Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1725
Скачиваний: 77
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системы медицинского учреждения, призванные решать задачи по следующим направлениям: административное, медицинское, финансово-хозяйственное и научное.
Такой подход позволяет оперативно проводить анализ финансового состояния предприятия при повышении качества медицинского обслуживания, за счет приобретения нового медицинского оборудования и развития медицинской информатики (информатизация медицинской деятельности предприятия).
Медицинская информатика играет особую роль в процессе здравоохранения не только потому, что дает возможность проводить сравнительный анализ как внутри медицинской организации , так и в объединении. Это повышает конкуренцию и, как правило, выигрывает пациент. Вложенные средства в информационные технологии, являются наиболее эффективным при оптимизации управления.
Существующие медицинские информационные системы можно разделить по следующим критериям:
Если оценивать данные системы по уровню развития с точки зрения критериев, предложенных специалистами института медицинских записей (Medical Record Institute, USA), то они удовлетворяют условиям третьего-четвертого уровня развития информационных систем.
Новые требования в политике здравоохранения, а также бурное развитие компьютерных технологий ставят перед разработчиками программного обеспечения задачу создания комплексных систем автоматизации деятельности медицинских учреждений. Разработка и внедрение таких систем позволяет эффективно решать задачи интеграции всех имеющихся источников информации как медицинской, так и хозяйственной ориентации, облегчить работу медицинского персонала. Это выражается в увеличении скорости обработки информации различного типа, повышении оперативности принятия решений.
Система сбора и обработки информации в современной больнице должна выполнять столь много разнообразных функций, что их нельзя даже описать, а уж тем более автоматизировать в сколько-нибудь короткие сроки. Поэтому попытки создать всеобъемлющие автоматизированные больничные информационные системы на одной программно-технической базе прекратились еще в 80-х годах, и автоматизация обработки информации теперь обеспечивается с помощью комплекса взаимодействующих относительно автономных информационных систем отдельных подразделений или служб. Преимущество этого подхода состоит в том, что такие системы могут вводиться в эксплуатацию постепенно, по мере того как позволят финансовые возможности и возрастет степень готовности медицинского персонала к внедрению таких систем. Настоящая статья посвящена описанию развития комплекса больничных информационных систем и возникающих при этом проблем. За основу взят почти 30-летний опыт разработки и внедрения подобного комплекса в Центральной клинической больнице (ЦКБ).
Жизненный цикл автоматизированной информационной системы состоит из пяти основных стадий:
Средняя продолжительность жизненного цикла автоматизированной информационной системы составляет 10-15 лет. За последние тридцать лет наблюдается тенденция ее сокращения. Если система, разработанная для миникомпьютера образца 1980 года, могла прожить 15 и более лет, то системы для сетей персональных компьютеров живут не более 10 лет.
На этапе разработки автоматизированной информационной системы или подготовки к приобретению готовой системы проводится предпроектное обследование существующих потоков данных в автоматизируемом подразделении или службе больницы. Затем проектируется будущая человеко-машинная технология сбора и обработки данных. После этого разрабатывается или приобретается программное обеспечение, выполняющее наиболее существенные функции, а также выполняется проект создания или обновления вычислительных сетей больницы. На эти шаги разработки может уйти 1—2 года. В течение еще 1—2 лет ведется разработка остальных функций системы.
На следующем этапе внедряется разработанное или вновь приобретенное программное обеспечение. Этот этап включает в себя создание или обновление вычислительных сетей (в том числе закупку или модернизацию средств вычислительной техники), разработку или редактирование справочно-нормативной базы, обучение медицинского персонала и сопровождающих программистов, изменение штатов и другие организационные мероприятия. Этап внедрения перекрывается этапом разработки.
При внедрении разработанного или приобретенного программного обеспечения неизбежно выявляются ошибки проектирования или разработки. Кроме того, за достаточно длительное время разработки условия работы автоматизируемого подразделения или службы также могут измениться, и притом достаточно существенно.
