Файл: 1. Назначение, конструкция, основные неисправности узла.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание | |
1. Назначение, конструкция, основные неисправности узла.............................2 | |
2. Технология ремонта и контроль качества ремонта........................................4 | |
3. Оборудование, механизмы, приспособления, инструмент............................7 | |
4. Охрана труда и техника безопасности.............................................................8 | |
Библиографический список............................................................................13 | |
1. Назначение, конструкция, основные неисправности узла
Кузов вагона предназначен для размещения пассажиров и необходимого оборудования. Все пассажирские вагоны строятся с цельнометаллическими кузовами длиной 23,6 м и шириной 3,1 м. Кузов вагона составляют: рама с полом, две боковые и две торцовые стены, имеющие дверные и оконные проемы, и крыша. Все эти элементы соединены в каркас. Стены и крыша имеют наружную (металлическую) и внутреннюю (синтетическую) обшивку, между которыми уложен слой материала для шумо- и теплоизоляции.
Неисправности и повреждения кузовов вагонов разнообразны и зависят от условий эксплуатации вагона и его конструктивных особенностей. Наиболее характерными неисправностями для всех типов вагонов являются трещины, пробоины, прогибы, вмятины, коррозионные повреждения металлических деталей и гниение деревянных, а также повреждения деталей крепления бортов дверей и крышек люков. Основными причинами неисправностей кузовов являются нарушение правил погрузки и выгрузки грузов, нарушение правил маневровых работ и нарушение технологического процесса ремонта.
Не допускается эксплуатация вагонов, кузова которых имеют следующие неисправности:
-
Срыв роликов двери крытого вагона с направляющих, выдавливание двери. -
Нарушение крепления крышек люков, торцовых дверей, бортов платформы. -
Нарушение соединений угловых и промежуточных стоек. -
Повреждение кровли крыши вагона -
Излом или обрыв балок рамы вагона, обрыв стоек. -
Возникновение пожара в вагоне. -
Обрыв генератора, редуктора, карданного вала, шкива ременной передачи. -
Нарушение крепления, сдвиг груза возможно падение груза на путь.
2. Технология ремонта и контроль качества ремонта
Наиболее характерные неисправности кузова – коррозия стен, пола и напольных решеток, увлажнение и разрушение изоляции, повреждения наружной и внутренней обшивок с вмятинами или сквозными разрывами металла, уплотнений погрузочных дверей.
Ремонт кузова сопряжен с большой трудоемкостью, поэтому его в основном ремонтируют на вагоноремонтных заводах. При деповском ремонте устраняют, как правило, незначительные неисправности без вскрытия внутренней обшивки и изоляции стен.
При ремонте на заводе для проверки состояния кузова вагона, его антикоррозионного покрытия и изоляции стены частично вскрывают, пол и внутренние ограждения торцовых стен разбирают. Если обнаружены повреждения антикоррозионного покрытия, неудовлетворительное состояние изоляции или коррозия металлической обшивки, делают полную разборку стен вагона. Такие работы относятся к капитальному ремонту II объема (КР-2).
Если металлические балки рамы поражены коррозией на глубину до 30 %-ного сечения или балки каркаса стен на глубину до 50%, то их ремонтируют способом приварки накладок. Местные поражения наружной обшивки кузова коррозией на глубину более 50% номинальной толщины устраняют так же, то есть вырезают поврежденное место и приваривают встык накладку.
При ремонте вагонов в депо без разборки стен применение сварки неизбежно приведет к разрушению изоляции, поэтому пораженную коррозией обшивку разрешается ремонтировать путем постановки металлических или стеклотканевых накладов на клее холодного отвердения. Для этого используют листы из стали, стеклоткань АСТТ (б) или АСТТ (б) С1 и эпоксидный компаунд К-115. Аналогичным способом устраняют сквозные пробоины в наружных стенах и повреждения на потолке грузового помещения.
