Файл: Служба медиации в образовательном пространстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


этапе достигнутые соглашения скрепляются подписями на бланке «Заявки на проведение посредничества».
Восстановительный подход к разрешению конфликтов (по Р.Р. Максудову, Л.М. Карнозовой, А.Ю. Коновалову)
Особенность этого подхода заключается в том, что он предполагает не

только примирение конфликтующих сторон, но и заглаживание обидчикамипричиненного вреда. В основе восстановительных программ лежатпримирительные встречи, осуществляемые при посредничестве специально подготовленных медиаторов. Результатом таких встреч становится осознанный выбор и реализация участниками конфликта восстановительных действий по отношению друг к другу, в число которых входят извинение, заглаживание вреда, понимание, прощение. Такой подход позволяет рассматривать в качестве предмета медиации не толькоповседневные конфликты бытового характера, но и ситуации, имеющиеоттенок криминальности, в том случае, если степень их тяжести допускает возможность досудебного урегулирования (мелкие кражи, драки,порча чужого имущества и т.д.).

В роли медиатора могут выступать как взрослые специалисты, таки подростки, прошедшие специальную подготовку. Организационнаяособенность данной технологии заключается в том, что медиаторы являются лицами, сторонними образовательному учреждению, и «выходят вполе» (в образовательное учреждение) только в ответ на конкретный запрос о проведении медиации. Местом подготовки и «дислокации» медиаторов может стать, например, пространство общественной организации, заинтересованной в распространении идей восстановительного подхода к разрешению конфликтов. Таким образом, медиаторы оказываются абсолютно независимыми от конъюнктуры конкретного образовательного учреждения и отношений в нем, что способствует поддержанию нейтральности их позиции в процессе медиации.

Процедура медиации в данном подходе описывается четырьмя этапами: подготовительным, встречи со стороной, встречи сторон, аналитической беседы.

На подготовительном этапе медиатор определяет, соответствуетли ситуация, изложенная в заявке на проведение медиации, критериям,допускающим работу с использованием восстановительных программ. Кчислу таких критериев относятся известность всех сторон конфликта, атакже, в случаях, где можно определить обидчика и пострадавшего
, признание обидчиком своего участия в произошедшем. В том случае, есликонфликтная ситуация находится под контролем официальных органов

(комиссии по делам несовершеннолетних, полиции и т.д.) медиаторамнеобходимо определить, какие юридические последствия могут иметьместо в случае успешного разрешения конфликта.

Второй этап медиации представляет собой встречу с каждой изсторон конфликта. Он включает в себя несколько фаз:

 создание основы для диалога с участником конфликта;

 понимание ситуации;

 поиск вариантов выхода;

 подготовка к встрече между конфликтующими сторонами

Третий этап медиации представляет собой встречу конфликтующих сторон. В рамках этого этапа медиатор решает следующие задачи:

 создание условий для диалога между сторонами;

 организация диалога между сторонами;

 поддержание восстановительных действий и фиксация решений сторон;

 обсуждение будущего;

 заключение соглашения;

 рефлексия результатов встречи

Последним этапом медиации в восстановительном подходе является аналитическая беседа. Она проводится по прошествии 2-3 недельпосле встречи сторон. В ее задачи входит проведение рефлексии результатов медиации, прояснение того, выполнено ли достигнутое на встречесоглашение, а также обсуждение ценностей восстановительного способаразрешения конфликтов.

К числу документов, необходимых для проведения программ

примирения, авторы относят примирительный договор, регистрационную карточку и отчет о проведенной медиации.
Школьная медиации «равный-равному».

Подготовка школьных медиаторов из числа учащихся является одной из приоритетных задач развития службы медиации образовательного учреждения.

Во-первых, школьники имеют возможность лучше понять сутьпроблем и переживаний своих ровесников в силу принадлежности к одной субкультуре. Ровесники, находясь «внутри» школьной ситуации,значительно лучше взрослых понимают, что значит быть школьником всовременных условиях, какими рисками сопровождается общение со

сверстниками, какие темы являются наиболее проблемными.

Во-вторых, между ровесниками нет статусно-обусловленных отношений власти и подчинения. Это способствует возникновению доверительных отношений в процессе медиации, потому что у конфликтующих сторон не возникает ощущения, что на них «давят».

В-третьих, взаимодействие «равный-равному» позволяет сделатьпроцесс медиации соразмерным возрасту конфликтующих сторон.



В-четвертых, медиация «равный-равному» способствует «нормализации» конструктивных способов разрешения возникающих противоречий. В общении со взрослыми для школьников является привычнымнаходиться в положении «учащегося», усваивающего некоторый наборзнаний и умений, далеко не все из которых кажутся полезными и важными для повседневной жизни.

В целом, можно отметить, что медиация «равный-равному» соответствует, с одной стороны, потребностям и возрастным задачам развития учащихся, и, с другой стороны, профессиональным задачам педагогов. Однако реализация принципа «равный – равному» в условияхслужбы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся.

Разработка таких технологий– одна из приоритетных задач ближайшего будущего. Первым шагом напути ее решения может стать ответ на четыре ключевых вопроса, связанных с программами подготовки медиаторов школьной службы медиациииз числа детей: «чему учить?», «как учить?», «кого учить?» и «комуучить?».