ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.
Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.
Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций — специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе
Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.
Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.
Периодизация:
-
1517- 1521 гг -
1522-1525 -
1525-1555
Для I этапа характерно:
- разрозненные диссидентские движения были объединены в общественно-политическое движение
- явный лидер- Мартин Лютер
- идеология М.Лютера была сформулирована в общих чертах
Для II этапа характерно:
- раскол Реформации
-выделение нескольких течений
-совпадение двух форм течений: Реформация и Крестьянская война
- несколько лидеров
- политизация движения
Бюргерское движение возглавил М.Лютер. Его начали патронировать реформаторские князья. Закладываются основы будущей бюргерско-княжеской Реформации в Германии.
Признанным идеологом был Ульрих фон Гуттен, друг Франца фон Зиккингена. Мощный лагерь народной Реформации возглавил крестьянско-плебейский идеолог – Т.Мюнцер.
Для III этапа характерно:
- политизация Реформации
- борьба князей за власть в Германии
- Аугсбургский рейхстаг 1530 г. (отверг предложенные протестантами основы реформирования христианской церкви)
- отдельный эпизод – Мюнстерская коммуна - попытка продолжить плебейскую революцию (1534-1535).
Итоги:
Аугсбургский религиозный мир 1555 г.
- установил на юридической основе имперского законодательства равноправие католиков и лютеран
- не были признаны права на сторонников Цвингли, кальвинистов, анабаптистов, гонимых всеми властями и цеквями
- за князьями закреплялось право определять официальную религию подданных, населения своих территорий (Чья власть, того и вера).
- была на время заложена основа для мирного противостояния двух групп княжеств с разными исповеданиями – католических (австрийские наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас и др.) и протестанских (Саксония, Бранденбург, Вюртемберг, Гессен и др.
-
Мартин Лютер: личность, реформационная концепция и деятельность. Анализ источников по теме.
Широкое распространение представлений о "порче церкви во главе и в членах" подготовило почву для реальных попыток церковных преобразований. Начало Реформации неразрывно связано с именем профессора Виттенбергского университета, теолога Мартина Лютера (1483—1546). Мартин Лютер был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян. В юности он прошел суровую жизненную школу. Лютер окончил Эрфуртский университет, но затем вступил в монашеский орден августинцев. Стал доктором богословия, глубоким знатоком Священного писания. Лютер стремился к устранению "порчи" церкви; способ очистить жизнь христианского общества он видел в обращении к идеалам Евангелия. От убеждений, к которым он нередко приходил через мучительные духовные сомнения, никогда не отрекался. В своих религиозных исканиях он придавал особенно важную роль
покаянию, а потому был глубоко возмущен торговлей "отпущением грехов", которую вёл монах Тецель, агент папы и майнцского архиепископа Альбрехта. В конце октября 1517 г, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Это стало началом первого этапа Реформации (1517—1521). В своих тезисах он подчеркивал значение совести верующего, необходимость для его оправдания глубочайшего личного раскаяния в грехе. Только дойдя до полного смирения перед Божьей волей, человек может обрести спасающую помощь Божьего милосердия.
В тезисах Лютера было немало противоречий, но здесь уже наметились основы его учения, которые он углубил и обосновал позднее. Главное место в этом учении принадлежит концепции "трех только":
1)человек спасается только верой;
2)он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных заслуг; 3)авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание.
Учение Лютера о спасении верой вело к далеко идущим последствиям. Теряет смысл существование всей многоступенчатой церковной системы во главе с папой, а участь верующего определяет лишь его личное, интимно-непосредственное отношение к Богу. Он категорически отверг в своем учении каноническое право, которым обосновывались притязания папства и церкви, и перечеркнул авторитет "священного предания". Только Священное писание содержит истину веры, и оно не нуждается в толкованиях папы, так как открыто всем. Церковь должна была стать другой, "евангелической", чтобы помогать человеку в понимании Священного писания и способствовать его "смирению" в повседневном поведении.
В феврале 1518 г. Лютер написал объяснение к 95 тезисам, где подчеркивал обязанность верующих повиноваться властям, но только не в делах совести. Опасность идей Лютера осознали инквизиторы. Они официально обвинили его в ереси, но процесс, как обычно, двигался по церковным инстанциям медленно. Противники Лютера добились решения о доставке его в цепях в Рим. Его защитил, однако, саксонский курфюрст Фридрих Мудрый.
Важной вехой в истории Реформации стал диспут в Лейпциге между Экком и Лютером летом 1519 г.
Источники:
В 1520 г. в одном из важнейших своих произведений — "К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния" — Лютер предложил программу церковно-политических преобразований. Здесь было выдвинуто учение о "всеобщем священстве".
