Файл: Планконспект Коррекция социальной дезадаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 7.3

Задание 1. Составьте опорный план-конспект «Коррекция социальной дезадаптации». При написании конспекта обратите внимание на следующие моменты:

1) характеристики коррекционной работы

2) основные направления коррекционной работы

3) особенности процесса коррекции при уже имеющихся отклонениях

 Ответ: Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

- психолого-педагогический эксперимент,

- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

- беседы с учащимися, учителями и родителями,

- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.) и др.

- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),


- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

- разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

- занятия индивидуальные и групповые,

- игры, упражнения, этюды,

- психокоррекционные методики и технологии,

- беседы с учащимися,

- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.



4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

- лекции для родителей,

- анкетирование педагогов, родителей,

- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать.

еклама

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку, неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх за свою не успешность, неполноценность, а это путь к хронической не успешности, к торможению развития. Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, детей. 
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т. д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.

Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово, так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте. На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном.

Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии реб ѐ нка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семь ѐ й, сверстниками

1.Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях

2.Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.

3 Определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях. 4.Работа по развитию навыков эффективного взаимодействия и социальной компетентности дошкольников

5.Обучение навыкам анализа ситуаций общения

6. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении


7. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения

Задание 2. Составьте характеристику общих и специальных принципов коррекционной работы с детьми, демонстрирующих признаки социальной дезадаптации.

Ответ:

 Принцип единства и коррекции Данный принцип основан на целостности коррекционного процесса, направленного на оказание психологической помощи ребенку в процессе обучения. В коррекционном обучении данный принцип является основополагающим. Результат всей организованной и реализованной педагогом обучающей работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины проведенной диагностики психических и психофизиологических отклонений у ребенка.
2. Принцип коррекции «сверху вниз» Данный принцип был выдвинут Л. С. Выготским, направлен на организацию учебной деятельности, при реализации которой в центре внимания педагога находится завтрашний день развития. Основным содержанием коррекционной работы, осуществляемой педагогом, является создание «зоны ближайшего развития» ребенка. Принцип коррекции «сверху вниз» направлен на опережение и строится как психологическая деятельность, имеющая направление на своевременное формирование психологических новообразований у ребенка.
3. Принцип коррекции «снизу-вверх» Реализация данного принципа предполагает, что в качестве основного содержания организованной коррекционной работы, находятся упражнения и тренировочные задания, направленные на коррекцию и развитие уже имеющихся психологических особенностей ребенка. Принцип коррекции «снизу-вверх» находит поддержку у сторонников поведенческого подхода к развитию ребенка с отклонениями. Это связано с тем, что в их понимании коррекционная обучающая работа должна быть направлена на подкрепление уже имеющихся у ребенка шаблонов поведения, как положительных, так и отрицательных. Цель такой работы заключается в закреплении социально-желательного поведения и торможении социально-нежелательного поведения у ребенка с отклонениями.
Главная цель принципа коррекции «снизу-вверх» - это формирование любыми способами и средствами заданной в социальном обществе модели поведение и ее немедленное закрепление. Основой коррекционной работы выступает исходный уровень психического развития ребенка, а также имеющаяся у него модель поведения.
4. Принцип системности развития психической деятельности. Данный принцип предполагает необходимость учета в осуществляемой коррекционной работе развивающих и профилактических задач. Системность коррекционного обучения – это взаимосвязь различных сторон личности ребенка, особенностей ее развития (то есть учет неравномерности или нарушения развития) и коррекционных задач, которые ставит перед учебным процессом педагог. Таким образом, принцип системности развития в реализуемой педагогом работе, направлена на устранение причин и источников отклонения в психическом и психофизиологическом развитии ребенка. Успешность коррекционной работы, реализуемой педагогом, во много зависит от правильности и комплексности поставленного диагноза, что говорит о взаимозависимости с ведущим принципом коррекционного обучения (принцип единства и коррекции