Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
позволяет дифференцирующая функция рефлексии. Рефлексивность позволяет психике выделить и зафиксировать в самой себе те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством сотрудника. Таким образом, по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало.
Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Одновременное формирование всех компонентов рефлексивной компетентности предусматривает следующая модель работы. Однако каждый из этапов имеет приоритетное направление развития определенных компонентов рефлексивной компетентности.
Сама модель состоит из четырех этапов:
1) приоритет – формирование личностного компонента (знание теории профессионального общения, формирование стойкой мотивации, личного интереса);
2) приоритет – развитие интеллектуального компонента (информационное обогащение специальными знаниями, формирование социально-психологической культуры);
3) приоритет – формирование коммуникативных умений (рефлексивно- коммуникативные упражнения, решение профессиональных задач);
4) приоритет – потребность в самореализации (деловые игры, направленные на установление взаимосвязи между теоретическими знаниями и практикой).
Подведем основные итоги рассмотрения механизма формирования рефлексивной компетенции:
рефлексивная компетентность может быть сформирована за счет создания специальных организационных условий;
стратегия формирования рефлексивной компетентности должна быть поэтапной;
начало рефлексивной компетентности предусматривает создание соответственной мотивации;
содержание преимущественного большинства этапов определяется спецификой реального профессионального взаимодействия;
каждый из этапов имеет свое приоритетное задание, связанное с представлением о структуре рефлексивной компетентности;
заключительные этапы предусматривают использование интегрирующих технологий.
Использование рефлексии как метакогнитивного процесса позволяет сотруднику:
лучше контролировать и структурировать свою работу;
глубже осознавать себя в ситуации профессиональной деятельности;
точнее оценивать собственный потенциал;
смелее и спокойней осуществлять критический анализ имеющихся и потенциальных ошибок.
В профессиональной деятельности рефлексия является важным инструментом обучения и формирования мотивации, а навыки, необходимые для ее развития, оказываются полезными во всех областях деятельности человека.
Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.
Одновременное формирование всех компонентов рефлексивной компетентности предусматривает следующая модель работы. Однако каждый из этапов имеет приоритетное направление развития определенных компонентов рефлексивной компетентности.
Сама модель состоит из четырех этапов:
1) приоритет – формирование личностного компонента (знание теории профессионального общения, формирование стойкой мотивации, личного интереса);
2) приоритет – развитие интеллектуального компонента (информационное обогащение специальными знаниями, формирование социально-психологической культуры);
3) приоритет – формирование коммуникативных умений (рефлексивно- коммуникативные упражнения, решение профессиональных задач);
4) приоритет – потребность в самореализации (деловые игры, направленные на установление взаимосвязи между теоретическими знаниями и практикой).
Подведем основные итоги рассмотрения механизма формирования рефлексивной компетенции:
рефлексивная компетентность может быть сформирована за счет создания специальных организационных условий;
стратегия формирования рефлексивной компетентности должна быть поэтапной;
начало рефлексивной компетентности предусматривает создание соответственной мотивации;
содержание преимущественного большинства этапов определяется спецификой реального профессионального взаимодействия;
каждый из этапов имеет свое приоритетное задание, связанное с представлением о структуре рефлексивной компетентности;
заключительные этапы предусматривают использование интегрирующих технологий.
Использование рефлексии как метакогнитивного процесса позволяет сотруднику:
лучше контролировать и структурировать свою работу;
глубже осознавать себя в ситуации профессиональной деятельности;
точнее оценивать собственный потенциал;
смелее и спокойней осуществлять критический анализ имеющихся и потенциальных ошибок.
В профессиональной деятельности рефлексия является важным инструментом обучения и формирования мотивации, а навыки, необходимые для ее развития, оказываются полезными во всех областях деятельности человека.
Вопрос 4. Персональный SWOT-анализ
В рамках данной темы мы уже рассмотрели такие вопросы как корреляция самооценки и компетентности, особенности личностных факторов, влияющих на качество самооценочного мышления, описали общие принципы работы механизма формирования адекватной самооценки. Логично возникают следующие вопросы:
Что будет являться исходной точной в этом процессе?
Какой результат должен быть в итоге?
Ответим сначала на последний вопрос. Каким же может быть результат, который можно описать в понятных терминах и понятиях? В качестве такового может служить персональный SWOT-анализ сотрудника. Этот метод стратегического планирования доказал свою эффективность в развитии бизнеса, и был успешно перенесен в область саморазвития.
Рисунок 3. SWOT-анализ
Персональный SWOT-анализ – это методика анализа своей личности по определенным аспектам:
Strengths – сильные стороны
Weakness – слабые стороны
Opportunities – возможности
Threats – угрозы
Следует отметить, что персональный SWOT-анализ – это результат хорошо развитой рефлексивной компетенции. И разработать его можно только имея навык адекватного самооценивания. Казалось бы: что сложного: ответить на поставленные вопросы? Но, как показали результаты многочисленных исследований по этому вопросу, применительно ко всем сферам жизни человека персональный SWOT-анализ, на который человек может опираться в построении своего саморазвития составить крайне трудно. Как правило используются обтекаемые, неконкретные и социально-желательные варианты ответов. Только в контексте конкретной профессиональной деятельности, на основании личного опыта, человек может его разработать и, самое главное, реализовать.
