ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 г. ХИМКИ
УТВЕРЖДАЮ
И.О. директора МБОУ СОШ № 19 г. Химки
______________________ С.С. Иванов
« » августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АЛГЕБРА»
для 9 «Б» класса
(99 часов в год, 3 часа в неделю)
Базовый уровень
Составитель: учитель математики
МБОУ СОШ № 19 г. Химки
Соловьева Ева Ивановна
2021- 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденные приказом МО и науки РФ от 31.01.2012 №69, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Т.А. Бурмистрова. Алгебра. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014. -
Ю.М. Колягин, М.В Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Алгебра. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Выбранная мною авторская программа отвечает методическому обеспечению данного образовательного учреждения и государственным стандартам.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения алгебры, которые определены стандартом.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение алгебре в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
в направлении личностного развития:
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; -
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; -
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; -
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
в метапредметном направлении:
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; -
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; -
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; -
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
в предметном направлении:
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; -
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; -
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; -
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; -
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера -
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
ДАННЫЕ ЦЕЛИ ОБУСЛОВЛИВАЮТ
РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; -
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; -
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; -
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; -
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; -
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; -
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; -
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; -
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В ходе преподавания алгебры в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт.
В личностном направлении:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; -
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; -
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; -
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; -
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; -
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В метапредметном направлении:
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; -
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной, избыточной, точной и вероятностной информации; -
умение использовать и понимать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; -
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; -
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; -
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; -
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
В предметном направлении:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; -
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; -
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; -
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; -
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения; -
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; -
изображать числа точками на координатной прямой; -
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; -
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; -
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; -
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики; -
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; -
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; -
вычислять средние значения результатов измерений; -
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности, к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Согласно учебному плану на изучение алгебры в 9 классе отводится: 99 часов (3 часа в неделю; 33 учебных недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии:
-
арифметика; -
алгебра; -
функции; -
вероятность и статистика.
Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела:
-
логика и множества; -
математика в историческом развитии,
что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Логика и множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.