Файл: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Участниками территориального подразделения добровольной пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, а объектового подразделения добровольной пожарной охраны - только физические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.
В образовательных учреждениях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.
Учредителями добровольной дружины юных пожарных могут выступать физические лица (граждане) из числа работников образовательного учреждения в котором создается соответствующее подразделение юных пожарных с согласия собственника (руководителя) образовательного учреждения. Таким образом, в соответствии с федеральным законом учредителями этих подразделений могут быть только должностные лица соответствующих образовательных учреждений.
Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.
Следующим этапом работы по созданию общественного объединения пожарной охраны является подготовка и проведение учредительного собрания (конференции). Созывает учредительное собрание инициативная группа.
Учредительное собрание (конференция) представляет собой совместное заседание учредителей по вопросу создания соответствующего общественного объединения пожарной охраны путем его учреждения.
Решения по основным вопросам учреждения общественного объединения пожарной охраны, принимаются на учредительном собрании (конференции). Законодательство устанавливает специальные требования к содержанию решения учредителя(ей) о создании юридического лица.
Существенными положениями решения являются:
принятие учредителями решения о создании юридического лица с указанием его организационно-правовой формы и наименования;
утверждение устава юридического лица;
избрание органов управления и контроля;
размер уставного капитала объединения (при необходимости).
Согласно статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о создании юридического лица представляется в регистрирующий орган в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение одного учредителя оформляется в виде решения, а решение двух и более учредителей - в виде протокола учредительного собрания.
С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений пожарной охраны, их структура, права и обязанности членов общественных организаций пожарной охраны, добровольных пожарных - участников территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны и участников добровольных дружин юных пожарных определяются уставами (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положениями (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась) о них, разработанными и утвержденными их учредителями.
В уставе (положении) общественного объединения пожарной охраны должны содержаться положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Устав общественного объединения пожарной охраны содержит:
1) полное и сокращенное наименование организации, предмет и цели общественного объединения пожарной охраны, его организационно-правовую форму;
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное общественное объединение пожарной охраны осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности учредителей, членов и участников данного общественного объединения;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Устав (положение) общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.
В уставе (положении) могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Закона "Об общественных объединениях".
5>4>3>2>1>5>4>3>2>1>
2. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:
а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;
б) медицинскую справку (заключение) подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.
Рассмотрение документов гражданина и принятие решения о его приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения пожарной охраны осуществляется в соответствии с порядком, определенным Уставом (Положением) общественного учреждения пожарной охраны.
При принятии положительного решения с гражданином заключают гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (далее - договор), в котором прописываются условия участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны. В договоре должны быть определены права и обязанности добровольного пожарного по внештатной должности, предоставляемые ему компенсации, льготы и социальные гарантии.
Заявление о включении в сводный реестр добровольных пожарных и копия решения о принятии гражданина в добровольные пожарные направляется руководителем соответствующего общественного учреждения пожарной охраны в территориальный орган МЧС России по месту регистрации общественного учреждения пожарной охраны для включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных.
После включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных он приобретает статус добровольного пожарного.
Порядок формирования и ведения сводного реестра добровольных пожарных определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
3. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными
К самостоятельной работе по тушению пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.
Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Профессиональное обучение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий муниципальных образований или на базе учебных центров (пунктов) и подразделений Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Программы профессиональной подготовки добровольных пожарных должны разрабатываться применительно к программам, по которым обучаются в рамках первоначальной и последующей подготовки профессиональные пожарные. Первоначальная подготовка должна осуществляться в объеме, необходимом для выполнения добровольным пожарным возлагаемых на него обязанностей с учетом выполняемых им работ и технической оснащенности подразделения.
Программа подготовки добровольных пожарных разрабатывается для каждой категории должностей (руководителя подразделения, диспетчера, водителя, моториста, пожарного и др.) отдельно.
Нештатные должности, на которых добровольные пожарные будут осуществлять свою деятельность, выбираются ими самостоятельно, с учетом своих профессиональных навыков и умений.
Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания. При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.