшего возраста во внеурочное время ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Физическая культура заочная форма обучения) Руководитель ВКР: доктор педагогических наук, профессор
Стрижак Анатолий Петрович
__________________________ подпись) Москва,
2021
Тиманов Ильдар Ханифович Повышения уровня физического развития школьников младшего возраста во внеурочное время ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Физическая культура заочная форма обучения) Руководитель ВКР: доктор педагогических наук, профессор
Стрижак Анатолий Петрович
__________________________ подпись) Москва,
2021
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА .................................. 5 Особенности физического развития школьников младшего возраста ....... 5 Психофизиологические особенности развития детского организма .......... 9 Физическая культура в развитии двигательных способностей детей младшего школьного возраста ............................................................................. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................ 34 2.1. Методы исследования .................................................................................... 34 2.2. Организация исследования ........................................................................... ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ........... 38 Направленность и содержание экспериментальной программы .............. 38 3.2.
Результаты педагогического эксперимента ................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... ВЫВОДЫ ............................................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 58
Результаты педагогического эксперимента ................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... ВЫВОДЫ ............................................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 58
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В настоящее время имеет место тенденция к уменьшению количества детей, занимающихся двигательной деятельностью в организациях физкультурно-спортивной направленности. Юное поколение отдает предпочтение информационными компьютерным технологиям [28] Научные данные свидетельствуют, что при поступлении в школу каждый третий ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, в старших классах - каждый второй. Десять-двадцать процентов имеют избыточный вес,
20-40% - нарушение осанки, 50% - дефекты зрения и нервно-психические отклонения [15]. В этой связи, Федеральным образовательным стандартом придается важное значение педагогической деятельности, воспитанию физически развитого, высоконравственного, творческого и инициативного юного поколения. Важная роль в этом процессе отводится внеклассной деятельности, преимущество которой состоит вправе выбора обучающимся индивидуальной дорожной карты [2]. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени студентов. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребенка в соответствии сего индивидуальными способностями, формируются познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, формируются основы здоровья. Объект исследования процесс физического развития младших школьников после уроков. Предмет исследования средства двигательной деятельности школьников. Гипотеза исследования Предполагалось, что увеличение объема
4 двигательной деятельности школьников младшего возраста за счет занятий физической культурой во внеурочное время окажет существенное влияние на развитие двигательных способностей. Цель исследования разработать программу повышения уровня развития двигательных способностей школьников младшего возраста во внеурочное время. Задачи исследования
1. Изучить теоретико-методические основы физического воспитания обучающихся начальной школы.
2. Выявить сдерживающие факторы в физическом развитии школьников 1-4 классов.
3. Экспериментально обосновать программу повышения двигательных способностей у школьников младшего возраста во внеурочное время. Практическую значимость исследования заключается в разработке программы внеурочных занятий физической культурой обучающихся 1-ых классов на основе подвижных игр, применение которой в условиях дополнительно физическом воспитании оказывает положительное влияние на развитие двигательных способностей школьников.
Структура работы работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.
5 ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности физического развития школьников младшего возраста Физическое pазвитие - это биологический пpоцесс формирования и изменения естественных моpфологических и функциональных свойств организма в течении всей жизни человека. Физическое развитие является одним из интегративных показателей состояния здоровья, биологической зрелости всех систем организма. Современная социально-экономическая ситуация, экологическое проблемы, негативно сказываются на здоровье людей, особенно детей и подростков. Главными причинами ухудшения состояния здоровья являются низкая культура здорового образа жизни, безответственность в отношении к своему здоровью, а также низкое материальное обеспечивание спортивных, образовательных и медицинских учреждений, неотъемлемой частью считается более низкий уровень культуры поведения в отношении здоровья у детей младшего школьного возраста. Физическое развитие – это биолoгический процесс образования и становления природных морфолoгических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. Физическое развитие является одним из интегративных показателей состояния здоровья, биологической зрелости всех систем организма. Понятие "физическое развитие" по Арефьева В.Г., используется в двух значениях [2]:
как определенное соотношение основных размеров тела (массы, длины, охвата грудной клетки) в настоящее время.
