Файл: Рассказ Конь с розовой гривой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методико-литературоведческий анализ

материала изучаемой темы: «В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Обязательная часть

  1. Творчество данного писателя изучается не в первый раз: в 5 классе обучающиеся знакомятся с таким произведением В.П. Астафьева, как «Васюткино озеро». В старших классах ребята познакомятся с повестью «Царь-рыба» и др. произведениями писателя, данными на самостоятельное изучение.

  2. В качестве терминов, вошедших в глоссарий, были использованы следующие понятия: рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет.

  3. Биография писателя была дана учителем в краткой, но емкой и доступной форме с основой на статью учебника и иные источники.

  4. Посредствам вышеуказанной информации, а также благодаря представленному видеоролику и мультимедийной презентации, был освещен творческий путь писателя.

  5. Хронология:

  6. Персоналии:

  7. Теоретическая составляющая учебника представляет собой небольшую статью, посвященную жизненном и творческому пути писателя.

Методический раздел учебника: вопросы по жизни и творчеству писателя?

8. Формируемые общеучебные умения и навыки в процессе изучения темы:понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения, формируют общее представление о жизни и творчестве В.П. Астафьева; актуализируют знания по теории литературы.

  1. Трудности усвоения темы возникли при работе над литературоведческим аппаратом, что обусловлено слабыми знаниями школьников в данной области.

  2. Дляактуализация знаний обучающихся по теме была проведена работа с эпиграфом к данному уроку и аналитическая беседа.

  3. Метапредметные связи в рамках изучаемой темы заключались в интеграции урока литературы с кинематографией (просмотре видеоролика).

  4. Определение места урока в системе уроков по данной теме, его типа, вида и структурных компонентов: данный урок является первым уроком в системе урока, тип урока – комбинированный, структурные компоненты: Организационно-мотивационный этап, Подготовка к открытию новых знаний, Открытие новых знаний, Подведение итогов, Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  5. Формулирование целей урока: воспитывающие: воспитывать у школьников понятие о честности и правдивости, об истинной доброте и человечности; бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе; обучающие: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева,показав автобиографический характер рассказа,отметив особенности его композиции, своеобразие языка; актуализировать литературоведческие знания школьников о жанре рассказа, структуре художественного произведения;; развивающие: развивать аналитические умения (сравнение, наблюдение, обобщение); творческие способности и воображение школьников; развивать умение характеризовать героев литературного произведения.

  6. Личностныепонимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения.Предметные – формируют общее представление о жизни и творчестве В.П. Астафьева; актуализируют знания по теории литературы.


Метапредметные:

регулятивные УУД:умеют определять тему урока, его цели; рефлексия и самооценка на этапах урока и при подведении итогов.

познавательные УУД:осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной монологической речи и в диалоге; обосновывают высказанное суждение, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности.

  1. Обоснование целесообразности использования на уроке современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход, а также методов, приемов и средств обучения литературе: на уроке использовались такие современные технологии, как: ИКТ (использование презентационного материала и видеоролика о жизни и творчестве В.П. Астафьева), диалоговая (при анализе рассказа), технология творческого развития (на этапе подведения итогов урока), личностно-ориентированная (цель которой в разностороннем, свободном и творческом развитие ребёнка как субъекта деятельности; методы, примененные на уроке: словесный метод (прием – слово учителя), метод беседы (прием – эмоционально-оценочная, аналитическая беседы), метод самостоятельной работы (прием – творческое задание на этапе рефлексии), творческое чтение (прием – выразительно чтение), эврестический (прием – поиск ответа на проблемный вопрос), исследовательский метод(прием – частично-поисковая работа, исследовательская работа в группах).

  2. Формы контроля знаний, умений и навыков, разновидности опроса при проверке заданий разных типов: вопросы учителя на знание содержания текста, эмоционально-оценочная беседа, работа с эпиграфом, аналитическая беседа, выполнение творческого задания.

  3. Учитель как творческая личность:

  4. Формы организации взаимодействия учителя и обучающихся: демократический метод преподавания (диалог «учитель-ученик», помощь ученикам в вопросах, вызывающих затруднения, общение на основе увлеченности совместной деятельностью), индивидуальная, групповая, коллективная.

  5. Рефлексия по итогам урока: рефлексия состояла из двух этапов: 1) заключительное слово учителя и 2) творческое задание, выполнение обучающимися на «отлично», с интересом.

  6. Сделать: урок прошел так, как и был запланирован с небольшими корректировками, связанными с незнанием всех обучающихся литературоведческих терминов, цели, поставленные на уроке, были достигнуты в полном объеме. Но учителю нужно больше внимания уделять на содержательную сторону урока (знают ли ученики литературные тексты или нет).



