Файл: Стрижак Анатолий Петрович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 деятельности, времени года, но и от организации уровня физического воспитания. Наблюдениями педагогов доказано, что уровень развития физической активности детей начальной школы во многом определяется содержанием и характером двигательной активности, умением учителя целесообразно организовывать занятия физической культурой и грамотно регулировать разные двигательные действия школьников в школе и за ее пределами. - время уроков с использованием разных средств, форма также методов физического воспитания ... Рассматривая вопросы в организации двигательного режима и повышения двигательной активности детей младших классов, учитель обязан учитывать их характер их ежедневной активности, связанной со школьным образованием. В этом случае необходимо обратить большое внимание на первые классы. Для маленького ребенка начало обучения - критический период, когда он из игрока превращается в сидящего человека. Достаточно долгое сидение первоклассника за партой в процессе учебы приводит к уменьшению его физической активности. По нашим наблюдениям, активность первых классов снижается в среднем где-то на 35-40% в сравнении с дошкольниками. [30]. Если двигательная активность снизится мышечный аппарат, сердечно- сосудистая и дыхательная системы работают без нужной нагрузки. Это отрицательно скажется на физическом и психическом здоровье ребенка. Кроме того, сниженная двигательная активность приведет к ухудшению общей работоспособности детей младших классов. Если физической активности недостаточно, то достаточно заметны скелетные мышцы, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, иммунная система. Недостаток движения (гиподинамия) приводит к ухудшению осанки, искривлению позвоночника у детей младших классов. Как правило, у детей с недостаточным уровнем физической активности наблюдается значительная задержка физического развития и моторики. У них низкие темпы развития силы, скорости, ловкости, выносливости и координации движений.

13 При недостаточности активности у младших классов наблюдается уменьшение общей сопротивляемости организма различным заболеваниям. У детей с гипокинезией частота ОРЗ в 3-4 раза выше, чему их сверстников, имеющих подходящий уровень физической активности, который соответствуюет возрастной норме [6]. Если у младших классов есть потребность - движения не удовлетворяются и достигают оптимальных пределов, то есть ниже возрастной нормы, то происходит задержка в росте и развитии, снижение адаптационных и функциональных возможностей их организма. Что приведет к достаточно серьезным функциональным нарушениям развития органов и систем, к снижению успеваемости детей, что очень нежелательно для младших школьников. Следует подчеркнуть, что в связи с переходом от дошкольного образования к школьному образованию у детей в возрасте 6-7 лет объем двигательной активности достаточно снижается. По словам Боднара И.Р., с переходом от дошкольного образования к систематическому обучению в школе для детей 6-7 лет объем физической активности снижается на 50%. В связи с этим чрезвычайно важным направлением совместных усилий начальной школы и семьи является обеспечение детей младшего школьного возраста достаточным объемом повседневной физической активности »[21]. Целесообразно организованная физкультурно-оздоровительная работа в семье и школе - эффективное средство и метод компенсации двигательных нарушений и повышения двигательной активности младших классов. Оптимизация режима физической активности детей младших классов может быть достигнута за счет дополнительных занятий физической культурой после уроков с использованием дозированных физических нагрузок, которые необходимо подобрать с учетом возраста и уровня подготовленности. После наблюдения было видно, что правильное сочетание разных форм и видов учебных и внеклассных физических упражнений обеспечивает нужный