Вернемся к первому вопросу. Начальный этап работы – понимание цели комплекса мероприятий по запуску механизма адекватного самооценивания. Это могут быть повышение мотивации сотрудников, внедрение модели эффективного менеджмента, решение вопроса делегирования полномочий, формирование команды и т.д. Таким образом цель будет непосредственно зависеть от целей и задач управления, актуальных для организации.
Схема работы может быть представлена следующим образом.
I этап: диагностика сотрудника, или сотрудников.
Следует отметить, что этот вид работы должен носить встречный характер: диагностика эксперта и самодиагностика (самооценивание) сотрудника. Важность такого формата обусловлена необходимостью поиска «точек пересечения» оценок, что может послужить основой для сотрудничества в дальнейших видах деятельности, так и для определения перспектив развития.
Предмет диагностики определяется целями и задачами, стоящими перед организационным психологом. В фокусе внимания может быть оценка компетенций, уровень развития самооценочного мышления, определение ведущих профессиональных характеристик и т.д. Диагностический аппарат на сегодняшний день развит хорошо, так что затруднений с подбором методик не должно возникнуть.
II этап связан с актуализацией, а вернее сказать с формированием Я- концепции. В ходе своей профессиональной деятельности, я пока не встречала человека, который мог бы легко описать себя в различных модальностях. Для этого требуется целенаправленная работа. Начинать имеет смысл с самых простых вопросов: со сбора социально-демографических анкетных данных и определения наиболее значимых для собеседника позиций, и свободного самоописания «Кто я?».
Вторая составляющая – это актуализация профессиональной Я-концепции.
Что следует отметить: личная или «общая» Я-концепция и профессиональная могут значительно отличаться. И очень важно путем открытых вопросов выяснить мнение сотрудника относительно такого несовпадения.
Как правило, на этом этапе исследователь может столкнуться с высоким уровнем сопротивления со стороны сотрудников. Обусловлено это высоким уровнем тревожности, которая поднимается из-за столь пристального внимания к ним. Причем что этот вид работы не имеет прямого отношения к их профессиональной деятельности. Велика вероятность того, что участники процесса будут стараться давать социально-ожидаемые ответы. В этом случае сочетание индивидуальных и групповых видов работы позволит справиться с этой ситуацией.
Важно постоянно объяснять цели и задачи вопросов и заданий, которые предлагаются.
Для исследователя на этом этапе необходимо воздержать от интервенций в процессе работы, сохранять экологичность общения: не привносить «свое» видение и понимание личных процессов других, которые будут актуализироваться заданиями. Предпочтительный метод обработки полученных результатов – контент-анализ.
Параллельно с этими видами работ имеет смысл запустить процесс рефлексии профессиональной деятельности путем внедрения «Карт самооценки», составленных исходя из подробного описания профессионального функционала сотрудников и производственных мероприятий (собрание, мозговой штурм и т.д.).
Их заполнение должно стать обязательным и ежедневным. Примеры «Карт самооценки» представлены в Приложении 1.
Данный вид работы является началом процесса формирования «личной рефлексии» сотрудника, и даст возможность составить мнение относительно его сильных и слабых сторон, уровня компетенции в профессиональной деятельности.
Рисунок 4. Рефлексия
III этап имеет смысл начинать с проработки вопроса о профессиональных ценностях. По сути, выполнение заданий по данной теме даст возможность каждому сформулировать свою профессиональную «миссию». Осознание себя в профессии и конкретной виде деятельности дает хорошие основания как для развития профессиональной Я-концепции, так и увеличении мотивации в работе.
Второй не менее важный аспект: рассуждения о профессиональных ценностях обычно бывает сопряжено с такими вопросами как:
угрозы, с которыми сталкиваются как представители всего профессионального сообщества, так и лично каждый; обусловлены они спецификой деятельности и бытующим мнением других об особенностях их работы. Определяя круг «угроз», специалисты за счет формулирования своих профессиональных ценностей, ищут пути противодействия им на уровне своего сознания.
перспективы развития; этот аспект будет сопряжен с пониманием своих сильных и слабых сторон в работе, возможности реализации первых и нивелирование вторых.
На этом этапе имеет смысл подключать процессы групповой рефлексии в виде обсуждения эффективности производственных процессов.
Рисунок 5. Корпоративная рефлексия
Опираясь на положение о рефлексивном потенциале группы, исследователи концентрируют внимание на индивидуальных вкладах в групповую рефлексию.
Это дало им возможность выявить феномен аутсорсинга рефлексии – возможности использовать внешние рефлексивные мощности партнера по общению не только для достижения совместного результата, но и для обеспечения в дальнейшем самостоятельного творческого поиска. Таким образом, обратная связь от других участников дополняет процесс личной рефлексии. В качестве основного метода развития рефлексивных механизмов исследователи предлагают метод групп- рефлексии.