Ошибки и изменения условий корректируются программистами, сопровождающими программное обеспечение информационной системы.
Автоматизированная информационная система эксплуатируется ее пользователями с помощью специально назначенного персонала (службы эксплуатации информационной системы), который поддерживает в рабочем состоянии вычислительные сети, используемые автоматизированной системой, а также ее программное обеспечение и базы данных. Эксплуатация системы начинается практически одновременно с сопровождением программного обеспечения и продолжается несколько дольше сопровождения.
По истечении жизненного цикла информационной системы она должна быть выведена из эксплуатации, то есть демонтирована. Процесс вывода из эксплуатации включает в себя физический демонтаж морально и физически устаревших компонентов вычислительных сетей, а также специфические подготовительные операции, обеспечивающие взаимодействие демонтируемой системы с той, что идет ей на замену (разработка и выполнение процедур выгрузки данных из старой системы и загрузки данных в новую и т.д.). Последние операции могут потребовать достаточно много времени (несколько лет в случае сложных систем).
При замене старой системы на новую жизненные циклы обеих систем должны быть состыкованы. Поскольку главным условием такой стыковки является непрерывность линии эксплуатации, то результат стыковки жизненных циклов должен быть таким, как показано на рис. 2. Ввод в эксплуатацию новой системы отмечен на этом рисунке пунктирной вертикальной линией. Это не означает, что старая система в этот момент прекращает работу: процесс ее демонтажа все еще продолжается, например, в старой системе выдаются годовые статистические отчеты.
При использовании компьютера в лабораторных медицинских исследованиях в программу закладывают определенный алгоритм диагностики. Создается база заболеваний, где каждому заболеванию соответствуют определенные симптомы или синдромы.В процессе тестирования,используя алгоритм,человеку задаются вопросы. На основании его ответов подбираются симптомы (синдромы), максимально соответствующие группе заболеваний. В конце теста выдается эта группа заболеваний с обозначением в процентах - насколько это заболевание вероятно у данного тестируемого. Чем выше проценты, тем выше вероятность этого заболевания. Сейчас делаются попытки создать такую систему (алгоритм), которая бы выдавала не несколько, а один диагноз. Но все это пока на стадии разработки и тестирования. Вообще, на сегодняшний день в мире создано более 200 компьютерных экспертных систем.
Системы информационного обеспечения с использованием современных средств вычислительной техники находят все большее применение в различных отраслях медицины и здравоохранения. Онкологическая служба не является исключением. Однако системного подхода или единой идеологии в информатизации онкологической службы нет.
Необходимость разработки системного информационного обеспечения медицинских технологий (обследование - лечение - реабилитация) очевидна. Все вопросы управления, ресурсного обеспечения, экспертизы должны решаться на основании отраженной в медицинском технологическом процессе информации. Информатизация и компьютеризация медицинских технологий в ряде случаев предполагает коренное изменение технологии работы врача с пациентом, алгоритмов, методик сбора, обработки информации и принятия управляющих решений.
Ощущается потребность в интеграции автоматизированных информационных систем, при создании которых необходимо учитывать следующие общие принципы:
внедряемые разработки должны стать частью автоматизированной информационной системы здравоохранения, предусматривать возможность обмена информацией, имеющей научное значение, и создания экспертных систем высокого класса;
при формализации информационных технологий следует опираться на общепринятые в международном сообществе онкологов рекомендации, документы, а также нормативные документы МЗ РФ.
Новые формы организации и функционирования отраслей здравоохранения, в том числе и онкологии, в современных социально-экономических условиях устанавливают все более жесткие требования к регламентации врачебных и организационно-управленческих действий и ответственности за принимаемые решения на всех технологических этапах.
Становится очевидным, что системотехника и системный подход должны стать частью методологии, способной охватить всю проблематику вопроса и дать ориентиры в комплексе проблем, в том числе: методологическое обоснование и формулировку целей, определение показателей конечного результата обслуживания, материальные ресурсы (медикаменты, медицинское имущество, инструменты, оборудование), нематериальные ресурсы (методы диагностики, профилактики и лечения, информационно-интеллектуальное обеспечение, методы контроля), технологическое обеспечение, оборудование и систематика.
