Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
Для выявления статистической разницы между показателями в группах, использовался t - критерий Стьюдента, после определения дисперсии с помощью F - критерия Фишера, в случае аномального распределения - U критерий Манна-Уитни. . Уровень значимости был принят не более p≤0,05 для заданного количества степеней свободы.
2.2 Организация исследования Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2019 г) были собраны эмпирические данные, изучены литературные источники по исследуемой проблеме, нормативные документы и методические указания по организации и проведению занятий с группами продленного дня, изучен практический опыт.
На втором этапе - декабрь 2019 - март 2020 года был проведен педагогический эксперимент.
Третий этап - май - декабрь 2020 года - был посвящен обработке полученных результатов исследований, написанию статьи и презентации на конференции Шаг в науку, написанию FQP, подготовке презентации и отчета к защите. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ г. Москвы Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов. В эксперименте приняли участие 2 группы школьников х классов продленного дня, 10 человек в экспериментальной групп ив контрольной группе. В экспериментальной группе три урока из пяти, которые проводятся в группах продленного дня в неделю, изучали по нашей программе. Особенностью нашей программы было то, что занятия строились в основном с использованием подвижных игр. Должное внимание уделялось
37 упражнениям общефизической подготовки, развитию координационных и скоростных способностей, укреплению мышц стопы и поясничной части тела. В контрольной группе упражнения выполнялись по общепринятой программе, специфика которой больше ориентирована на восстановительно- оздоровительную форму двигательной активности с низкой двигательной активностью. Из 67 уроков, которые группы проводили по расписанию в течение 4 месяцев, экспериментальная группа провела 42 урока по понедельникам, средами пятницам по нашей программе.
38 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Направленность и содержание экспериментальной программы В основу экспериментальной программы положены теоретические и методические основы отечественной школы физического воспитания. В табл. 3.1 представлен тематический план программы. Таблица 3.1 Тематический план занятий
№ Темы занятий
Кол-во часов Описание примерного содержания занятий
1 2
3 4
1 Бег нам в сочетании с дыхательными упражнениями.
1 Повторный бег по дистанции
20 - 60 м со старта. Бег за лидером
2 Тактика бега на дистанции. Бег нам Бег равномерный и переменный нам, бег с различной интенсивностью, продолжительностью и отдыхом.
3 Сочетание работы рук, ног, туловища в беге на длинные дистанции.
1 Кросс на дистанции до 1 км.
4 Интервальная тренировка - чередование скорости бега.
1 Выполнения упражнений в максимальном темпе.
5 Бег на короткие дистанции на результат.
1 Бег 20, 30, 40, 50 мс Техника бега на короткие дистанции. Бег 30 м - работа рук, ног, корпуса.
1 Круговая тренировка скоростно-силовой направленности. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
7 Прыжок в длину с места на результат.
1 Прыжки с места на результат.
39 Продолжение таблицы 3.1 1
2 3
4 8
Упр-я на развитие гибкости с помощью партнера.
1
Упр-я с широкой амплитудой движения. Упр-я с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат.
9
Упр-я на развитие гибкости с элементами сложности.
1
Упр-я с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.
10
Упр-я на развитие гибкости с использованием собственной силы.
1
Упр-я типа полоса препятствий с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных, набивных мячей, ловлей и метанием мячей и др.
11 Упражнения на развитие гибкости на снарядах.
1 Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
12 Упражнения на развитие гибкости с полной амплитудой с предметами и без (махи, рывки, наклоны.
1 Упражнения на гимнастической стенке, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.
13 Челночный бег х м,3х10 м
1 Бег с ускорением, отработка поворотов.
14 Подъем туловища из положения лежа.
1 На время и количество.
40 Продолжение таблицы 3.1 1
2 3
4 15 Прыжок в длину с разбега
1 Бег с ускорением, прыжки в длину, тренировка приземления, тренировка отталкивания
16 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
1 Статика в упоре лежа, на количество, время
17 Контрольные нормативы по ГТО.