14 дневной объем физической нагрузки в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащихся младших классов. Чередование разнообразных видов физической нагрузки в учебный день и во внеклассные часы - одно из важнейших условий повышения физической и умственной работоспособности, атак же устранения перегрузок в учебе, снятия утомляемости ив обеспечении активного отдыха младших классов. Умение учителя правильно организовывать и проводить занятия по физическому воспитанию, рационально управлять различной двигательной активностью детей в учебной и после учебной деятельности по физическому воспитанию считается одним из главных педагогических требований к организации двигательного режима младших классов. [15]. Целесообразная организация физической активности младших классов предполагает учет их возраста и индивидуальных особенностей. Оттого, насколько правильно учитель выстраивает весь педагогический процесс, выполняет распорядок дня и режим физических нагрузок, зависит эффективность мероприятий по обеспечению соответствующей физической активности, защите нервной системы и профилактике переутомления у детей в начальных классах. Из всех составляющих распорядка дня физическая нагрузка наиболее заметно влияет на функциональное состояние детского организма. Этот вид физической активности требует создания благоприятной эмоционально-психологической среды и условий, обеспечивающих стабильную успеваемость детей на уроках [24]. Исходя из результатов нашего исследования мы установили, что основными причинами снижения физической активности младших школьников являются нарушение двигательного pежима в школе ив семье необоснованное освобождение детей от занятий физической культуpой; долгие мысленные поиски длительное пребывание детей в условиях малоподвижности вовремя тренировок и подготовки домашних заданий слабый контроль педагогов за самостоятельной двигательной активностью детей во внеурочное время. Все это приводит к ограничению двигательной

15 активности (гипокинезии) детей. Для оценки двигательного режима необходимо в повседневной практике определить общую продолжительность двигательного компонента в период бодрствования. Согласно рекомендации, это должно быть не менее 50% от времени бодрствования. Ив тоже время исследование распорядка дня детей младших классов показало, что физические нагрузки составляют небо лее 25 -30% от времени бодрствования. Атак же продолжительность физических нагрузок детей младшего школьного возраста в период бодрствования в два раза меньше от рекомендуемой. Повышение физической активности младших классов в дневном режиме следует обеспечить, прежде всего, организованными формами физического воспитания (уроки физкультуры, дополнительные занятия, секционные занятия, мобильные смены, гимнастика перед занятиями, минуты физического воспитания. . Помимо обязательных занятий физической культурой, стоит использовать внеклассные формы физического воспитания. В первую очередь следует обратить внимание на секционные и дополнительные занятия, которые способствуют развитию физических способностей, воспитанию физических и мо рально-волевых качеств и повышению двигательной активности младших классов. Чтобы физическая культура способствовала максимальному всестороннему развитию детей, усвоению различных знаний, формированию моторики ну ив тоже время не приводила к переутомлению, перенапряжению, при организации двигательной активности необходимо соблюсти следующие педагогические требования для увеличения двигательной активности и компенсации двигательной недостаточности у учащихся начальных классов просто необходимо упорядочить режим дня и режим двигательной активности детей стоит обеспечить надлежащий контроль за его выполнением учителями, школьными медицинскими работниками и родителями в подборе средств, форм и методов физического воспитания детей, которые направлены на оптимизацию режима двигательной активности младших классов, следует применять индивидуально- дифференцированный подход куч еникам и использовать физические упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития в подборе средств, форма также методов физического воспитания, направленных на оптимизацию режима двигательной активности младших школьников, следует применять индивидуально- дифференцированный подход куч еникам и использовать физические упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития создать развивающую предметную с еду и благоприятные педагогические условия для организации учебных и внешкольных занятий физической ку льтуpой исп ортом, которые способствуют повышению двигательной активности учащихся начальных классов и обеспечивают стабильную работоспособность детей на уроке для того, чтобы достичь большего оздоровительного и развивающего эффекта занятий физкультурой очень важно обеспечивать совместными усилиями учителей атак же родителей, надлежащий объем двигательной активности детей, доведение ее до возрастной нормы в течение дня и недели.


17
 в случае гигиенического нормирования физических нагрузок для детей с разным уровнем физического развития и физической подготовленности просто необходимо учитывать уровень достигнутого физического и умственного развития каждого ребенка и использовать средства, формы и методы физического воспитания, которые соответствуют их функциональным возможностям, которые не приводят кус талости; Путем рационального чередования разных видов деятельности учебная, игровая, трудовая) и четкой, продуманной организации игр амотного планирования всех режимов, ив том числе самостоятельной двигательной активности вовремя прогулок, секционных и дополнительных занятий во внеклассной деятельности можно обеспечить должный объем двигательной активности младших школьников. По нашим наблюдениям, недостаток двигательной активности у младших классов составляет от необходимой нормы для необходимого поддержания нормального уровня здоровья и физического развития. Общее количество занятий физкультурой исп ортом для детей младшего школьного возраста рекомендуется в среднем часов вне делю, включая обязательные занятия, секционные, дополнительные, самостоятельные занятия атак же домашние задания. И при этом средняя скорость физических нагрузок, включая все ее разновидности, для детей лет должна составлять не менее тысяч движений вдень. Наблюдения показали, что уже существующий двигательный режим недостаточно удовлетворяет необходимые потребности детей в движении. В связи с этим режим двигательной активности младших классов требует четкого планирования, регулирования в течение дня и недели.

