Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значение тайных революционных организаций заключалось в том, что они отражали нарастание антифеодальной борьбы народных масс и складывание крестьянско-плебейского лагеря в обстановке, когда широкое движение недовольства развивалось и в немецком бюргерстве.


Взгляды и деятельность Т.Мюнцера

Самым ярким выразителем народного понимания реформации выступил крупнейший деятель крестьянско-плебеиского лагеря эпохи Реформации и Великой крестьянской воины — Томас Мюнцер.

Мюнцер родился в 90 х годах XV в в городе Штольберге. Он достиг высокой для того времени образованности и был знаком с античной и гуманистической литературой.

Он видел в Реформации возможность всеобщего обновления церкви и мира, воспринимал ее события как признак наступающего царства Божия, когда не будет над людьми никакой иной власти, кроме власти Бога. В отличие от Лютера, Мюнцер не считал Священное Писание единственным источником откровения. Обвиняя Лютера как "книжника", Мюнцер не пренебрегал Писанием, но ему важно было, как оно толкуется. Чтобы просветить народ, донести до него "живое слово Божье", он впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке. Наряду со своим учением о Духе Мюнцер развивал также учение о кресте и учение "о мече" (власти). Избранными Богом носителями истины становятся лишь те, кто прошел крестный путь страданий и скорби и сумел отбросить все эгоистическое ради общего блага. Он писал: "В народе я не сомневаюсь". В отличие от Лютера, который требовал покорности властям, сохранения существующего порядка, Мюнцер говорил о переменах: вся власть будет дана простому народу. Здесь закладывались основы концепции, которая обосновывала право народа на сопротивление тирании вплоть до использования насилия.
Главный корень бед — в господах, в князьях, которых не заботят нужды бедного человека. Мюнцер заявлял, что не хочет насилия, народного возмущения, а потому предупреждает: господа не должны действовать так, чтобы бедный человек стал их врагом.

Не менее острой критике Мюнцер подвергал и духовенство. Лютер объявил Мюнцера сторонником "кулака", "сатанинским духом", провоцирующим народное недовольство и подстрекающим к мятежу.
Оба деятеля Реформации стали характерными выразителями двух ее различных направлений. Каждое из них выдвигало сложные комплексы идей, сочетавших религиозно-философскую и связанную с ней мирскую проблематику. Лютеранство стало магистральным реформационным направлением умеренно-консервативного толка, в то время как другое направление обрело радикальную ориентацию. Оно выдвинуло в своем мюнцеровском варианте идеи решительного переустройства не только церковных, но и светских порядков. Полную завершенность, однако, это направление получило несколько позже под воздействием открытых социальных конфликтов в пору Крестьянской войны 1525 г.




  1. Крестьянское движение в Германии в последней четверти ХV - начале ХVI в. Причины и ход Крестьянской войны в Германии, социальный состав участников. Военная организация и тактика крестьянских отрядов. Причины и последствия поражения Крестьянской войны.

Настоящую угрозу всему социальному и политическому строю феодальной и княжеской Германии представляло нараставшее революционное движение народных масс, которое не только получило особый им пульс в поднявшемся реформационном движении, но и стремилось придать самой реформации революционный характер. Усилившиеся в XV в феодальные поборы и общий гнет сеньориальной реакции вызывали и до реформации крестьянские волнения в отдельных местах и организацию тайных союзов «Бащмака». Уже в этих союзах требования устранения феодального гнёта аргументировались необходимостью перестроить все отношения между людьми на основе «божественной справедливости». Толкователями «слова божия» среди крестьян сделались представители народных еретических сект, для которых собственное толкование «священного писания» издавна сделалось средством выражения социального протеста. Раньше деятельность таких сект заключалась в проповеди ухода от «испорченного» мира в свою особую замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совершён богом. Теперь же, в напряжённой обстановке нараставшей антифеодальной борьбы крестьянских масс, пропаганда пассивного ожидания уступает место призывам к революционным действиям. В таком именно духе толковался среди простого народа смысл и значение реформации.

Крестьянской войне предшествовали многочисленные выступления крестьян и горожан в конце XV — начале XVI в., которые можно рассматривать как важную предпосылку событий 1524-1525 гг. В ходе этих выступлений обосновывалось право крестьян на борьбу против господ, шло организационное оформление сил, готовых пойти на мятеж.
Причины и ход Крестьянской войны в Германии, социальный состав участников.