как процесс возрастных изменений морфологических и функциональных признаков организма
6 Физическое развитие считается важной характеристикой здоровья, постольку является совокупностью морфологических и функциональных признаков, определяющие определяют запас его физической силы. На физическое развитие влияют два основных фактора генетический и экологический, но до сих пор вклад каждых из этих факторов в физическое развитие изучен недостаточно. Основными методами изучения, которые используют при изучении физического развития являются- антропометрия. В зависимости от цели исследований используют различные комплексы антропометрических измерений. Физическое развитие может быть гармоничным атак же дисгармоничным. Для оценки физического развития используют специализированные таблицы с учетом возраста и пола. Окончательное определение уровня физического развития рекомендуется проводить после оценки форм осанки, стопы и функциональных признаков. Физическое развитие - составляющая физического состояния человека. С помощью физических упражнений его можно направлять в оптимальном для человека направлении, обеспечить гармоничное равновесие форм и функций организма, повысить работоспособность [2]. Физическое развитие меняется на протяжении жизни человека и обусловлено внутренними факторами, природной средой и социальными условиями. Он отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе. Высокий уровень и гармоничное физическое развитие положительно сказывается на общем состоянии человека, увеличивает его физические возможности и красоту внешнего вида. Диспропорции в физическом развитии, связанные с гипокинезией, приводят к лишнему весу, ухудшению здоровья и различным заболеваниям. Поэтому изучение физического развития является одним из условий рациональной организации физического воспитания подрастающих поколений [5].
7 Младший школьный возраст считается один из важнейших периодов в установлении личности ребенка. Именно поэтому в этот возрастной период закладываются и укрепляются основы детского здоровья и развития двигательных качеств, необходимых для достаточно эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития двигательной активности. интеллектуальных задатков ребенка. [3, 6; 7]. Начало обучения в школе характеризуется изменением привычного образа жизни ребенка и сопровождается увеличением статического компонента в режиме дня является следствием снижения тонуса мышц, рост частоты заболеваемости, ослаблением физической работоспособности [4]. Слабое физическое развитие и недостаточная двигательная подготовка детей значительно затрудняют включение первоклассников в новый для них обучающий режим школы, который отличается, как правило, сохранением длительных статических положений тела (сидение за партой, у компьютера) и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках. Кроме того, долгое пребывание за партой в однообразном положении увеличивают нагрузку на определенную группу мышц и вызывает их утомление. В результате снижаются сила и работоспособность мышц, что влечет за собой ухудшение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития двигательных качеств. Наличие различных нарушений осанки у школьников нередко отражается на их успеваемости. Дети с таким нарушениями быстро утомляются, а как следствие, все чаще отвлекаются на уроках, что приводит к недостаточному усвоению материала, плохой памяти. Проведенные учеными в последние годы исследования последних тенденций физического развития, дают достаточно противоречивые данные. Сравнение результатов исследований Гамбурцева В.А., которые сделаны в пятидесятые годы, исследованиям х годов Костина Д.Л., Горцев ГА. свидетельствует, что у современных детей сгибы позвоночника,
8 особенно грудной кифоз, выражены намного больше (10-11 ° против 12-15 °). Увеличение величины этого угла, приводит к большей сутулости. Именно поэтому, проблема формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста была и остается актуальной. Однако, теоретико- методическая готовность учителей физического воспитания и учителей младших классов по вопросу формирования правильной осанки не соответствует современным требованиям. В период между 8 и 10 годами, как девочки, таки мальчики одного возраста, но разных соматотипов, отмечаются схожими тенденциями и особенностями изменения функциональных показателей, что связано с разными темпами морфофункционального созревания, уменьшением с возрастом физической активности и неадекватностью используемых в процессе физического воспитание нагрузок. Одной из подобных тенденций у девочек и мальчиков разных соматотипов достаточно высокий уровень развития функции с обеспечением аэробных метаболических реакций, подтверждает данные других исследователей о высших аэробные и ниже анаэробные возможности детей и стабилизацию первых приросте вторых в период школьного возраста. Другая тенденция заключается- в низком необходимом состоянии функционирования большинства исследуемых систем организма в период между 8 и 10 годами. Главная особенность заключается в определенных различиях возраста, в течение которого у представителей определенного соматотипа ухудшается состояние функционирования отдельных систем организма. Анализ последних исследований и литературы поданной проблеме показали, что в последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их выздоровление и профилактика наиболее распространенных школьных заболеваний является предметом фундаментальных научных исследований.
