Файл: Курсовая работа по предмету "Техникоэкономический анализ хозяйственной деятельности предприятия".doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственная академия сферы быта и услуг
Тольяттинский технологический институт сервиса
Кафедра “Бухгалтерский учет и аудит”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету “Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия”
на тему: “Анализ организационно-технических и социально-экономических мероприятий по улучшению использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы”
Подготовил: студент группы Э-1В
Никифоров П.В.
Проверила: Филатова Е.В.
Тольятти 1997
План-Содержание
| Пункт | Стр. |
| Введение | 2 |
| Трудовые ресурсы как основной элемент анализа хозяйственной деятельности предприятия
| 2 5 |
| Анализ использования трудовых ресурсов в ЗАО «Аклотопс»
| 6 7 7 8 9 |
| Анализ влияния мероприятий по улучшению организации труда в ЗАО «Аклотопс»
| 9 10 |
| Заключение | |
| Использованная литература | |
| Приложения | |
Вступление
Сегодня в для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Каждое предприятие отвечает за свою работу само и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности. Но как предприятие само может оценить эффективность свой работы и результативность использования собственных ресурсов, пока это не сделали конкуренты просто вытеснив неудачника с рынка?
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд. Анализ эффективности использования факторов производства невозможен без внимания к затратам на оплату труда. Решению этой сложной задачи и посвящена не одна умная книга. Внести свою скромную лепту в практическое использование существующих теоретических наработок в данной сфере решил и автор данной курсовой работы.
При этом основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом:
Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации практически закрепить полученные на занятиях навыки по технико-экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия.
При этом будут решены следующие задачи:
-
Определение, что же современная наука понимает под понятием «трудовые ресурсы», какое место они занимают в хозяйственной деятельности предприятия и ее анализе, а также дать примерная характеристика показателей, используемых при проведении данного анализа. -
Исследование на примере конкретного предприятия (это будет ЗАО «Аклотопс») динамики численности персонала, использования трудовых ресурсов, производительности труда и фонда оплаты труда на предприятии -
Оценка эффективности мероприятий по улучшению организации труда на этом предприятии путем изучения динамики производственных показателей и поиска узких мест в организации труда на предприятии.
Как отмечалось выше, объектом исследования выбрано скромное предприятие, вот уже шесть лет функционирующее в городе Тольятти - ЗАО «Аклотопс». Предприятие занимается в основном производственной деятельностью на рынке автозапчастей страны. При этом одним из стратегических партнеров ЗАО является АО «АвтоВАЗ», что уже само собой говорит о уровне и объемах производства на данном предприятии. К особенностям данного субъекта можно отнести некоторую раздутость управленческого персонала, в основном состоящего из бывших работников вышеупомянутого ВАЗа, активное использование потогонных конвейерных технологий, сильный износ оборудования и «наполеоновские» планы руководства. Остальное пытливый разум экономиста сможет почерпнуть из приводимых ниже расчетов.
1.Трудовые ресурсы как основной элемент анализа хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их
рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой .законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны.
Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К. концу второй пятилетки (1935- 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время .граница трудоспособного возраста - 16 лет.
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:
-
лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно); -
лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; -
лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:
1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
2) работающие лица пенсионного возраста;
3) работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда. Не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.
Численность всего населения и его возрастная структура в разные годы показаны в табл. 1 (данные Федеральной службы занятости России).
Таблица 1
Численность населения России н его возрастная структура
| Численность всего | В том числе население в возрасте | |||
Годы | населения на начало года | моложе тру- | трудоспо- | старше тру- | |
| млн. чел. | % | доспособного | собного | доспособного |
1989 | 147,0 | 100,0 | 24,5 | 57,0 | 18,5 |
1992 | 148,3 | 100,0 | 24,1 | 56,6 | 19,3 |
1993 | 148,7 | 100,0 | 24,0 | 56,0 | 20,0 |
1996 | 147,5 | 100,0 | 22,5 | 56,9 | 20,6 |
2001 (прогноз) | 146,1 | 100,0 | 20,1 | 59,9 | 20,3 |
Как видно из табл. 1, с 1989 по 1993 г. Включительно прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. К концу XX в. в России прогнозируется заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.
С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.
Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность этой группы населения включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы и заработка;
б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
в) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
г) были готовы приступить к работе;
д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости;
Для отнесения лица к категории «безработный» необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.