Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи лютеранской Реформации с властью князей и магистратов. Сама эта власть окрепла. Политическое значение крестьянских общин подорвано. После К.в. в ряде районов господа не только наказывали крестьян, налагали громадные штрафы, заставляли восстанавливать разрушенное и сожжённое. Но они пошли на некоторые уступки, частично реализуя программу 12 статей, чтобы разрядить соц-ную напряженность в стране.


  1. Программные документы Крестьянской войны в Германии.

Три программы крестьянской войны:

Анонимный документ. Распространялся с мая 1525 г. (но составлен, видимо, раньше).

1) Статейное письмо— революционная идея перехода власти к простому народу.

В конце 1524 г. в Верхней Швабии появилась и первая программа Крестьянской войны — «Статейное письмо». В программе предлагалось для «освобождения» «простого бедного человека» от тягот духовных и светских господ создать «христианское объединение», не прибегая к кровопролитию. К тем же, кто отказывался примкнуть к «объединению», применялось «светское отлучение» — своеобразный бойкот, когда всем людям вменяется в обязанность «не иметь и не поддерживать никакого общения с отлученными». Авторы «Статейного письма» стремились к воплощению в жизнь идеальной общинной модели (крестьянской), основанной на исполнении заповедей Христа о братской любви.
2) 12 статей — мирные намерения крестьян, смягчение феодального гнета.

В начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии создали в городе Меммингене «Христианское объединение» и заключили перемирие со Швабским союзом. Именно тогда руководители этих отрядов составили самую известную программу Крестьянской войны — «12 статей». Авторы: Шаппелер и Лотцер. 19 марта 1525 г. статьи были напечатаны.

Во вступительной части и в тексте самой программы подчеркиваются сугубо мирные намерения крестьян, их стремление «жить согласно с Евангелием», которое давало образцы истинно христианской жизни. В первой же статье крестьяне высказываются в пользу выбора общиной священника, который должен проповедовать «одну лишь истинную веру». Требуя отмены «малой десятины», авторы признавали обоснованность «большой десятины» при условии использования ее на
нужды общины и содержание выборного священника, настаивали на отмене личной зависимости и «посмертного побора», на возвращении крестьянам общинных угодий, уменьшении многочисленных поборов и барщины (при сохранении этих повинностей в принципе). Вместе с тем подчеркивалась готовность покоряться «всякой власти, поставленной от Бога».

«12 статей» получили большое распространение среди крестьян (были напечатаны за время Крестьянской войны 25 раз) и стали подлинно народной программой. Несмотря на постоянную апелляцию к авторитету Евангелия, «12 статей» зафиксировали в большей степени материальную трактовку крестьянством Реформации. В связи с этим, видимо, можно говорить об особом типе народной Реформации, которая понималась как стремление к материальному и социальному благополучию. С точки зрения крестьянского сознания XVI в. данную программу нельзя назвать умеренной. В пределах крестьянской системы ценностей предполагалось существенное изменение социального режима: вместо личной зависимости от господ личная свобода, снижение и нормирование ренты, справедливый суд, укрепление автономии общины и т. д.
3) Гейльброннская программа— программа, выгодная рыцарству.

Начальник канцелярии объединенного крестьянского отряда Вендель Гиплер, видный деятель бюргерской оппозиции, разработал проект, известный под названием «Гейльброннская программа».

«Гейльброннская программа» отразила концепцию бюргерско-буржуазной и отчасти рыцарской Реформации, охватывающей не только духовную, но и политическую, и экономическую сферы. Концепция новой церкви развивала идеи общинной Реформации. Предполагалось ликвидировать все структуры католической церкви (иерархия, монастыри, ордена и т. д.). Духовные лица исключались из всех политических органов. Община могла избирать и смещать священника, который должен был, как Христос, показывать пример праведной жизни. Община же содержала его, контролировала расход средств на бедных. Среди политических требований превалирует идея государственного единства и гарантии его сохранения (создание имперского правительства и судебной палаты с преобладающим представительством от горожан, превращение князей, графов и рыцарства в зависящих от императора чиновников империи). В сфере экономики предлагалось обеспечение свободы торговли, ликвидация внутренних таможен и пошлин, введение единого налога на поддержание торговой инфраструктуры, унификация монетной системы, ликвидация крупных купеческих компаний и ограничение их капитала до 10 тыс. гульденов и т. д.