Вариативная часть

Дополнительные вопросы и задания:

Знание текста – большая половина класса знает полное содержание текста рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Композиция произведения (новаторство писателя) –

Сюжет произведения: экспозиция –

Действующие лица:

Бабушка Екатерина Петровна

Витя – внук ее

Дедушка

Дядя Левонтия – сосед

Тетка Васеня – жена Левонтия

Их ребятишки

Сведения по теории литературы: рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет.

Виды наглядности на уроке. ИКТ: мультимедийная презентация, видеоролик о жизни и творчестве писателя, наглядный материал для образной характеристики героев, раздаточный материал для рефлексии.

Знание определений ключевых слов (терминологический словарь): рассказ, образ литературного героя, композиция художественного произведения, сюжет.

Лингвометодический анализ материала

изучаемой темы: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
Обязательная часть

1. Вопросы преемственности и перспективности: данный урок является одним из уроков в системе уроков по развитию речи.

2. Глоссарий (терминологический словарь): сочинение-описание, рассказ-повествование, профессионализмы (термины, применяемые в речи художника).

3. Теоретическая часть учебника:

4. Умения и навыки, над которыми должна вестись работа при изучении этой темы: должны уметь составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему;научиться создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине, извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия); пониматьинтерпретационныесвязи различных видов искусства (живопись, музыка, литература).

4. Трудности усвоения отдельных вопросов и чем определяются эти трудности:

5. Повторение материала, предусмотренного учебником:

6. Работа по развитию речи: а) по обогащению словаря (новые понятия – этюдник); б) над правильностью речи (устные ответы учащихся на вопросы учителя); в) над связностью речи(устные ответы учащихся на вопросы учителя).


7. Межпредметныесвязи или интеграция предметов: связь с литературой – поэтические тексты для восприятия обучающимися произведения искусства; с музыкой – прослушивание аудиозаписи произведения П.И. Чайковского «Времена года. Май» для создания творческого настроя.

8. Определение типа урока, его структурных компонентов: урок по типу, структура: Организационно-мотивационный этап, Мотивация к учебной деятельности, Подготовка к написанию сочинения-описания, Подведение итогов урока.

9. Определение места урока в системе уроков по данной теме:

10. Формулирование триединой цели урока: формировать навык написания сочинения-описания, используя отобранные задания, языковые клише, справочные материалы.

11. Определение задач урока: воспитывающие: воспитывать у обучающихся чувство прекрасного посредствам наблюдение за пробуждающейся природой; формировать у школьников интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В. Сыромятниковой; создавать условия для коллективной и групповой работы, формируя навыки коммуникации; обучающие:способствовать формированию умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему;учить создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине, извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия); содействовать формированию интерпретационных умений, интегрируя различные виды искусства (живопись, музыка, литература); развивающие:развивать и обогащать лексический запас обучающихся; создавать условия для применения образных характеристик, выражающих замысел художника;развивать логическое мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

12. Планируемые результаты обучения:

Личностныесформировано эмоционально-положительное восприятиепредставленного произведения искусства, навыки групповой и коллективной работы; возник интерес к изучению и описанию произведений искусства.

Предметные –формируют умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему, интерпретационные умения, интегрируя различные виды искусства (живопись, музыка, литература);умеют создавать рассказ-повествование на основе изображенного на картине,извлекая информацию, представленную в разных формах (репродукция картины, музыка, поэзия).


Метапредметные:

регулятивные УУД:определяют тему урока и его цели; рефлексия и самооценка на этапах урока и при подведении итогов.

познавательные УУД:осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной монологической речи и в диалоге; обосновывают высказанное суждение, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности.

13. Обоснование целесообразности использования на уроке принципов, методов, приемов и средств обучения, ИКТ: на уроке использовались методы: словесный метод (прием – слово учителя, сообщение обучающегося о творческом пути Е.В. Сыромятниковой), наглядный метод (прием – показ мультимедийной презентации), метод эврестической беседы (прием – вопросы учителя по теме), практический метод (прием – поиск ответов на вопросы учителя), исследовательский метод (исследовательская работа в группах), творческий метод (прием – эмоционально-оценочная беседа).

14. Определение разновидностей опроса при проверке домашнего задания и выполнении упражнений разных типов:

15. Формы контроля знаний, умений и навыков: беседа по теме, исследовательская работа в группах.

16. Подведение итога урока: аналитическая беседа по теме.

17. Сделать вывод: урок прошел так, как и был запланирован с небольшими корректировками, цели, поставленные на уроке, были достигнуты в полном объеме. Но учителю нужно больше внимания уделять обогащению лексического запаса обучающихся.

Вариативная часть

Дополнительные вопросы и задания:

Выполнение отдельных видов (фрагментов) языкового анализа:

Знание орфограмм (71) и пунктограмм (15) и условия формирования орфографической и пунктуационной зоркости:

Виды наглядности на уроке ИКТ: мультимедийная презентация, аудиозапись стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…», аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Май»..

Знание определений ключевых слов (терминологический словарь): сочинение-описание, рассказ-повествование, профессионализмы (термины, применяемые в речи художника).