18 Основные условия рационального планирования и построения фи зкультурно-оздоровительной работы, направленной на повышение физической активности детей младшего школьного возраста, являются организация физической активности детей на основе гуманизации и демократизации ее содержания с использованием имеющихся средства, формы и методы физического воспитания реализация индивидуально- дифференцированного подхода куч ащимся в выборе средств и форм занятий физической культурой с учетом возраста, индивидуальных особенностей и возможностей детей обеспечение равных доступов к физическим упражнениям атак же создание равных возможностей для всех детей заниматься физической культурой установление добрых, гуманных, доброжелательных и доверительных отношений между участниками педагогического процесса обеспечение самостоятельности, свободы действий за счет снятия жестких требований к студентам рациональное чередование различных видов деятельности и форм физических упражнений соблюдение дидактических принципов обучения (последовательность, последовательность, доступность, индивидуальность, осведомленность и активность. Если соблюдать эти педагогические условия, то значительно усиливается оздоровительный, воспитательный и развивающий эффект занятий физической культурой, направленных на повышение физической активности учащихся начальных классов.

1.3. Физическая культура в развитии двигательных способностей детей младшего школьного возраста Здоровье- бесценный актив не только каждого человека, но и всего общества. В современный период обучения наблюдается ухудшение самочувствия учащихся от младших классов к старшим, что в первую очередь связано сне благоприятным воздействием со циально-гигиенических факторов среды обитания. Развитие школы в современных условиях сопровождается интенсификацией работы студентов, увеличением количества информации, повсеместным внедрением новых технологий и компьютерных технологий в учебный процесс. [4] Между физическим воспитанием и состоянием здоровья современных школьников существует тесная связь. Главными задачами физического воспитания в подростковом возрасте считается укрепление здоровья ребенка, содействие нормальному физическому развитию, атак же формирование правильной осанки, увеличение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков повышение необходимости самостоятельно заниматься физическими упражнениями, осознанно использовать их с целью отдыха, укрепления здоровья. В этот период необходимо укрепить мышечную систему, воздействовать на се рдечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшить обменные процессы поддерживать надо лжном уровне жизненно важные двигательные качества, навыки исп особности человека. Интенсивность и вид физических нагрузок нужно подбирать с учетом возраста человека. Почему необходимо учитывать этот показатель В первую очередь, с возрастом меняется выносливость человека и физические возможности организма, и те же упражнения, которые ранее приносили пользу в 30, после могут негативно сказаться на здоровье. Кто муже интересы человека меняются с возрастом- не каждому ребенку может быть интересно подниматься поле стнице, а для большинства подростков садоводство будет малоинтересным.

