Файл: Выполняется после изучения темы 6 Вопросы Особенности проведения реформ в России в первой половине xix в. Бюрократы реформаторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа социальных и политических преобразований. В России в результате революции устанавливается президентская республика с разделением власти:

  • законодательная власть принадлежит однопалатному Народному вече, которое избирается всеми лицами мужского пола, достигшими двадцатилетнего возраста (за исключением находящихся в личном услужении) сроком на пять лет. Вече принимает законы, имеет право объявления войны и заключения мира;

  • исполнительную властьосуществляет державная Дума, состоящая из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Она «ведет войну и производит переговоры... Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы»;

  • блюстительная власть, осуществляющая надзор за деятельностью первых двух ветвей власти, принадлежит Верховному собору, состоящему из 120 человек, которые назначаются пожизненно по предложению губерний. Верховный собор проводит экспертизу и утверждает законы, которые лишь после этой процедуры получают юридическую силу.

В проекте Россия представлена как унитарное государство с разделением на 10 областей. Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний, губернии из уездов, уезды из волостей.

Северное общество тайная организация декабристов в 1821-1825 гг., идеологом которого был Н. Муравьев, автор принятой большинством членов Общества «Конституции». После поражения восстания 14 декабря 1825 г. организация прекратило свое существование.

Муравьев Никита Михайлович (1796-1843 гг.), глава «Северного общества» декабристов. Свои политико-правовые взгляды Н. Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых (наиболее радикальный) он написал в 1826 г. в тюрьме по требованию следственного комитета.

Н. Муравьев, придерживаясь договорной теории происхождения государства, считал, что народ образует государство по договору, но при этом сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права, как неотчуждаемые.

Н. Муравьев считал, что все законы в государстве должны соответствовать неотчуждаемым правам человека. Всякие же иные законы «есть злоупотребление, основанное на силе».

План государственных преобразований. Государственное устройство – федерация с разделением на области, волости и уезды. В основе деления – исторические, экономические и географические факторы.


Наилучшая форма правления для России – конституционная монархия, основанная на принципе разделения власти.

Законодательная власть принадлежит Народному вече, состоящему из двух палат: Верховная думаПалата представителей. Наличие второй палаты связано с тем, что будущее территориальное устройство России – федерация, поэтому каждому члену-федерату предоставляется место в законодательном органе.

Главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого определены Конституцией: он назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию на международных переговорах, имеет право созывать палаты Народного вече. Но вся его деятельность контролируется законодательным органом.

Судебная власть осуществляется довольно сложной системой судебных органов: в уездах создаются совестные суды (аналог мирового суда). Следующее звено судебной системы – областные суды (в этом суде есть коллегия присяжных заседателей). Высшим судебным органом является Верховное судилище, состоящее из пожизненно избранных Народным вече судей. В соответствии с проектом Н. Муравьева предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел в судах любого уровня.

На развитие политико-правовых концепций России второй половины XIX века значительное влияние оказала идеология революционного народничества, которая сформировалась как политическое течение в 60 – начале 70-х годов ХХ века среди интеллигенции. Концептуально система убеждений народничества содержала признание капитализма в России регрессом; признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности. С течением времени народничество раскололось на течении – пропагандистское (П. Лавров), якобинское (П. Ткачев) и анархизм (М. Бакунин). Фундаментом их учения были неприемлемости абсолютистского государства, самодержавно-бюрократического строя, помещичьего землевладения, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьянства. Народники были носителями идей русского крестьянского социализма и считали, что процветающее будущее России – за «особым» некапиталистическим путем развития.

Пётр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.) – российский философ, социолог и публицист. Он опирается на решающую роль критически настроенных лиц в историческом процессе. История такова, что массы не оказывали должного влияния на ход всех важных событий. Поэтому интеллигенция должна возродить и вызвать в народе стремление к борьбе и сознательному определению цели. Исходя из этого, основной задачей и методами деятельности интеллигентов-социалистов для устранения самодержавия является сближение с народом. Для этого необходимо «идти в массы», чтобы знать потребности, получить доверие, принести народу «накопленные знания», «разжечь революционную страсть» и добавить «его порывам целостности и организации». В единстве «интеллигенции и силы народных масс» П. Лавров видел одно из условий победы социальной революции в России. После победы революции фундаментом социалистического государства станет народная федерация русских революционных общин и артелей». Новый курс власти установит «общий труд для общей пользы», «оборону от внутренних и внешних врагов». П. Лавров считал, что на втором этапе социальной революции государство сохранится для построения рабочего социализма. При этом он не воспринимал насилия и принуждения.