В последнем случае делают накладку из древесно-волокнистой плиты и приклеивают ее клеем марки 88-Н.
Для изоляции кузова применяют пакеты из блоков полистирола, обернутых полиэтиленовой пленкой. В грузовых рефрижераторных вагонах пол покрывают морозостойкой листовой резиной, наклеенной на деревянный настил клеем 88-Н. Места возможных неплотностей у сифонов и порогов дополнительно уплотняют герметиком. При ремонте поврежденное место покрытия вырезают в виде правильной фигуры (ромба, квадрата, круга) и просушивают доски пола. Затем на оголенное место пола наклеивают вставку, поверх которой на клее 88-Н ставят накладку. На время подсыхания клея (1...2 ч) сверху накладки помещают груз – мешок с песком.
Двери при ремонте снимают и разбирают. Погнутую металлическую обшивку дверей выправляют или заменяют новой. Особое внимание уделяют сохранению размеров дверей прислонного типа, так как из-за деформации направляющих рельсов, рычагов подвески или запорного механизма может нарушиться плотность прилегания двери по периметру. Все трущиеся части механизма двери смазывают консистентной смазкой. Зазор между дверью и коробкой обязательно перекрывают уплотняющей прокладкой из морозостойкой резины.
Поддоны и желоба для сбора стекающего с рассольных батарей конденсата при заводском ремонте снимают. Основные неисправности поддонов – разрушение поверхностного цинкового слоя, повреждение мест пайки, а также поражение коррозией. Снятые поддоны после очистки правят. Места, поврежденные коррозией, вырезают и на их место припаивают или приваривают накладки. Поврежденные швы пропаивают. Отремонтированные поддоны, а также баки для хранения воды подвергают при необходимости металлизации или цинкованию. После цинкования поддоны тщательно обмывают водой.
Крепежные болты со срывами резьбы или ржавчиной заменяют новыми. Напольные решетки при ремонте подвергают сварке, правке и цинкованию или металлизации. Резиновые амортизаторы на ножках решеток, как правило, при ремонте заменяют новыми. Неисправности напольных решеток из алюминиевого сплава, изготовленных из профилированных брусков, устраняют аргонно-дуговой сваркой.
Исключительно важной операцией ремонта кузова вагона является защита его от коррозии. Для этой цели отремонтированный сваркой кузов очищают от окалины, остатков коррозии, обезжиривают, затем грунтуют, шпатлюют и защищают специальными мастиками. Последней операцией является окраска кузова.
3. Оборудование, механизмы, приспособления, инструмент
Оборудование для ремонта пассажирских вагонов:
-
Комплект домкратов стационарных для подъема кузова вагона (4 шт. в комплекте) КДВ-60МС -
Круг поворотный для тележек пассажирских вагонов Пм-Т(П) -
Машина моечная для редукторов привода генератора ММ-Р -
Машина моечная для аккумуляторов ММ-Ак -
Машина моечная для воздушных фильтров ММ-Ф -
Комплект домкратов переносных для подъема кузова вагона (4 шт. в комплекте) КДВ-60МП -
Установка для монтажа и демонтажа поглощающих аппаратов УГПА -
Тележка для съема подвагонного оборудования ТПО-01 -
Кран-балка (тельфер) Q=0,5 т Кб-05 -
Установка для рихтовки поверхности кузова -
Стенд для опрессовки труб системы отопления на вагоне СтОп-Т -
Вагономоечная машина ММ-ПВ -
Габаритная рамка ГР-П
4. Охрана труда и техника безопасности
Требования пожарной безопасности, средства пожарной защиты
Основные требования пожарной безопасности объекта в том числе к содержанию территории, зданий и сооружений, электроустановок, к системам отопления, вентиляции, технологическому оборудованию противопожарному водоснабжению, пожарной техники и средствами связи, изложены в типовых правилах пожарной безопасности для промышленных предприятий и в правилах по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
Вскладских помещениях и на территории должны вывешиваться запрещающие и указательные знаки: места нахождения пожарных постов, пожарных кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре, места курения и т.д.