20 Всемирная организация здравоохранения предложила свои рекомендации по упражнениям для каждой возрастной группы с учетом этих двух факторов- потребностей организма и возможных интересов в конкретном возрасте. Всего этих групп четыре дети младших классов, подростки, взрослые и люди пенсионного возраста. Длительность занятий для детей, подростков и людей среднего возраста должна быть небо лее чем 2 часа, для лиц пожилого возраста- небо лее чем 1,5 часа. Минимальная продолжительность занятий для людей любого возрастами нут вдень. Физическая активность детей очень высокая. Она очень необходима для нормального развития всех органов и систем организма, повышения устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды и снижения заболеваемости. Нормы для детей, подростков и людей среднего возраста. Физические нагрузки для детей младшего школьного возраста в рабочие дни включают прогулки до учебного заведения и дома (не менее минут, подвижные игры после школы раза в неделю. В выходные дни мероприятия должны быть более разнообразными длительные прогулки, посещение парка, бассейна, катание на велосипеде. Для подростков (старшеклассников) норма физических нагрузок выше. В возрасте лет ВОЗ рекомендует ходить в школу и домой в будние дни ходьбу можно заменить ездой на велосипеде, заниматься спортом раза в неделю. По выходным вы можете отправиться в поход, покататься на велосипеде, поплавать и заняться другими видами спорта. Основным симптомом физиологической незрелости является- мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом, которая сопровождается снижением двигательной активности. Таких детей отличает слабый тип нервной системы, невысокая выраженность положительных эмоций подавленное настроение, плаксивость и др, Эмоциональная нестабильность, низкая сопротивляемость к инфекционными простудным заболеваниям (снижение иммунитета, задержка полового развития (инфантилизм, низкая умственная отсталость и физическая работоспособность. Влет эти детине готовы ходить в школу. Количество детей, не достигших школьной зрелости в возрасте шести лет, составляет около. У незрелых детей в сравнении со зрелыми детьми умственная работоспособность ниже назначение МПК (л / мину мальчиков ниже на 15 ,8%, относительное значение
МПК ниже на 7,6%. %. Правильно организованная физическая активность является главным фактором борьбы с этим состоянием. Только постепенное наращивание мышечной нагрузки может нормализовать работу центральной нервной системы, сенсорных систем, секрецию желез внутренней секреции, работу органов кровообращения и дыхания и других систем организма. Дети первых лет жизни систематически занимаются плаванием, фигурным катанием, гимнастикой и акробатикой, да йвингом, теннисом. Начинается их подготовка кво лейболу, баскетболу, лыжам, легкой атлетике. Начало спортивной специализации в различных видах спорта, несмотря напр оцессы эпохального и индивидуального ускорения, должно, по мнению ряда экспертов, быть своевременным, а не ранним. Принуждение к физическим нагрузкам совсем недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностями индивидуальным возможностям детского организма.