Нами была разработана концепция и проект информационно-аналитической системы управления лечебно-диагностическим процессом онкологической клиники. Важнейшей задачей проекта является разработка и внедрение интегрированных информационно-диагностических систем, которые, основываясь на уже созданных структурах баз данных, дают врачу интеллектуальный инструмент для принятия решений с учетом всех разделов анализируемой информации.
Врач получает возможность на различных этапах работы визуализировать и объективизировать качественную информацию, создавать и поддерживать банк данных, сопряженный с различными информационными медицинскими системами, иметь доступ к экспертным системам постановки диагноза.
Концепция пожизненного персонального информационного атласа онкобольных и предрасположенных к заболеваниям раком основывается на сравнении и анализе диагностических признаков и клинических симптомов заболевания с компьютерной моделью человека в норме.
Функциональная структура системы включает в себя:
модель здорового человека - компьютерный медицинский атлас типичной структуры органов и диаг-ностических признаков в норме;
модель реального человека данного возраста, пола и т.п. - модифицированный компьютерный атлас с поправками на текущее состояние пациента, определенное с помощью различных методов диагностики;
диагностические правила и критерии выявле-ния доклинических признаков заболеваний, основы-вающиеся на интегральном и дифференциальном анализе всех отклонений от нормы.
Такой подход позволяет оперативно проводить анализ финансового состояния предприятия при повышении качества медицинского обслуживания, за счет приобретения нового медицинского оборудования и развития медицинской информатики (информатизация медицинской деятельности предприятия).
Медицинская информатика играет особую роль в процессе здравоохранения не только потому, что дает возможность проводить сравнительный анализ как внутри медицинской организации , так и в объединении. Это повышает конкуренцию и, как правило, выигрывает пациент. Вложенные средства в информационные технологии, являются наиболее эффективным при оптимизации управления.
Существующие медицинские информационные системы можно разделить по следующим критериям:
-
Медицинские системы, включающие в себя разрозненные несогласованные программы, решающие узкие задачи врачей-специалистов, таких как рентгенолог, УЗИ и т.д. К таким относятся система МЕДиНФОС (Ростовское НИИ акушерства и педиатрии), АРМы фирмы “ВИДАР” (г. Москва); -
Медицинские системы организации делопроизводства врачей и обработки медицинской статистики. Представителями являются “Авицена” (“Коста”, г. С-Петербург), “HS-пациент” (Hsoft, г. Калинград). Особо следует выделить систему “Эверест”, в которой намечается комплексный подход к построению информационной системы.
Если оценивать данные системы по уровню развития с точки зрения критериев, предложенных специалистами института медицинских записей (Medical Record Institute, USA), то они удовлетворяют условиям третьего-четвертого уровня развития информационных систем.
Новые требования в политике здравоохранения, а также бурное развитие компьютерных технологий ставят перед разработчиками программного обеспечения задачу создания комплексных систем автоматизации деятельности медицинских учреждений. Разработка и внедрение таких систем позволяет эффективно решать задачи интеграции всех имеющихся источников информации как медицинской, так и хозяйственной ориентации, облегчить работу медицинского персонала. Это выражается в увеличении скорости обработки информации различного типа, повышении оперативности принятия решений.
2.2. Больничные информационные системы
Система сбора и обработки информации в современной больнице должна выполнять столь много разнообразных функций, что их нельзя даже описать, а уж тем более автоматизировать в сколько-нибудь короткие сроки. Поэтому попытки создать всеобъемлющие автоматизированные больничные информационные системы на одной программно-технической базе прекратились еще в 80-х годах, и автоматизация обработки информации теперь обеспечивается с помощью комплекса взаимодействующих относительно автономных информационных систем отдельных подразделений или служб. Преимущество этого подхода состоит в том, что такие системы могут вводиться в эксплуатацию постепенно, по мере того как позволят финансовые возможности и возрастет степень готовности медицинского персонала к внедрению таких систем. Настоящая статья посвящена описанию развития комплекса больничных информационных систем и возникающих при этом проблем. За основу взят почти 30-летний опыт разработки и внедрения подобного комплекса в Центральной клинической больнице (ЦКБ).