IV этап – осуществление персонального SWOT-анализа. Это итог работы на всех предыдущих этапах. Целостная Я-концепция, сформированный процесс рефлексии профессиональной деятельности – основа формирования адекватной самооценки.
Следует отметить, что возможность перехода к этому этапу определяется эффективностью работы на предыдущих. Перед переходом к IV этапу имеет смысл провести диагностические мероприятия по выявлению динамики развития самооценочного мышления.
Задания для самопроверки
1. Как уровень самооценки влияет на эффективность профессиональной деятельности? Приведите примеры.
2. Перечислите категории самооценки, которые следует учитывать при оценке и отборе персонала, непосредственно влияющие на качество профессиональной деятельности.
3. Каковы основные положения «петли обратной связи» в контексте организации учебной и профессиональной деятельности?
4. Какие аспекты самооценки и почему влияют на результаты учебной и профессиональной деятельности?
5. В чем заключается связь курса «Психология самооценки» с другими дисциплинами?
Приложение 1
Оценка понимания и факторы успешной работы с
информацией в деятельности психолога
Психология самооценки
Цель изучения темы:
формирование системного подхода и представлений о понятийном аппарате и инструментарии, которые позволяют оперативно и компетентно оценить уровень самооценки клиента
Задачи темы:
рассмотреть понятие «когнитивная самооценка» и ее отличия от традиционной самооценки;
получить представление о методе изучения когнитивной самооценки, при котором осуществляется многофакторный анализ и диагностика самооценки клиента;
дать определение самооценочному мышлению и осветить вопросы его целенаправленного формирования;
представить описание исследования когнитивной самооценки, которое может быть использовано организационными психологами для диагностики уровня самооценки сотрудников
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
значение понятия «Когнитивная самооценка»;
особенности сопоставительного метода исследования самооценки;
значение понятия «Самооценочное мышление»;
метод исследования когнитивной самооценки.
Уметь:
осуществлять анализ когнитивной самооценки;
выражать собственное критическое мнение и формулировать условия при изучении когнитивной самооценки.
Владеть:
опытом применения знаний при формировании собственного подхода к изучению когнитивной самооценки;
опытом применения метода исследования когнитивной самооценки.
Учебные вопросы темы:
1. Когнитивная самооценка.
2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной самооценки.
3. Самооценочное мышление.
4. Экспериментальное изучение самооценки.
Вопрос 1. Когнитивная самооценка
Помимо изучения самооценки в русле психологии личности, в отечественной психологии разрабатывается направление ее изучения с точки зрения когнитивной, интеллектуальной сферы человека. Исследователи в данном направлении отталкивались от важности исследования проблемы взаимосвязи самооценки с когнитивной, интеллектуальной сферой человека. Самооценка
представляет собой неразрывное единство эмоциональной (аффективной) и
рациональной (когнитивной) составляющих. Первый компонент отражает знание человека о самом себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Данный подход объединяет проблематику «психологии мышления» и «психологии самосознания».
Советские психологи еще в 70-хх годах ХХ века обращали внимание на взаимосвязь самооценки и интеллекта. Так, И. И. Чеснокова в своих работах проводила параллели между самосознанием и развитием интеллектуальной сферы человека. Мыслительные процессы занимают центральное место в
самопознании. Последнее в свою очередь является условием и важнейшим компонентом целостного процесса самосознания. Самооценка в этой системе выступает как своеобразный итог самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Она отражает их уровни развития. Несовершенным формам самопознания соответствуют несовершенные формы самооценки.
Интересны исследования А. В. Захаровой и М.
Э. Боцмановой в аспекте взаимосвязи самооценки и интеллектуальных процессов. Ими был сделан следующий вывод: рефлексия, которая проявляется в мыслительной
деятельности, является одновременно условием и средством самооценки как
механизма произвольной психической регуляции. Рефлексия есть там, где есть самооценка, и, наоборот функционирование подлинной самооценки возможно только при наличии рефлексии. Испытуемые, которые проявляли при самооценке рефлексивность, достигали наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного и личностного развития. Они находились в постоянном поиске новых знаний, способов деятельности, самовыражения.
Особый интерес в этом исследовании представляет подход авторов к исследованию самооценки, как к решению особых задач на оценку качеств личности. Так, при высоком уровне сформированности рефлексии, анализ
ситуации задачи одновременно является и анализом собственных действий, который завершается их общей оценкой. В этих условиях именно самооценка выступает основанием для создания теоретических моделей каждого последующего шага в процесс решения задач. Высокий уровень рефлексии определяет психологическую готовность субъекта к всестороннему изучению ситуации задачи, представление о порядке действий и их результатах. При сниженном уровне рефлексии испытуемые не анализировали свои действия в их целостности. При несформированной рефлексии собственные действия вообще не подвергались анализу и приобретали хаотичный характер. Деятельность становилась неуправляемой и практически распадалась.