22 В случае если ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности прикладываемых нагрузок может задерживать рост и развитие ребенка, стоит ограничивать спортивные достижения. При высоком психоэмоциональном стрессе и низком потреблении энергии спортивные упражнения могут задержать развитие сердечных функций. Имеются данные, что мальчики, начавшие заниматься плаванием влет, выполнили норматив мастера спорта в 66% случаев, а те, кто начал заниматься влет- только в 12 ,5% случаев. В тоже время оптимальные систематические упражнения необходимы для растущего организма. Повышенный двигательный режим увеличивает скорость созревания всех органов и систему детей дошкольного возраста. Ускоряется развитие физических качеств. Увеличение моторной плотности физического воспитания в дошкольных учреждениях на 20 -25% за счет внедрения элементов акробатики, различных игр и эстафет уже в течение года дает значительный прирост сил (особенно ума льчиков) и скоростно-силовой. возможности, увеличивающие дистанцию прыжков по сравнению с обычным режимом с низкой двигательной плотностью деятельности. Наряду с увеличением объема общей двигательной активности у дошкольников большое значение приобретает использование мануальных упражнений (движений рук. Специфическое влияние на формирование речи ребенка оказывает развитие ловкости рук, координации движений мизинца. Это связано стем, что двигательные центры движений пальцев расположены в коре головного мозга вне посредственной близости от двигательного центра речи. Чем более развита способность самостоятельно осуществлять речевую функцию и понимать речь посторонних, тем больше возможность осознанной речевой регуляции движений. Дети должны прежде всего использовать наглядные методы обучения. Демонстрация упражнений должна сопровождаться устными инструкциями, чтобы приучить детей к речевым сообщениям. Скорость основного обмена определяется генетически. Стоит обратить внимание, что систематические упражнения поддерживают достаточно высокий уровень, предотвращая возрастное снижение основного обмена исп особствует ускоренному увеличению массы тела. Увеличение количества мышечной массы увеличивает мышечную силу, укрепляет мышечный корсета также поддерживает устойчивую осанку, улучшает осанку ребенка. При раннем начале систематических физических упражнений стоит особенно тщательно регулировать статические нагрузки, которые вызывают негативные реакции хрупкого детского организма, ист оит избегать асимметричных перегрузок отдельных групп мышц, чтобы избежать непропорционального развития тела и функциональной асимметрии. Долгие систематические закаливающие процедуры у дошкольников воздушные и водяные ванны, подвижные игры) уравновешивают тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, атак же ускоряют развитие механизмов физической терморегуляции. Они снижают вероятность простудных заболеваний у детей. Младший школьный возраст благоприятен для изучения новых движений. Считается, что ребенок лет, осваивает около от общего количества моторных навыков, которые приобретены в жизни. При этому молодых спортсменов повышаются возможности варьирования движений во времени и пространстве, в зависимости от возникающих ситуаций повышается функциональная лабильность нервных и мышечных звеньев, подвижность нервных процессов в коре головного мозга. [1 2] При выполнении физических упражнений большее значение имеет интенсивность прикладываемых нагрузок. В младшем школьном возрасте в тестах с ве лоэргометрическими нагрузками до отказана ибольшее увеличение объема выполняемой работы наблюдалось только при выполнении нагрузок умеренной мощности от максимальной скорости вращения педалей. Прирост времени работы при нагрузках максимальной) и су бмаксимальной (8 0%) мощности самый низкий. Наибольший прирост темпа педалирования ивы носливости наблюдается в период от 7-8 доле т, причем ума льчиков прирост больше, чему девочек. Объем работ, выполняемых с большой мощностью от максимальной) за этот период увеличивается почти вдвое. Адаптация к циклическим работам разной мощности у младших классов сопровождается снижением уровня биоэлектрической активности мышц, улучшением координации мы шц-антагонистов, что отражает улучшение и экономию центральных регулирующих воздействий. У тренированных школьников по сравнению со сверстниками, не занимающимися физическими упражнениями, наблюдается ускорение процессов срабатывания и восстановления, появление периода установившегося состояния вовремя работы, проявление синхронизации частоты дыхания и дыхания. частота шагов. У юных фехтовальщиков, борцов, боксеров после одного года систематических спортивных тренировок наблюдалось достаточное сокращение времени двигательной реакции на свети звук, повышение возбудимости зрительной и двигательной систем и установление взаимоотношений. между двигательной иве гетативной системами. Анализ нормирования физических нагрузок с учетом возрастных особенностей показал, что при непрерывной циклической работе детей лет в течение минут величина нагрузки не должна превышать ПДК при мощность около ктм / мин / кг ), а в 10 -летнем возрасте при 20 - минутной работе- небо лее 1/3 ПДК (8 кгм / мин / кг. Максимальная большая продолжительность силовых циклических упражнений от максимальной) у младших школьников не должна была превышать минут су бмаксимальная нагрузка- небо лее 50 с максимальная нагрузка с. При ра звивании выносливости к различным циклическим нагрузкам рекомендуемый темп ходьбы для детей лет составляет шагов в минуту, для 9- 10 лет - 100-120. В лыжной тренировке наиболее эффективным для развития выносливости являлось сочетание физических нагрузок высокой и средней интенсивности (со скоростью им с. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании основы для всестороннего физического развития, атак же укрепления здоровья, формирования различных двигательных навыков и умений. Все это приводит к появлению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей невозможно без активного образа жизни (физического воспитания. Атак же было выявлено, что дефицит физической активности серьезно ухудшает здоровье по драстущего организма человека, ослабляет егоза щитные силы, не обеспечивает полноценного физического развития. Благодаря тому, что пик естественного развития, как правило приходится на более старший школьный возраст, основные двигательные способности и функциональные возможности могут быть достаточно эффективно повышены именно в школьном возрасте. Этот период является чувствительным ко всем физическим способностям человека. Позднее уже сложно развивать определенные способности. Кроме того, школьный возраст является наиболее благоприятным для обучения разным двигательным навыками умениям, что позволяет в будущем гораздо быстрее привыкнуть к выполнению освоенных движений в различных условиях двигательной активности. [2 4] В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что ив целом дает возможность успешно усвоить программный материал теоретических учебных дисциплин и программ физического воспитания. Целесообразное использование досуга, при котором элементы физической культуры являются достаточно эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, устраняет негативные проявления ряда антиобщественных действий (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголь и др. И, наконец, физическая активность в период активного роста организма значительно облегчают решение общеобразовательных задач нравственных, трудовых, эстетических. Закономерности физического развития детей школьного возраста. Правильное решение вопросов организации и методов проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, оптимального соотношения умственных и физических нагрузок возможно при соблюдении возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей характерных для определенных этапов развития детей. строго учитывается. В процессе физического воспитания стоит учитывать основные закономерности развития детского организма и не рассматривать ребенка как копию взрослого в миниатюре. Процесс развития ребенка подчинен следующим общим закономерностям неравномерность темпов роста и развития ге терохронность роста и развития отдельных органов и систем организма обусловленность роста и развития половыми особенностями детей биологическая надежность функциональных систем обусловленность процессов роста и развития генетическими ср едовыми факторами акселерация физического и физиологического развития организма. Неравномерный рост и развитие организма проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В периодат ивного роста организм ребенка очень чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды ив первую очередь, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активации двигательной активности. В школьные годы скачок роста наблюдается у детей лети в период полового созревания лет [7]. На фоне общей неравномерности темпов активного роста и развития некоторые дети опережают или отстают от сверстников. Опережающие ускорители) встречаются реже, чем отстающие. Обычно в конце разработки оба переходят примерно на один уровень.

