ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методико-литературоведческий анализ
материала изучаемой темы: «В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».
Обязательная часть
-
Творчество данного писателя изучается не в первый раз: в 5 классе обучающиеся знакомятся с таким произведением В.П. Астафьева, как «Васюткино озеро». В старших классах ребята познакомятся с повестью «Царь-рыба» и др. произведениями писателя, данными на самостоятельное изучение. -
В качестве терминов, вошедших в глоссарий, были использованы следующие понятия: рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет. -
Биография писателя была дана учителем в краткой, но емкой и доступной форме с основой на статью учебника и иные источники. -
Посредствам вышеуказанной информации, а также благодаря представленному видеоролику и мультимедийной презентации, был освещен творческий путь писателя. -
Хронология: -
Персоналии: -
Теоретическая составляющая учебника представляет собой небольшую статью, посвященную жизненном и творческому пути писателя.
Методический раздел учебника: вопросы по жизни и творчеству писателя?
8. Формируемые общеучебные умения и навыки в процессе изучения темы:понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения, формируют общее представление о жизни и творчестве В.П. Астафьева; актуализируют знания по теории литературы.
-
Трудности усвоения темы возникли при работе над литературоведческим аппаратом, что обусловлено слабыми знаниями школьников в данной области. -
Дляактуализация знаний обучающихся по теме была проведена работа с эпиграфом к данному уроку и аналитическая беседа. -
Метапредметные связи в рамках изучаемой темы заключались в интеграции урока литературы с кинематографией (просмотре видеоролика). -
Определение места урока в системе уроков по данной теме, его типа, вида и структурных компонентов: данный урок является первым уроком в системе урока, тип урока – комбинированный, структурные компоненты: Организационно-мотивационный этап, Подготовка к открытию новых знаний, Открытие новых знаний, Подведение итогов, Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. -
Формулирование целей урока: воспитывающие: воспитывать у школьников понятие о честности и правдивости, об истинной доброте и человечности; бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе; обучающие: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева,показав автобиографический характер рассказа,отметив особенности его композиции, своеобразие языка; актуализировать литературоведческие знания школьников о жанре рассказа, структуре художественного произведения;; развивающие: развивать аналитические умения (сравнение, наблюдение, обобщение); творческие способности и воображение школьников; развивать умение характеризовать героев литературного произведения. -
Личностные–понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения.Предметные – формируют общее представление о жизни и творчестве В.П. Астафьева; актуализируют знания по теории литературы.
Метапредметные:
– регулятивные УУД:умеют определять тему урока, его цели; рефлексия и самооценка на этапах урока и при подведении итогов.
– познавательные УУД:осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
– коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной монологической речи и в диалоге; обосновывают высказанное суждение, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности.
-
Обоснование целесообразности использования на уроке современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход, а также методов, приемов и средств обучения литературе: на уроке использовались такие современные технологии, как: ИКТ (использование презентационного материала и видеоролика о жизни и творчестве В.П. Астафьева), диалоговая (при анализе рассказа), технология творческого развития (на этапе подведения итогов урока), личностно-ориентированная (цель которой в разностороннем, свободном и творческом развитие ребёнка как субъекта деятельности; методы, примененные на уроке: словесный метод (прием – слово учителя), метод беседы (прием – эмоционально-оценочная, аналитическая беседы), метод самостоятельной работы (прием – творческое задание на этапе рефлексии), творческое чтение (прием – выразительно чтение), эврестический (прием – поиск ответа на проблемный вопрос), исследовательский метод(прием – частично-поисковая работа, исследовательская работа в группах). -
Формы контроля знаний, умений и навыков, разновидности опроса при проверке заданий разных типов: вопросы учителя на знание содержания текста, эмоционально-оценочная беседа, работа с эпиграфом, аналитическая беседа, выполнение творческого задания. -
Учитель как творческая личность: -
Формы организации взаимодействия учителя и обучающихся: демократический метод преподавания (диалог «учитель-ученик», помощь ученикам в вопросах, вызывающих затруднения, общение на основе увлеченности совместной деятельностью), индивидуальная, групповая, коллективная. -
Рефлексия по итогам урока: рефлексия состояла из двух этапов: 1) заключительное слово учителя и 2) творческое задание, выполнение обучающимися на «отлично», с интересом. -
Сделать: урок прошел так, как и был запланирован с небольшими корректировками, связанными с незнанием всех обучающихся литературоведческих терминов, цели, поставленные на уроке, были достигнуты в полном объеме. Но учителю нужно больше внимания уделять на содержательную сторону урока (знают ли ученики литературные тексты или нет).