Крестьянским чаяниям было уделено меньшее внимание: допускались отмена личной зависимости и малой десятины, свобода охоты и рыбной ловли, возможность выкупа крестьянских повинностей путем единовременной уплаты ежегодного взноса в 20-кратном размере. Последний пункт мог удовлетворить только самых богатых крестьян. В целом же эта программа, предусматривавшая ряд важнейших преобразований буржуазного характера и государственную централизацию, являлась прогрессивным для своего времени, но фактически нереализуемым документом.


  1. Радикальная реформация (анабаптизм) после поражения Крестьянской войны. Мюнстерская коммуна.

Основные общественные противоречия, которые вызвали Крестьянскую войну, оставались питательной почвой для оппозиционных настроений и после её поражения. В обстановке непрекращающихся гонений радикальное течение Реформации дробится на множество сектантских групп, в которых растет нетерпимость к инакомыслию. Оппозиционную общественную мысль этого периода отмечает двойственность: ещё сохраняются преемственные связи с идейным наследием поры Крестьян.войны , но вместе с тем идет его перетолкование. Характерно: отказ от насильственных методов борьбы.

Особенно четко эти тенденции выявились в анабаптистском движении (распростр. В Центр. Европе, усилилось в Западной Германии, Нидерландах, Моравии). Часть анабаптистов продолжала верить, что наступление царства Божия произойдёт лишь с помощью самих праведных, силой которых будут низложены «безбожные злодеи». Для этой ветви анабаптизма случай открытого выступления представился в 1534 г. в Мюнстере(западногерманскй город).

После изгнания князя-епископа, в Мюнстер стали стекаться анабаптисты. В феврале 1534 г. анабаптисты завоевали большинство в магистрате, и главную роль стали играть выходцы их нидерландских городов – булочник Ян Матис из Харлема и портной Ян из Лейдена. Город был объявлен «Новым Иерумалимом», откуда мечом праведных будет распространяться по всей земле царство Божие.

Это царство держалось 14 месяцев, до июня 1535 г. Город подвергся осаде наемных войск епископа. Оборону возглавил Ян Матис, а после его смерти Ян лейденский. Он был провозглашен царем.

Военная обстановка привела к жестким мерам уравнительного характера: упразднили деньги, сдавали драгоценные металлы, продукты питания из запасов монастырей и епископа были конфискованы, излишки предметов потребления подлежали конфискации, запретили ростовщичество и спекуляцию. Руководители анабаптистов ввели многоженство. Однако, этот опыт привел к такой разнузданности, что Яну Лейденскому пришлось смириться с его отменой.


«Царь» Мюнстера правил жестоко, по сути установил теократический режим. Истреблялись иконы и церковные украшения, из книг пытались оставить одну Библию. Отказавшиеся перекреститься изгонялись из города, их имущество конфисковывалось.

Вскоре «Царство праведных» попало в изоляцию. Город был окружен, к осаждавшим присоединились имперские войска. При содействии перебежчиков Мюнстер пал в июне 1535 г. в результате ночного штурма. После резни в городе схваченных руководителей жестоко пытали и казнили. В городе был восстановлен католицизм.

Анабаптизм ведёт в никуда, т.к. учение слишком радикально. Он не получил дальнейшего своего развития и не имеет никаких аналогий с современными анабаптистами.


  1. Политическое развитие Германии во второй половине ХVI - середине ХVII в.

  2. В политической жизни страны наряду с продолжавшимся процессом укрепления территориального сепаратизма не прекращались конфликты между католиками и протестантами. Продолжались и распри, соперничество между князьями различных протестантских исповеданий. Одновременно с ними шло обновление католической схоластики в княжествах, возглавлявшихся сторонниками Контрреформации. После многих споров лютеран различных толков Саксонии в 1577г. было выработано ортодоксальное лютеранское вероисповедание в виде так называемой «Формулы согласия». По настоянию саксонского курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, учителя, церковные служащие. В 1580 г. «Формулу согласия» включили вместе со старохристианским символом веры, катехизисом Лютера, Аугсбургским исповеданием веры и другими важными текстами в «книге согласия». 86 имперских чинов и около 8500 представителей лютеранского духовенства подписали эту новую догматическую основу лютеранства, это укрепило политические позиции саксонского правителя, который стремился к мирным отношениям с Габсбургами и соперничал с кальвинистским Пфальцем, проводившим враждебный Габсбургам курс.