28 Дети сот клонениями в развитии иск орости роста требуют строго дифференцированного подхода. Их зачисляют в подготовительные группы, группы здоровья. Регулярные упражнения способствуют их гармоничному росту и развитию. Разница между биологическими календарным возрастом в пределах лет считается нормой. Стоит различать внутригрупповое ускорение и эпохальное развитие. Внутригрупповое ускорение- это ускоренное развитие по сравнению с современными детьми и эпохальное в сравнении со сверстниками прошлого. Эпохальное ускорение более ярко проявляется в подростковом возрасте. Активный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы ибо леера нним созреванием ряда физиологических функций.
Ге терохронизм (неравномерность) хорошо прослеживается в росте двигательной функции. Основными показателями являются- выносливость, сила, скорость и ловкость- развиваются в школьный период с разной интенсивностью. Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет и наиболее выражен впервые года после полового созревания. У девочек мышечная сила достигает максимума раньше, чему мальчиков. Девочки достигают этого уровня к 15 годам, а мальчики только к 18 годам. Особенное значение имеет возрастное развитие выносливости. Более благоприятный период для развития выносливости - это возраст от 8 до 10 лет, в это время достаточно высока чувствительность к воздействиям малоинтенсивных физических упражнений. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается. Выносливость продолжает расти до 20-30 лет. При активном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии

29 силы, и наоборот. К моменту начала обучения в достаточной степени развиваются точность движений, ловкость и скорость К 13-14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и улучшаются до 15 лет. Таким образом, окончательное формирование различных органов и систем организма не происходит одновременно развитие двигательного анализатора заканчивается в среднем к 13-14 годам, развитие скелетных мышц длится гораздо дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам. Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности, заключаются в том, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чему их сверстников. Поэтому уже слет необходим дифференцированный подход к определению характера и интенсивности нагрузок. Стабилизация роста у мальчиков сейчас относится к 18-19 годам, ау девочек к 16-17 годам. Потенциальные возможности биологических функциональных систем очень высоки, поэтому относительно большие нагрузки возможно применять уже в младшем школьном возрасте (что подтверждается опытом занятий спортом в таких видах спорта, как гимнастика, плавание. Несмотря на большой запас прочности систем, предназначенных для самосохранения организма в критических ситуациях, значительные нагрузки стоит использовать с особой осторожностью, стоит учитывать физическую подготовленность и функциональные возможности организма. [21] Генетические факторы и факторы окружающей среды оказывают серьезное влияние на процессы роста и развития. Генетическая программа определяет скорость роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов и их биологическую надежность. Однако влияние внешней среды вносит существенные коррективы в эти программы. Более значимыми