9 Динамика физического развития школьников начальных классов в целом положительная, но неравномерная в силу физиологических механизмов пубертатного периода. Оценка функциональных возможностей организма детей указывает на необходимость пересмотра организации учебного процесса и внедрение новых технологий атак же создание условий для повышения физической активности детей и выполнение ими гигиенических режимов труда и отдыха. В школьных условиях для определения темпов физического развития в качестве критерия реализации дифференцированного подхода в процессе физического воспитания младших школьников рационально применять методику антропометрических стандартов по оценочными таблицами с расчетом индекса физического развития. Главные принципы дифференцированного подхода, на наш взгляд, должны закладываться в авторских программах физического воспитания, разрабатывались бы для каждого класса и группы, а также в индивидуальных программах, которые учитывали бы факт гетерохронности физического развития младших школьников, доведенный в частности входе нашего исследования. Реализация этих принципов предусматривает отход от традиционной нормативной основы, ориентированной только на среднестатистического школьника, однако приближает все формы и методы физического воспитания к реальному положению физического развития каждого ребенка как индивидуальной личности.
1.2. Психофизиологические особенности развития детского организма Младший школьный возраст – важнейший возрастной период для формирования основ физического, нравственного, умственного здоровья личности. Физическое воспитание ребенка должно быть важной составляющей ее комплексного воспитания, в процессе которого следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, применяя
10 дифференцированный подходи новые технологии. Проблему актуализирует также общее негативное состояние здоровья детей млaдшего школьного возраста, который сказывается на процессе адаптации детей к растущим школьным нагрузкам, а следовательно, является причиной дальнейшего ухудшения способности к усвоению требований школьной программы в условиях постепенного увеличения нагрузки на организм и психику ребенка. Нужны новые подходы, современные педагогические технологии, не будут противоречить принципу формирования гармонично развитой личности. Они должны основываться на применении дифференцированного подхода, что должно способствовать формированию личности как субъекта собственной физической культуры. По мнению многих исследователей, в школьном младшем возрасте, основы психического и физического здоровья закладывается, формируется главные черты характера, жизненно очень важные системы и функции организма созревают и улучшают адаптационные возможности ребенка, его костно-мышечная система развития, физические качества приобретаются, без чего просто невозможно обеспечить всестороннее развитие и воспитание личности младшего школьника. Выделение ранее нерешенных частей общей проблемы. Атак же актуальность проблемы исследования обусловливается уменьшением физических нагрузок, ухудшением физического развития и физической подготовленности, состоянием здоровья детей, увеличением гипокинезии(гиподинамия) и чрезмерных перегрузок в процессе обучения, недостаточно разработанными научно-педагогическими рекомендациями по оптимизации режима. . физическая активность учащихся начальных классов. Активный ост ребенка атак же развитие детского организма, особенно в дошкольном возрасте, высокая пластичность и слабость детской психики требуют бережливого отношения к нему и приминяемых нагрузок достаточно щадящих нагpузок, не превышающих его возможностей.
11 Учитывая это, необходимо создать в семье и школе pазвивающую предметную и особенную сpеду, которая поспособствует сохpанению и укpеплению детского здоpовья, повышению физической и умственной pаботоспособности детей младших классов Физическое воспитание необходимо для ноpмального физического и умственного pазвития, защиты и укрепления здоровья. В сохpанении и укpеплении здоpовья детей младшего школьного возраста и пpофилактике заболеваемости важную pоль играет не только общий режим, но итак же pационально организованный двигательный режим, который включающает различные формы физических упражнений. В объем регулируемой повремени физических активностей младших классов входят следующие формы физических упражнений занятия по физическому воспитанию (2 раза в неделю по 45 минут спортивные минуты (5 минут ежедневно мобильные смены (20-30 минут шесть разв неделю спортивные часы в группе продленного дня (6 разв неделю по 40-50 минут домашнее задание по физическому воспитанию (15-
20 минут ежедневно. Этот объем может быть увеличен за счет внеклассных занятий физкультурно-оздоровительными и массовыми видами спорта дополнительные занятия, кружки, спортивные секции, соревнования. [8]. По мнению множества авторов, средний показатель физической активности, включает все разновидности активности, для детей младших классов должен составлять не меньше чем 12-18 тысяч движений задень. Как было сказано впервой главе работы, физическая активность ребенка младших классов - это сочетание разных движений, которые выполняются в течение дня. Для каждого детского возраста, возрастной нормой считается оптимум физических нагрузок. Физическая активность стоит в достаточно оптимальных пределах, имеет больший оздоровавливающий и развивающий эффект, который также способствует укреплению и сохранению и детского здоровья, повышающий детскую работоспособность. Необходимо отметить, что уровень активности начальных классов во многом зависит не только от пола, но и от возраста, вида высшей нервной