Жизненный цикл автоматизированной информационной системы состоит из пяти основных стадий:
-
разработки системы или приобретения готовой системы; -
внедрения системы; -
сопровождения программного обеспечения; -
эксплуатации системы; -
демонтажа системы.
Средняя продолжительность жизненного цикла автоматизированной информационной системы составляет 10-15 лет. За последние тридцать лет наблюдается тенденция ее сокращения. Если система, разработанная для миникомпьютера образца 1980 года, могла прожить 15 и более лет, то системы для сетей персональных компьютеров живут не более 10 лет.
-
Разработка системы или приобретение готовой системы
На этапе разработки автоматизированной информационной системы или подготовки к приобретению готовой системы проводится предпроектное обследование существующих потоков данных в автоматизируемом подразделении или службе больницы. Затем проектируется будущая человеко-машинная технология сбора и обработки данных. После этого разрабатывается или приобретается программное обеспечение, выполняющее наиболее существенные функции, а также выполняется проект создания или обновления вычислительных сетей больницы. На эти шаги разработки может уйти 1—2 года. В течение еще 1—2 лет ведется разработка остальных функций системы.
-
Внедрение системы
На следующем этапе внедряется разработанное или вновь приобретенное программное обеспечение. Этот этап включает в себя создание или обновление вычислительных сетей (в том числе закупку или модернизацию средств вычислительной техники), разработку или редактирование справочно-нормативной базы, обучение медицинского персонала и сопровождающих программистов, изменение штатов и другие организационные мероприятия. Этап внедрения перекрывается этапом разработки.
-
Сопровождение программного обеспечения
При внедрении разработанного или приобретенного программного обеспечения неизбежно выявляются ошибки проектирования или разработки. Кроме того, за достаточно длительное время разработки условия работы автоматизируемого подразделения или службы также могут измениться, и притом достаточно существенно.
Ошибки и изменения условий корректируются программистами, сопровождающими программное обеспечение информационной системы.
-
Эксплуатация системы
Автоматизированная информационная система эксплуатируется ее пользователями с помощью специально назначенного персонала (службы эксплуатации информационной системы), который поддерживает в рабочем состоянии вычислительные сети, используемые автоматизированной системой, а также ее программное обеспечение и базы данных. Эксплуатация системы начинается практически одновременно с сопровождением программного обеспечения и продолжается несколько дольше сопровождения.
-
Демонтаж системы
По истечении жизненного цикла информационной системы она должна быть выведена из эксплуатации, то есть демонтирована. Процесс вывода из эксплуатации включает в себя физический демонтаж морально и физически устаревших компонентов вычислительных сетей, а также специфические подготовительные операции, обеспечивающие взаимодействие демонтируемой системы с той, что идет ей на замену (разработка и выполнение процедур выгрузки данных из старой системы и загрузки данных в новую и т.д.). Последние операции могут потребовать достаточно много времени (несколько лет в случае сложных систем).
-
Замена старой системы на новую
При замене старой системы на новую жизненные циклы обеих систем должны быть состыкованы. Поскольку главным условием такой стыковки является непрерывность линии эксплуатации, то результат стыковки жизненных циклов должен быть таким, как показано на рис. 2. Ввод в эксплуатацию новой системы отмечен на этом рисунке пунктирной вертикальной линией. Это не означает, что старая система в этот момент прекращает работу: процесс ее демонтажа все еще продолжается, например, в старой системе выдаются годовые статистические отчеты.