Различие между светскими и духовными лицами, которое проводит римская церковь, — "хитрая выдумка, сплошная ложь..". Лютер требовал четко разграничивать прерогативы двух властей — светской и духовной. Он обосновывал необходимость секуляризации церковных имуществ и роспуска монашеских орденов, в монастырях предлагал разместить общественные школы, приюты, госпитали.
В произведении "О вавилонском пленении церкви" он подверг сокрушительной критике учение церкви о таинствах, призвав на основе Священного Писания из семи таинств только три (позже — окончательно — лишь два: крещение и причащение).
В июне 1520 г. папа Лев X подписал буллу, угрожавшую Лютеру отлучением от церкви, если он не отречется от своих заблуждений. В ответ Лютер издал сочинение "О свободе христианина", где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, "плотской" свободы гарантами порядка являются существующие светские власти.Такая политическая консервативность сближала позиции Лютера и основной массы немецкого бюргерства того времени.
В декабре 1520 г., после того как папская булла вошла в силу, началось сожжение книг Лютера. Он ответил публичным символическим актом сожжения одного из экземпляров буллы, а также книги по каноническому праву.
Весной 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе. Предполагалось, что здесь он должен будет отречься от своих убеждений. Лютер отверг отречение. Император, союзник папы, утвердил Вормский эдикт, по которому на всей территории империи предписывалось преследовать поборников новой ереси. Император обещал Лютеру неприкосновенность при поездке в Вормс, ему разрешили вернуться домой, но он неожиданно исчез. На самом деле по распоряжению Фридриха Мудрого его похитили на пути из Вормса и тайно поместили в безопасное место — замок Вартбург. Там он начал переводить на немецкий язык Священное Писание.
-
Характеристика народного (крестьянско-плебейского) направления Реформации в Германии. Взгляды и деятельность Томаса Мюнцера. Радикальная реформация.
Для классовой борьбы XVI в. характерно значительно более тесное сближение крестьянской массы с городскими низами. Усиление же крестьянско-плебейского лагеря не могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве и на известный подъём бюргерской оппозиции вообще. Эти новые моменты в классовой борьбе в Германии проявились в начале XVI в. в деятельности тайных обществ
«Башмака».
Такое крестьянское общество было раскрыто в 1502 г. в Шпейерском епископстве. Его участники намеревались, подняв знамя «Башмака», подчинить своей власти епископство, маркграфство Баденское и другие соседние территории, с тем чтобы осуществить всю широкую антифеодальную программу — программу раздела между крестьянами имущества духовенства, сокращения числа духовных лиц, упразднения всех феодальных платежей и всякой феодальной зависимости, возвращения в свободное пользование крестьян всех узурпированных общинных угодий. Участники тайного общества рассчитывали при этом не только на завербованных заговорщиков, но главным образом на силу стихийного восстания народных масс. Задачу тайного общества они видели в подготовке боевых групп, которые сделают первый шаг, захватив город Брухзаль (в Шпейерском епископстве) в качестве опорного пункта. Отсюда они поведут в военный поход народные массы сёл и городов, которые, по их убеждению, сразу поднимутся и присоединятся к ним.
Рассчитывая на стихийное восстание народных масс, участники тайного общества не были способны к руководству движением и к подготовке и организации восстания. Дело не дошло даже до открытого выступления самих членов тайного общества, планы которых были выданы предателем. Многие участники тайного общества были арестованы и преданы жестокой казни. Особую тревогу в господствующем классе вызывала пропаганда в крестьянско-плебейской среде «божественной справедливости», которая представляла собой по существу подрыв католической церковной идеологии. Раскрытые в 1513 и 1517 гг. новые планы широко распространившихся тайных обществ «Башмака» по своему общему характеру почти не отличались от заговора 1502г., но вместе с тем они свидетельствовали о подъёме народного движения. Среди требований тайного общества 1513 г. пункт об упразднении всех властей, кроме императора. При этом власть императора признавалась только на определенных условиях.
План восстания союза «Башмака» 1517 г., сложившийся в обстановке массового недовольства, показывает, что к началу Реформации крестьяне и плебеи выступали уже вместе. Во главе тайного общества 1517 г. наряду с Иосом Фрицем стоял Штоффель, принадлежавший к плебсу города Фрейбурга. Этим двум руководителям помогали вести пропаганду по всем землям Юго-Западной Германии многие обедневшие ремесленники. В итоге, всех принадлежавших к городской верхушке решено было перебить. Весьма характерным является отношение руководителей из крестьян и плебса к колеблющимся средним слоям бюргерства. Они считали, что тех бюргеров, которые сами не присоединяются к ним, следует заставить это сделать под угрозой объявления их врагами.