Причины: Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Одна из ее причин —ухудшение экономического, социального и правового статуса крестьян, особенно в Юго-Западной и Центральной Германии. Развитие раннекапиталистических отношений сужало сферу действия традиционной экономики, а это, в свою очередь, отражалось на доходах сеньоров и крестьян. Пытаясь компенсировать свои «имущественные потери», феодалы шли на повсеместное нарушение средневековых традиций, постоянно повышали ренту и вводили новые повинности, захватывали общинные угодья. Усилилось вмешательство сеньоров и в частную жизнь крестьянства. На росте социальной напряженности и динамике крестьянских выступлений отразились и резкое повышение цен, неурожаи, периодические голодовки. Территориальные власти ограничивали автономию и самоуправление сельских общин.


Социальный состав. Особенностью Крестьянской войны в Германии было широкое участие в ней горожан. Общественная структура немецких городов была довольно сложной, что объясняет различие социальных целей городских жителей. Низы города, как и крестьянская беднота, были настроены довольно радикально, неслучайно в их среде были популярны уравнительные настроения. Бюргерство в целом тяготело к мирным, но не менее грандиозным преобразованиям, особенно в экономической и политической сферах. Однако реформируя в пределах подконтрольных им территорий церковь, выдвигая различные программы общественного переустройства, вступая в контакты с крестьянством, часть бюргерства вольно или невольно оказалась в лагере тех, кто взялся за оружие.

Ход. Военная организация и тактика. В целом движение представляло собой совокупность отдельных выступлений. Первые выступления крестьян начались летом 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне. Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1524 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням Шварцвальда, призывая крестьян самим помочь себе. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.
Первая попытка в декабре 1524 г, разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Власти возлагали надежды на войска Швабского союза, но основная их часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории.

Начало 1525 г. - подъем движения, весной вступившим в свою наивысшую фазу. К марту в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. 6 и 7 марта в городе Меммингене собрались руководители отрядов. Шаппелер и Лотцер, составили главный программный документ Крестьянской войны — «12 статей», 19 марта 1525 г, статьи были напечатаны.

Конец марта — начало апреля 1525 г. ознаменовались штурмами монастырей и замков, в которых участвовало значительное число повстанцев. Один из проповедников, стоявший во главе крупного отряда, приказал казнить нескольких католических священников и дворян. Умеренные руководители, в том числе Ульрих Шмидт, оказались не в состоянии контролировать положение. Несоблюдением перемирия воспользовался командующий Швабского союза и в свою очередь нарушил его. Нанеся неожиданный удар по крестьянам при Лейпгейме, фон Вальдбург одержал первую значительную победу. Тысяча повстанцев погибла в бою, часть утонула, сброшенная конницей в Дунай, в плен было взято более 4 тысяч человек.

17 апреля в Вейнгартене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу.
Крестьянское движение во Франконии, началось в марте 1525 г. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались многочисленные штурмы и сожжения замков и монастырей. Во Франконии поддержку повстанцам оказали главным образом небольшие города полуаграрного типа. Рыцарство здесь было многочисленным, и из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Как и в Швабии, во Франконии крестьяне действовали разрозненно, но решили обсудить возможность общих действий и программ. В городе Гейльбронне был намечен в мае 1525 г. съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся из-за вестей о разгроме Швабским союзом вюртембергских крестьян и приближении его войска. Не обсужденной, только в виде проекта, осталась "Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером, начальником полевой канцелярии одного из отрядов, и Фридрихом Вейгандом, бывшим городским казначеем.
Содержание Гейльброннской программы ярко отразило разнородный состав франкоиского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Здесь предлагалась всеобщая реформа» затрагивающая мирян и духовных лиц, города и деревни. Видимо, программа должна была служить дополнением к "12 стать

Войскам Швабского союза удалось наголову разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям.

Наиболее активно повстанческое движение развернулось в Тюрингии и Саксонии. Важную роль на умы повстанцев сыграл Т.Мюнцер. С середины февраля 1525 г. имперский город Мюльгаузен – один из важнейших центров Крестьянской войны. Мюнцер призывал к участию в восстании и горнорабочих. Он звал не к компромиссам, а к решительной борьбе за свои права. В Тюрингии у Франкенхаузена образовался крупный военный лагерь повстанцев. На подмогу прибыл и Мюнцер с 300 человек. Но княжеские войска применили артиллерию. Было убито 5 тыс.чел., 600 взято в плен. Мюнцер был подвержен пыткам и казнён.

Причины и последствия. В немецком крестьянском движении было слишком много стихийного. Целые толпы шли в него, не зная, куда идут, с какими силами, чего можно и чего нельзя достигнуть, увлекаясь только страстным чувством, против высших сословий, слепо веря своим вождям, которые сами были между собою часто не в ладах или попадали в предводители восстания случайно, иногда даже по принуждению или по корыстным соображениям. Да и трудно было крестьянам, действовавшим без общего плана и общего вождя, противостоять вооруженной и организованной силе князей и городов.