  3. В 1580-е годы саксонский тайный советник Н.Крелль, ставший всемогущим канцлером, решил изменить политическую стратегию. Он пытался завязать прочные отношения с лагерем кальвинистов и французской короной. Крелль поощрял закрепление на государственной службе в Саксонии кальвинистов и терпимых к ним сторонников Меланхтона. Государственное исповедание- «Формула согласия» - была фактически предано забвению. Попытки объединить силы лютеранства и кальвинизма в Германии провалились.

  4. Догматизация религиозных представлений была характерна и для кальвиниствов. Ведущим центром в этом процессе стал университет Гейдельберга в Пфальцком курфюршестве. В 1563 здесь составили Гейдельбергский катехизис. В 1618 – 1619гг. на Дордрехтском синоде в Нидерландах он был провозглашен главной символической книгой кальвинизма.

  5. Обстановка постоянной межконфессиональной напряженности привела в Германии к повышению роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами, гаранта Аугсбургского религиозного мира 1555г. Императоры Фердинанд 1 (1556- 1564) и его сын Максимилиан 2 (1564-1576), проводили политику относительной терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религиозной почве.

  6. Императорский двор не был закрыт для протестантского дворянства. Максимилиан 2 шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Он запретил и католикам, и протестантам вербовать немецких солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах Франции. После Тридентского собора, однако, влияние контрреформационной политики в Германии стало нарастать, прежде всего в Баварии, а после воцарения императора Рудольфа 2 (1576-1612) – и в империи в целом.

  7. Резиденцией императора стала Прага. Воспитанник иезуитов, Рудольф 2 был высокообразованным. Он был предан католицизму и проводил достаточно жесткую контрреформационную линию в управлении империей, но к своему двору привлекал людей разных исповеданий. Он увлекался «тайными науками» и естествознанием, проявлял глубокие интересы к астрономии, алхимии, магии. Его двор стал одним из крупных центров искусства в Европе. Рудольф 2 покровительствовал иезуитам, но не подчинил им Пражский университет.


С 1593 г. он 13 лет вел войну с турками. В 1609 г. под угрозой восстания он был вынужден гарантировать чехам свободу вероисповедания. Еще при жизни Рудольфа 2 его начал постепенно оттеснять от власти его брат Маттиас, ставший императором в 1612г.

Лишь крупные успехи Контрреформации и Габсбургов, опасность ликвидации протестантских режимов смогли способствовать сплочению раздробленных сил лютеран и кальвинистов. Военно-кофессиональное и одновременно политическое размежевание в Германии привело к образованию двух противостоявших друг другу блоков, католического и протестантского, поддержанных иностранными союзниками и втянувших страну в Тридцатилетнюю войну.


  1. Культура Возрождения в Германии (общая характеристика). Гуманистиче-ское движение в Германии: его особенности и характерные черты, роль в подготовке Реформации, виднейшие представители

Гуманизм в Германии начал складываться в 1430-е годы, под прямым воздействием итальянской ренессансной культуры. Его связь с культурой средних веков была сильнее и многообразнее, чем в Италии. Увлеченность античным наследием сплеталась с актуальной для германии проблематикой- религиозно-этической и церковно- политической. Гуманизм в Германии получил яркую национально- патриотическую окраску. Он часто обращался к немецкой истории и историко- географическим описаниям страны. Многие из гуманистов Германии проявляли интерес к математике, естествознанию, но гораздо реже обращались к проблемам искусства и эстетики. В литературном творчестве немецкие гуманисты предпочитали не гармонию, а экспрессию- гиперболу, гротеск,сатиру, любили сочетать художественный эффект с откровенным назиданием.

Становление немецкого гуманизма длилось около полувека. В 1490-е годы начался его расцвет. С этой поры гуманизм в германии развивался стремительно и дал в короткий период до первых лет реформации ряд крупных достижений. В начале 16 века стал набирать силу открытый конфликт гуманизма со схоластикой.

Особая роль в развитии новой культуры принадлежала книгопечатанью, изобретенному в середине 15 в. И.Гутенбергом. К началу 16 века в стране действовало около 50 центров книгопечатанья.

Гуманистическое движение в Германии, тесно связано с университетами и школой, с задами воспитания и образования на новой культурной основе. В становление гуманистической педагогики решающую роль сыграли