30 факторами считается влияние внешней среды - уровень физической активности. Оптимальный режим физических нагрузок способствует гармоничному развитию, атак же недостаточная физическая нагрузка
(гипокения) или чрезмерная (гиперкинезия) оказывает отрицательное влияние. Колебания между этими значениями считаются оптимальными и благоприятно влияют на организм. Физическая активность – это мощный биологический регулятор наиболее правильного роста и развития детей. Нехватка физических нагрузок может привести к тому, что ученик воспитывается в неестественной для его возраста неподвижности, что чаще всего удобно для родителей и воспитателей, а для ребенка чревато патологическими изменениями в организме. Гигиенисты установили, что физическая активность учащихся общеобразовательных школ с традиционным двигательным режимом составляет 50-60% от естественной потребности в движении. Дефицит наблюдается у половины школьников 6-7 лету детей 9–12 лети у 70% школьников старшего возраста. Два-три урока физкультуры в неделю компенсируют всего 10-20% гигиенической нормы движений. [47] Большое значение в организации двигательного режима имеют занятия на свежем воздухе. Они самым лучшим образом влияют на работоспособность и здоровье детей. Развитие физической культуры обусловлено объективной необходимостью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности человека. Физическая культура - неотъемлемая часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования личности. Конечно, физические упражнения - это основная и практически единственная возможность, которая может предотвратить физическую деградацию украинского общества и сохранить здоровье населения.

31 Одним из эффективных средств улучшения здоровья и физической подготовленности детей считается выполнение физических упражнений [1, 3,
7]. Согласно результатам исследований в области биомедицинских и педагогических наук, физические упражнения являются мощным средством, способным обеспечить не только общее, но и целенаправленное развитие функций и систем организма человека. Следует отметить, что наряду с этим одной из актуальных проблем учебного процесса является формирование положительных мотивов занятия физкультурой и спортом. В психолого-педагогической литературе [5, 6] большое внимание уделяется изучению мотивации. Ученые в основном сосредоточились на мотивации поведения и активности, мотивации к учебной деятельности, мотивации и потребности в работе. Следует отметить, что каждый автор предлагает свое видение сущности мотивации и свой подход к теоретическому анализу мотивационной сферы, что значительно усложняет восприятие материала и его анализ. Поэтому на сегодняшний день не выработано единого подхода к структуре мотивационной сферы, а значит, и к способам формирования мотивов в той или иной деятельности. Многие ученые изучают мотивацию в сфере физического воспитания и спорта. Эти работы в основном посвящены занятиям спортом или спортом ив меньшей степени физическому воспитанию. В научных работах, посвященных изучению мотивации физического воспитания, авторы акцентировали внимание на некоторых аспектах педагогического процесса на индивидуальных занятиях. Только в последнее время был проведен ряд исследований, в которых отмечены особенности мотивации студентов к занятиям физкультурой. Следует отметить, что работы ограничиваются изучением только мотивационной сферы школьников. В них даются практические рекомендации, какие мотивы к занятиям физическими упражнениями следует формировать у студентов, ноне указываются способы их

32 формирования. Все это указывает на актуальность и указывает на необходимость исследований в этом направлении. Для повышения уровня физического развития младших школьников предлагаем использовать комплекс условий, обеспечивающих эффективность внешкольного физического воспитания. К организационно-педагогическим условиям этого комплекса относятся создание системы привлечения школьников к внеклассным занятиям по физическому воспитанию оптимальное соотношение видов деятельности, способствующих развитию активности, творческих способностей удовлетворить потребности и интересы студентов.
Социально-педагогические условия предлагаемого комплекса включают создание образовательной среды, благоприятной для развития личности ребенка внедрение инновационных форм организации внеаудиторной работы по физическому воспитанию рациональное структурирование свободного времени школьников, социально- педагогические механизмы повышения общей культуры учащихся улучшение кадрового обеспечения сферы досуга школьников. Внеклассные формы организации занятий включают в себя спортивные секции, спортивные соревнования в школе, походы, дни здоровья. Задачи внеаурочных занятий выявление детей со склонностью к определенным видам спорта, обеспечение детей активными здоровым отдыхом. Различные внеклассные занятия проводятся с учетом возраста, возможностей и интересов учеников. Формы проведения занятий во внешкольных учреждениях
 занятия физическими упражнениями в физкультурно- оздоровительных центрах
 занятия конкретным спортом в ДЮСШ или СДЮШОР;
 занятия на детских площадках, в парках культуры и др
 занятия в оздоровительных лагерях
 занятия в туристических лагерях.