1 Сдача контрольных нормативов. Классическая структура внеклассного занятия, посвященного развитию двигательных качеств, состоит из трех основных частей подготовительной, основной и заключительной. Правильно подобранный игровой материал, как основное средство физического развития младших школьников, будет способствовать эффективному решению учебных задач в каждой части урока. Игры проходят в основной части урока, максимальная продолжительность 10-15 минут. По степени воздействия на организм их следует отнести к играм средней и высокой интенсивности. Основу подготовительной части урока составляют игры средней и низкой интенсивности продолжительностью 5-7 минута учебное содержание - общеразвивающие и тренировочные упражнения. В заключительной части урока проводятся игры малой интенсивности. Такие игры постепенно снижают показатели физических и эмоциональных нагрузок по окончании урока. Продолжительность игр 3-5 минут [28]. Из вышесказанного следует, что характер подвижных игру младших школьников более чем разнообразен. Чаще всего проводятся коллективные игры сгонщиками и без них, командные игры без прямого контакта с противником. Основное содержание игр - движения, способствующие улучшению и обогащению двигательного опыта бег, прыжки, уклонения, метание в цель и на расстояние, преодоление небольших препятствий, требующих ловкости и скорости без длительного стресса. Подвижные игры
41 должны занять важное место в развитии младших школьников, поскольку соответствуют их возрастным особенностям, задачам физического и нравственного воспитания. [24]. Игровой комплекс упражнений для развития быстроты.
1. Бег в движении и на месте с энергичной работой руками.
2. Бег с ускорением на месте ив движении.
3. Быстрое приседание и вставание.
4. Рывки с места из различных стартовых положений.
5. Бег с высоким подниманием бедра, с отведением прямых ног вперед, назад, семенящий бег.
6. Резкие перемены темпа бега на дистанциях 30, 60, 100 м.
7. Максимальная скорость бега на дистанции 20-30 мс предварительным разбегом (3-5 рывком, затем отдых 1 мин.
8. Эстафеты сведением мяча различными способами.
9. Ведение мяча с рывками, с изменением направления. Применительно к развитию скоростных способностей детей требуются оптимальные формы и методы обучения. Одним из таких методов является соревновательно-игровой, который применялся на стадии закрепления и совершенствования двигательного навыка. Рекомендуя тот или иной материал для использования на уроках физической культуры в школе, мы учитывали особенности физического развития учащихся, их эмоциональность, подвижность, относительную быстроту восстановительных процессов. В качестве примера предлагаем конспект урока физкультуры для младших школьников с включением подвижных игр с элементами игры волейбол. Конспект внеурочного занятия для 1 класса по теме Подвижные игры Тема урока Приём мяча снизу двумя руками. (НУ)
42 Цель развивать интерес к физической культуре на основе подвижных игр. Образовательные задачи
обучение детей коллективной и сплочённой игре формирование двигательных умений и навыков в беге с изменением
направления
закрепление умения и навыка в двигательном развитии качеств. Оздоровительные задачи
развивать двигательные качества. Воспитательные задачи
воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, коллективизма.
воспитание культуры поведения в спортивно-игровой деятельности Планируемые результаты Регулятивные коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные ориентироваться в разнообразии способов решения задач узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Тип урока комбинированный. Место проведения спортивный зал. Инвентарь свисток, мячи, волейбольная сетка. Использование технологий и методов групповой, соревновательный, игровые технологии. Длительность урока 45 мин.