В обеспечении пожарной безопасности особое место занимает противопожарная подготовка инженерно-технически работников, служащих и рабочих, которая включает первичный и вторичный пожарные инструктажи, а также занятия по программе пожарно-техническог минимума.
Под средствами защиты от пожара понимается огнетушащие составы, пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарно-технические сооружения. По назначению средства тушения подразделяются на огнетушащие средства (вещества), прекращающие горение, средства доставки огнетушащих средств, их получения, а также выполнения других работ на пожаре. Углекислый газ чаще всего применяется при тушении легковоспламеняющихс и горючих жидкостей в емкостях, горящего электрооборудования и двигателей внутреннего сгорания, при тушении пожаров в местах, где применять воду или пену нецелесообразно.
К изолирующим и разбавляющим веществам относят химическую и воздушно-механическу пену: азот, порошки общего и специального назначения. Химическую пену применяют длятушения легковоспламеняющихс и горючих жидкостей. Наиболее эффективна воздушно-механическ я пена, обладающая хорошим теплоотражающим эффектом, также хорошо используются огнетушители (ОХП-10; ОУ; ОУ-2А; ОУ-2ММ; ОУ-5; ОУ-5ММ; ОУ-8), стационарные (ОСУ-5А; ОСУ – 5), порошковые ОП-10, комбинированные ОХВП-10 и ОК-100. При возникновении пожара необходимо сообщить в пожарную охрану и руководителю работ. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее двух метров от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более семи метров от контактного провода, находящегося под напряжением может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением. При тушении пожара струю пены направлять в сторону от людей. При возгорании электроприборов применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
Требования техники безопасности при выполнении технологического процесса
Требования техники безопасности при выполнении технологического процесса устанавливаются законом об охране труда РФ и местными инструкциями. Перед началом работы работник должен проверить состояние инструмента находящегося на рабочем месте или получаемого из инструментальной кладовой. Инструмент и приспособления должны отвечать требованиям стандартов и технических условий. Молоток должен иметь:
- ровную, не сбитую, без заусенцев, слегка выпуклую поверхность байка;
- овальное отверстие для ручки с небольшим конусом наружу;
- ручку овального сечения из дерева, гладкую без сучков и трещин, конусную с уширением к свободному концу.
Места обработки деталей зубилом или другим подобным инструментом ограждают щитками из сетки, а исполнители работ обеспечиваются защитными очками.
Напильники применяют только с исправными ручками с металлическими кольцами в местах их насадки. Гаечные ключи должны соответствовать указанным на них размерам и не иметь разошедшихся челюстей. Наращивать гаечные ключи другими ключами и трубами, а также применять прокладки между гайкой и ключом не допускается.
Абразивный инструмент, применяемый в заточных станках и ручных пневматических шлифовальных машинах типаИП-2002 ТУ 22–166–30, должны эксплуатироваться ииспытываться в соответствии с ГОСТ 12.3.028.
Запрещается пользоваться неиспытанными абразивными кругами. Для испытания абразивного инструмента в депо имеется специальный стенд находящийся в цехе оборудования. Верстаки, столы и стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и иметь высоту, удобную для работы. Поверхность верстаков необходимо покрывать гладким материалом (листовой сталью).
Требования техники безопасности к оборудованию
Мастер и бригадиры должны постоянно, в течение рабочей смены контролировать исправность инструмента, а исполнители – перед началомработы.
Работа неисправным инструментом, неочищенным от грязи и масла и без защитных средств запрещается. Все производственное оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.003–83, ГОСТ 12.2.003–91, ГОСТ 12.2.022–80. Для обеспечения безопасных условий труда электродвигатели, пусковая аппаратура и все другие части оборудования, которые могут находиться под напряжением, надежно заземляют и перед началом работы проверяются работниками цеха.