Файл: Задача Требование лицензирующего органа правомерно, так как содержащие врачебную тайну документы затребованы им в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 задача
Требование лицензирующего органа правомерно, так как содержащие врачебную тайну документы затребованы им в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Обоснование: В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. "б" п. 2 Положения).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно ч. 2 указанной статьи организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ определено, что при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а
также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Согласно п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Законом N 323-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 87 Закона N 323-ФЗ определено, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности в том числе осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 88 Закона N 323-ФЗ государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе путем:
- осуществления лицензирования медицинской деятельности;
- проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Задача 2
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации.
«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»
В соответствии со статьей 22 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.», а также со статьей 27 Конституции РФ «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»
По закону, реализуя свои права, человек не должен ущемлять права других людей.
Гражданин С., болеющий инфекционным заболеванием, представляет опасность для окружающих, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 33 «Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями»
1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 51 «Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей» Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ гласит:
1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:
«при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства».
Следовательно, исходя из приведенной информации о полномочиях главных государственных санитарных врачей, можно сделать вывод, что главный санитарный врач субъекта РФ имеет право выносить решения о госпитализации больных с инфекционными заболеваниями.
В случае отказа от госпитализации гражданина С. медицинская организация имеет право обратиться по этому вопросу в суд. «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.