-
Использование компьютеров в медицинских лабораторных исследованиях
При использовании компьютера в лабораторных медицинских исследованиях в программу закладывают определенный алгоритм диагностики. Создается база заболеваний, где каждому заболеванию соответствуют определенные симптомы или синдромы.В процессе тестирования,используя алгоритм,человеку задаются вопросы. На основании его ответов подбираются симптомы (синдромы), максимально соответствующие группе заболеваний. В конце теста выдается эта группа заболеваний с обозначением в процентах - насколько это заболевание вероятно у данного тестируемого. Чем выше проценты, тем выше вероятность этого заболевания. Сейчас делаются попытки создать такую систему (алгоритм), которая бы выдавала не несколько, а один диагноз. Но все это пока на стадии разработки и тестирования. Вообще, на сегодняшний день в мире создано более 200 компьютерных экспертных систем.
-
Информационные технологии в онкологии
Системы информационного обеспечения с использованием современных средств вычислительной техники находят все большее применение в различных отраслях медицины и здравоохранения. Онкологическая служба не является исключением. Однако системного подхода или единой идеологии в информатизации онкологической службы нет.
Необходимость разработки системного информационного обеспечения медицинских технологий (обследование - лечение - реабилитация) очевидна. Все вопросы управления, ресурсного обеспечения, экспертизы должны решаться на основании отраженной в медицинском технологическом процессе информации. Информатизация и компьютеризация медицинских технологий в ряде случаев предполагает коренное изменение технологии работы врача с пациентом, алгоритмов, методик сбора, обработки информации и принятия управляющих решений.
Ощущается потребность в интеграции автоматизированных информационных систем, при создании которых необходимо учитывать следующие общие принципы:
внедряемые разработки должны стать частью автоматизированной информационной системы здравоохранения, предусматривать возможность обмена информацией, имеющей научное значение, и создания экспертных систем высокого класса;
при формализации информационных технологий следует опираться на общепринятые в международном сообществе онкологов рекомендации, документы, а также нормативные документы МЗ РФ.
Новые формы организации и функционирования отраслей здравоохранения, в том числе и онкологии, в современных социально-экономических условиях устанавливают все более жесткие требования к регламентации врачебных и организационно-управленческих действий и ответственности за принимаемые решения на всех технологических этапах.
Становится очевидным, что системотехника и системный подход должны стать частью методологии, способной охватить всю проблематику вопроса и дать ориентиры в комплексе проблем, в том числе: методологическое обоснование и формулировку целей, определение показателей конечного результата обслуживания, материальные ресурсы (медикаменты, медицинское имущество, инструменты, оборудование), нематериальные ресурсы (методы диагностики, профилактики и лечения, информационно-интеллектуальное обеспечение, методы контроля), технологическое обеспечение, оборудование и систематика.
Нами была разработана концепция и проект информационно-аналитической системы управления лечебно-диагностическим процессом онкологической клиники. Важнейшей задачей проекта является разработка и внедрение интегрированных информационно-диагностических систем, которые, основываясь на уже созданных структурах баз данных, дают врачу интеллектуальный инструмент для принятия решений с учетом всех разделов анализируемой информации.
Врач получает возможность на различных этапах работы визуализировать и объективизировать качественную информацию, создавать и поддерживать банк данных, сопряженный с различными информационными медицинскими системами, иметь доступ к экспертным системам постановки диагноза.
Концепция пожизненного персонального информационного атласа онкобольных и предрасположенных к заболеваниям раком основывается на сравнении и анализе диагностических признаков и клинических симптомов заболевания с компьютерной моделью человека в норме.
Функциональная структура системы включает в себя:
модель здорового человека - компьютерный медицинский атлас типичной структуры органов и диаг-ностических признаков в норме;
модель реального человека данного возраста, пола и т.п. - модифицированный компьютерный атлас с поправками на текущее состояние пациента, определенное с помощью различных методов диагностики;
диагностические правила и критерии выявле-ния доклинических признаков заболеваний, основы-вающиеся на интегральном и дифференциальном анализе всех отклонений от нормы.