43
3.2. Результаты педагогического эксперимента Разумное и правильное использование досуга, где элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить ряд негативных, антиобщественных действий (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголь и т. Д. И немаловажно, что физические нагрузки в период, когда идет процесс бурного развития организма, значительно облегчают решение общеобразовательных задач (нравственных, трудовых, эстетических. Результаты тестирования, проведенного вначале педагогического эксперимента, представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2 Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп вначале эксперимента. Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа Прыжок в длину с места, см
121,8±7,6 123,5±5,59 Бег 30 мс Челночный бег Хм, с
10,36±0,28 10,39±0,3 Наклон вперед из положения сидя, см
4,17±1,07 4,33±1,1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, раз
9,17±1,57 8,83±1,37
44 Анализ результатов тестирования показал, что уровень физической подготовленности контрольной и экспериментальной группы не имеет существенных различий (P <0,05).
Тестирование, проведенное в конце педагогического эксперимента показало на наличие более выраженных положительных изменений в уровне развития двигательных способностей обучающихся экспериментальной группы во всех тестах (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.
№ Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа
1. Прыжок в длину с места, см
121,8±7,6 135,3±4,62 2. Бег 30 мс. Челночный бег Хм, с
10,36±0,28 9,79±0,24 4. Наклон вперед из положения сидя, см
4,17±1,07 5,83±0,68 5. Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, раз
9,17±1,57 10,17±1,63
45 На рис.
3.1 представлены результаты контрольной и экспериментальной группы в прыжке в длину с места. Рис. 3.1. Результаты контрольной и экспериментальной группы в прыжке в длину с места вначале ив конце педагогического эксперимента, см.
Вначале эксперимента результаты тестирования групп были практически идентичны. В конце эксперимента уровень результата контрольной группы улучшился на 6,07% (P > 0,05), в экспериментальной - на 11,08% (P < 0,05).
123,5 121,8 131 135,3 115 120 125 130 135 140
КГ
ЭГ
Динамика результатов теста "Прыжок в длину с места",(см).
До эксперимента
После эксперимента
46 Результаты в беге нам с высокого старта представлены на рис. 3.2. Рис Результаты контрольной и экспериментальной групп в беге нам вначале ив конце эксперимента, с. В беге нам в контрольной группе результат улучшился на 2,25% (P
> 0,05), в экспериментальной - 6,14% (P < 0,05), что существенно выше.
6,82 6,68 6,67 6,27 5,9 6
6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9
КГ
ЭГ
Динамика результатов теста " Бег 30 м, с.
До эксперимента
После эксперимента
47 На рис. представлены результаты в челночном беге Хм. Рис. 3.3. Результаты тестирования контрольной и опытной групп в челночном беге Хм вначале ив конце опыта, п. В челночном беге, а также в прыжках в длину из положения стоя ив беге нам результаты тестов вначале эксперимента не имели существенных различий. По окончании педагогического эксперимента динамика результатов в обеих группах была достоверной и достоверно значимой. В контрольной группе результат улучшился нас, в процентном отношении прирост соответствует 4,14% (р <0,05). В опытной группе результат улучшился нас, прирост составил 5,5%, с достоверностью - p <0,05.
10,39 10,36 9,96 9,79 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 9,9 10 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5
КГ
ЭГ
Динамика результатов теста "Челночный бег хм, с.
До эксперимента
После эксперимента
48 Положительная динамика результатов контрольной и экспериментальной групп в тесте на гибкость (рис. Рис. 3.4. Результаты теста в наклоне вперед из положения сидя, см. Более выражена она в экспериментальной группе, прирост составил
39,8% при значимости - р < 0,05. В контрольной группе прирост составил
27% при значимости - р > 0,05.
4,33 4,17 5,5 5,83 0
1 2
3 4
5 6
7
КГ
ЭГ
Динамика результатов теста Наклон вперед из положения сидя, см.
До эксперимента
После эксперимента
49 В тесте силовой направленности произошли несущественные изменения в следствия возраста и продолжительности эксперимента (рис. 3.5). Рис. 3.5 Результаты в подтягивании на перекладине из виса лежа, раз В экспериментальной группе прирост результата составил 10,9%, в контрольной - 9,51%. В обеих группах прирост несущественный (р > 0,05).