Вариативная часть
Дополнительные вопросы и задания:
Знание текста – большая половина класса знает полное содержание текста рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Композиция произведения (новаторство писателя) –
Сюжет произведения: экспозиция –
Действующие лица:
Бабушка Екатерина Петровна
Витя – внук ее
Дедушка
Дядя Левонтия – сосед
Тетка Васеня – жена Левонтия
Их ребятишки
Сведения по теории литературы: рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет.
Виды наглядности на уроке. ИКТ: мультимедийная презентация, видеоролик о жизни и творчестве писателя, наглядный материал для образной характеристики героев, раздаточный материал для рефлексии.
Знание определений ключевых слов (терминологический словарь): рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет.
Лингвометодический анализ материала
изучаемой темы: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
Обязательная часть
1. Вопросы преемственности и перспективности: данный урок является одним из уроков в системе уроков по развитию речи.
2. Глоссарий (терминологический словарь): сочинение-описание, рассказ-повествование, профессионализмы (термины, применяемые в речи художника).
3. Теоретическая часть учебника:
4. Умения и навыки, над которыми должна вестись работа при изучении этой темы: должны уметь составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему;научиться создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине, извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия); пониматьинтерпретационныесвязи различных видов искусства (живопись, музыка, литература).
4. Трудности усвоения отдельных вопросов и чем определяются эти трудности:
5. Повторение материала, предусмотренного учебником:
6. Работа по развитию речи: а) по обогащению словаря (новые понятия – этюдник); б) над правильностью речи (устные ответы учащихся на вопросы учителя); в) над связностью речи(устные ответы учащихся на вопросы учителя).
7. Межпредметныесвязи или интеграция предметов: связь с литературой – поэтические тексты для восприятия обучающимися произведения искусства; с музыкой – прослушивание аудиозаписи произведения П.И. Чайковского «Времена года. Май» для создания творческого настроя.
8. Определение типа урока, его структурных компонентов: урок по типу, структура: Организационно-мотивационный этап, Мотивация к учебной деятельности, Подготовка к написанию сочинения-описания, Подведение итогов урока.
9. Определение места урока в системе уроков по данной теме:
10. Формулирование триединой цели урока: формировать навык написания сочинения-описания, используя отобранные задания, языковые клише, справочные материалы.
11. Определение задач урока: воспитывающие: воспитывать у обучающихся чувство прекрасного посредствам наблюдение за пробуждающейся природой; формировать у школьников интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В. Сыромятниковой; создавать условия для коллективной и групповой работы, формируя навыки коммуникации; обучающие:способствовать формированию умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему;учить создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине, извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия); содействовать формированию интерпретационных умений, интегрируя различные виды искусства (живопись, музыка, литература); развивающие:развивать и обогащать лексический запас обучающихся; создавать условия для применения образных характеристик, выражающих замысел художника;развивать логическое мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.
12. Планируемые результаты обучения:
Личностные–сформировано эмоционально-положительное восприятиепредставленного произведения искусства, навыки групповой и коллективной работы; возник интерес к изучению и описанию произведений искусства.
Предметные –формируют умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему, интерпретационные умения, интегрируя различные виды искусства (живопись, музыка, литература);умеют создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине,извлекая информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия).
Метапредметные:
– регулятивные УУД:определяют тему урока и его цели; рефлексия и самооценка на этапах урока и при подведении итогов.
– познавательные УУД:осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
– коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной монологической речи и в диалоге; обосновывают высказанное суждение, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности.
13. Обоснование целесообразности использования на уроке принципов, методов, приемов и средств обучения, ИКТ: на уроке использовались методы: словесный метод (прием – слово учителя, сообщение обучающегося о творческом пути Е.В. Сыромятниковой), наглядный метод (прием – показ мультимедийной презентации), метод эврестической беседы (прием – вопросы учителя по теме), практический метод (прием – поиск ответов на вопросы учителя), исследовательский метод (исследовательская работа в группах), творческий метод (прием – эмоционально-оценочная беседа).
14. Определение разновидностей опроса при проверке домашнего задания и выполнении упражнений разных типов:
15. Формы контроля знаний, умений и навыков: беседа по теме, исследовательская работа в группах.
16. Подведение итога урока: аналитическая беседа по теме.
17. Сделать вывод: урок прошел так, как и был запланирован с небольшими корректировками, цели, поставленные на уроке, были достигнуты в полном объеме. Но учителю нужно больше внимания уделять обогащению лексического запаса обучающихся.
Вариативная часть
Дополнительные вопросы и задания:
Выполнение отдельных видов (фрагментов) языкового анализа:
Знание орфограмм (71) и пунктограмм (15) и условия формирования орфографической и пунктуационной зоркости:
Виды наглядности на уроке ИКТ: мультимедийная презентация, аудиозапись стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…», аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Май»..
Знание определений ключевых слов (терминологический словарь): сочинение-описание, рассказ-повествование, профессионализмы (термины, применяемые в речи художника).