Пётр Никитич Ткачёв (1844-1885 гг.) – российский публицист. В отличие от П. Лаврова, П. Ткачёв считал, что воспитательную работу следует проводить после переворота, пропаганда станет уместной, когда власть будет в руках революционной партии, что не останавливается перед диктаторскими средствами. Он считал, что незначительное количество народников может устранить самодержавие, захватить власть, совершить революцию. Тактика его пропаганды – организация заговоров, тайных обществ, которая практиковалась в Европе. Но в России для этого не хватало городского пролетариата, свободы печати, представительных учреждений, условий для законной пропаганды и других факторов. Поэтому стержнем революции в России должно выступить революционное меньшинство, которое освободит народ из-под гнета самодержавия. Орудием же захвата власти, по П. Ткачёву, следует считать подпольную организацию революционеров, а главным ее результатом – революционную державу, которая осуществит «социальную революцию с помощью реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества». В переходный период он предлагал ввести учреждения, передать частную собственность в общее пользование, развить общественное самоуправление, после чего отменить принудительные функции государственной власти.

Ответ на вопрос №5 Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов. Если западники включали Россию в общемировое развитие на равных с другими нациями правах, то славянофилы предпочитали говорить об уникальности русской цивилизации и о ее превосходстве по отношению к западноевропейской культуре. Таким образом, разделительная черта между этими двумя направлениями пролегала через разное видение места и роли России в мировой культуре. Соответственно, центральным вопросом здесь был вопрос о выборе вектора культурного развития, а правовая проблематика имела вторичное значение. Еще одним вектором общественной жизни России было противостояние двух других направлений: консерваторов и либералов.
В центре их дискуссий как раз и находился вопрос о наиболее оптимальной для России политической и правовой системе. Консерваторы (от лат. Сonservare - сохранять) считали необходимым ориентироваться на сохранение существующего строя и на избежание любых серьезных изменений - не только революционных потрясений, но и радикальных правительственных реформ. Из изученных нами мыслителей близок к этой позиции был
Н.М. Карамзин. Либералы (от лат. libertas - свобода) настаивали на проведении реформ, целью которых было изменение существующего строя и, через это, максимально возможное освобождение человеческой личности. К этому направлению был близок М.М. Сперанский в своих реформаторских проектах. Наряду с этими двумя течениями существовало и радикальное направление, целью которого было насильственное (путем революции) свержение политического строя и установление социальной справедливости (этому направлению были созвучны идеи, сформулированные А.Н. Радищевым и П.И. Пестелем) Консерватизм можно определить как политическую идеологию, ориентирующую на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Принципиальными установками консерватизма принято считать: антирационализм, историчность, обоснование традиционной социальной иерархии, признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого необходимость воспитательной роли государства и церкви, преемственность исторического развития, приоритет целого (государства, народа, нации) перед частью (индивидом). Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи европейского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на все большую ориентацию русского культурного развития на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).

Обычно первым русским консерватором считают Сергея Семеновича Уварова (1786-1855 гг.), министра народного просвещения при Николае I. Политические идеи Уварова основываются на тезисе о национальных особенностях русского народа, который, по убеждению мыслителя, инертен, безволен в делах государственного управления. Как пишет мыслитель, о России нельзя судить по европейским теориям - она движется вперед только по изволению властей и поэтому скорее принадлежит Востоку, чем Западу. Западная правовая идеология показала свою несостоятельность в ходе французской революции, и только самодержавная власть способна удержать русский народ от следования губительной судьбе Европы.

Конкурирующей с консерватизмом политической идеологией был либерализм. Основной идеей либерализма является освобождение человеческой личности, которая провозглашается высшей ценностью - в противоположность консерватизму, где высшей ценностью является общественное целое.