33 Различные формы организации позволяют в полной мере удовлетворить запросы и интересы школьников. Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье
 физкультминутки;
 индивидуальные занятия
 утренняя гимнастика
 активный отдых
 семейные походы. Физическое развитие в школьном возрасте имеет достаточно важное значение [15], так как от своевременного развития физических навыков и способностей зависит не только физическая форма но состояние здоровья в будущем, но нравственное развитие ребенка. Почти 90% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья, а более
50%
- неудовлетворительную физическую подготовку. Количество школьников младшего возраста, которые являются практически здоровыми, составляет от 5 до 25%, различные отклонения в состоянии здоровья имеет каждый третий первоклассника к концу обучения в младшей школе – каждый второй ученик. Дальнейшие исследования позволят разработать необходимый индивидуальный режим специально организованной физической активности каждого школьника в зависимости от возраста, уровня здоровья, физического развития, соматотипу, что приведет к улучшению работы физиологических систем организма и укрепления здоровья разработать рекомендации для учителей по допустимой недельной нормы интенсивности физических нагрузок.

34 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1   2   3   4

2.1 Методы исследования
1. Педагогическое наблюдение.
2. Изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования
3. Изучение и анализ программ по физическому воспитанию обучающихся начальной школы.
4. Обобщение практического опыта.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики. Изучение и анализ литературных источников по исследуемой теме заключался в изучении отечественной специализированной литературы по проблеме повышения физического развития младших школьников. Педагогические наблюдения за физическим развитием младших школьников проводились в процессе организации и проведения педагогического эксперимента. Оценка уровня физической подготовленности обучающихся проводилась вначале ив конце педагогического эксперимента. В исследовании использованы следующие тесты
1. Прыжок в длину с места. Ребенок ставит обе стопы перед линией, затем сгибает ноги и выполняет прыжок вперед вверх для достижения максимальной длины прыжка. Данный тест выполняется трижды, фиксируется лучший результат.
2. Бег на отрезке 30 метров. Упражнение выполняется по правилам легкой атлетики, при этом школьник принимает и.п за линией старта, а бег выполняется с высокого старта. По сигналу он с максимальной скоростью бежит по дистанции и пересекает финишную черту. Регистрируется время дистанции.

35 3. Челночный бег 3 хм. Упражнение выполняется по правилам легкой атлетики, выполняют 2 участника, принимают и.п за линией старта, а бег выполняется с высокого старта. По команде « Марш ( с одновременным включение секундамеров он с максимальной скоростью бежит по дистанции, добегает до 10 метровой линии разворачивается и бежит в обратном направлении, добежать до старта, развернуться и финишировать на 10 метровой отметке. Регистрируется время дистанции. Тест выполняется один раз.
4. Гибкость позвоночника оценивается с помощью упражнения наклон вперед из сидячего положения. Ученик при тестировании босиком садится на пол так, чтобы его пятки касались линии АВ. Расстояние между пятками должно быть - 20-30 см. Стопы стоят вертикально к полу. Руки лежат между коленками ладонями вниз, колени остаются прямыми. По команде ученик медленно наклоняется вперед, стараясь дотянуться руками как можно дальше. Положение максимального наклона нужно фиксировать 2 секунды, удерживая пальцы на разметке. Результатом тестирования считается отметка в сантиметрах на разметке перпендикулярной линии АВ, в которой участник дотянулся кончиками пальцев рук в лучшей из двух попыток.
5. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине. Необходимо выполнить из исходного положения вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки и ноги прямые, ноги не касаются пола, ступни вместе. Из виса на прямых руках хватом сверху нужно подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 секунды. Тест выполняется один раз.
Результаты обработаны методами математической статистики с использованием программы Microsoft Excel. Методы математической статистики включили в себя расчет следующих значений среднего арифметического (М ошибка среднего арифметического (± m).