8,83 9,17 9,67 10,17 8
8,5 9
9,5 10 10,5
КГ
ЭГ
Динамика результатов теста Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, количество раз.
До эксперимента
После эксперимента
50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты исследования показали, что подвижным играм в физическом воспитании обучающихся х классов уделяется недостаточное внимание. Полученные результаты свидетельствуют в пользу необходимости увеличения объема игровой деятельности первоклассников как в условиях продленного дня, таки непосредственно входе учебного процесса. Результаты исследования подтвердили научные данные о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для использования игровой деятельности в физическом воспитании, как основного средства формирования базовых основ здоровья. Полученные результаты позволяют считать, что задачи, поставленные вначале исследования, решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
51 ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта свидетельствуют, что внеурочная деятельность является составной частью развития личности ребёнка, в которой физической культуре отводится значимое место на пути формирования базовых основ здоровья. Входе исследований устанoвлено, что применяемые организационно- методические формы занятий физической культурой обучающихся начальных классов в условиях продленного дня не в полной мере соответствуют современным требованиям к технологии развития двигательных способностей и концепции физического воспитания подрастающего поколения.
1 2 3 4
3. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования в том, что игровая деятельность обучающихся начальных классов является наиболее адекватной на пути формирования базовой основой физического развития в многолетнем образовательном процессе. Доказано, что игровая деятельность обуслaвливает более выраженную динамику двигательных качеств
- в прыжке в длину с мест результаты контрoльной группы улучшились на 6,07%, экспериментальной - 11,08%;
- в беге нам в контрольной группе уровень результaтов повысился на 2,25%, в экспериментальной - 6,14%;
- в челночном беге Хм улучшение результaтов контрольной группе составило 4,14%, экспериментальной - 5,5%;
- в силовом компоненте мышц пoясничной части тела (пресса) в кoнтрольной группе прирoст составил 27%, в экспериментальной
- в подтягивании на переклaдине в висе лежa прирост результата контрольной группы составил 9,51%, экспериментальной -10,9%.
- в прыжке в длину с мест результаты контрoльной группы улучшились на 6,07%, экспериментальной - 11,08%;
- в беге нам в контрольной группе уровень результaтов повысился на 2,25%, в экспериментальной - 6,14%;
- в челночном беге Хм улучшение результaтов контрольной группе составило 4,14%, экспериментальной - 5,5%;
- в силовом компоненте мышц пoясничной части тела (пресса) в кoнтрольной группе прирoст составил 27%, в экспериментальной
- в подтягивании на переклaдине в висе лежa прирост результата контрольной группы составил 9,51%, экспериментальной -10,9%.
52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М Просвещение, 2014.
2. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
06 октября 2009 года № 373, последняя правка 18.05.15 г) – М Просвещение, 2018 гс. ГА. Абрамишвили, Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / ГА,
Абрамишвили, В. Ю. Карпов Ученые записки университета им. ПФ
Лесгафта. – 2014. – №. 11 (117). – С 4.
Алхасов, Д.С. Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для академического бакалавриата
/ Д.С. Алхасов. - М Издательство Юрайт, 2018. - 441 с.
5.
Андрианова, ОП. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / ОП. Андрианова//Евразийский научный журнал. – 2016. – №. 4. – С.
14-15.
6.
Антропова, Е. В. Основные виды и функции двигательной активности
/
Е.В.
Антропова//Наука
ЮУрГУ. Секции социальногуманитарных наук материалы й науч. конф./отв. за вып. СД
Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т.-Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.
– 2108 с.
7.
Байбородова СВ. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы // Вопросы науки и образования. 2018. № 16 (28). С. 48-50.
8.
Балмашев,
В.С. Коррекция отклонений в силовой подготовленности школьников учебное пособие / В. С. Балмашев. - Екатеринбург Изд. Рос. Гос. Проф.-пед. унта, 2014. - 70 с.