Файл: Предприятие как субъект предпринимательской деятельности Предпринимательство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности
Предпринимательство
Существует много определений термина «предприниматель», что подтверждает и показывает развитие представлений о нем.
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции (Париж, 1723 г.), где по ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта». Долгое время в литературе предпринимательство рассматривалось преимущественно в сфере обмена (торговли). Со временем отношение к предпринимательству менялось, и оно стало использоваться во многих сферах человеческой деятельности.
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона, который считал предпринимателя посредником, который имеет возможность покупать товары дешевле, а продавать дороже. Однако, он же обратил внимание, что такие люди действуют не только в сфере обращения, но и в сфере производства, при этом не обязательно являясь собственниками средств производства.
Французский экономист Ж.Б. Сей считал, что «предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности».
Это определение увязывает предпринимательство с важными экономическими показателями – производительностью и прибылью.
Позднее предпринимателями стали называть лиц, действующих в условиях риска, несущих ответственность за предпринимаемое дело. В XX веке добавился ряд новых характеристик, таких, как новаторство (Йозеф Шумпетер), использование любых возможностей с максимальной выгодой (Питер Друкер), инициативность и ответственность (Альберт Шапиро). Альфред Маршал и его последователи уделяли большое внимание организаторской функции предпринимателя.
2
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает
В.И. Даль. Он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»; отсюда «предприниматель» - «предпринявший что-либо».
Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать выводы, что в предпринимательстве выделяют различные аспекты:
- экономический аспект (предприниматель организует работу используя имеющиеся в его распоряжении средства производства (например, машины и оборудование, сырье и материалы) для достижения целей, которые часто выражаются в определенных экономических показателях, важнейшим из которых является прибыль);
- личностно-психологические аспекты (предприниматель должен обладать определенными навыками и характеристиками – коммуникабельность, лидерство, умение видеть новое и т.д.).
Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей предпринимателя, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства, предполагающая имущественную ответственность и принятие на себя риска.
Согласно законодательству РФ. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом качестве в установленном порядке (ст. 2 ч.1 ГК РФ).
В основе предпринимательской деятельности лежит предпринимательская идея. Поиск идеи является наиболее сложной задачей, по причине трудной формализации процесса.
Предприниматель осуществляет свою деятельность в предпринимательской среде.
3
Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность проявления) предпринимателей, преобладание рыночного типа экономических связей, возможность формирования капитала и использования необходимых ресурсов.
Показателем степени свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) предприятий, в том числе малых и средних предприятий.
Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени определяется государственной политикой в данной области, деятельностью местной
(региональной) законодательной и исполнительной власти, внешними условиями конкретных регионов.
Организация
Для достижения целей, которые трудно или невозможно достичь одному люди могут объединяться в организации.
Чтобы считаться организацией, объединение должно отвечать обязательным условиям:
- наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;
- наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. конечного результата, к которому стремится данная организация);
- члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.
В зависимости от направленности и специфики деятельности организаций они могут носить неформальный и формальный характер.
В первом случае для удовлетворения различных социальных запросов образуются организации, которые не имеют признаков формальных. Они преимущественно представляют собой небольшие группы, объединенные по принципу приятельских отношений. Порой какой-либо единой цели они не имеют
4 и создаются для удовлетворения своих культурных, спортивных и прочих интересов.
Во втором случае они формируются в определенном порядке, который позволяет эффективно влиять на взаимодействие людей, входящих в такую организацию. Отличительной ее чертой являются документы, регламентирующих действия организации и ее членов. Это могут быть уставы, положения, правила и другие поведенческие нормы. Обязательно наличие руководителей, управляющих организацией, назначенных или избранных на должность вышестоящей структурой. Примером формализованных организаций являются предприятия, политические партии, государственные учреждения и пр.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации – организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками.
Некоммерческие организации - организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Предприятие
Наиболее распространенной формой организаций являются предприятия, которые являются первичным структурным звеном экономики. Понятие
«предприятие» подразумевает только юридическое лицо.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство.
5
Предприятия различаются по различным классификационным признакам: сферам деятельности, по отраслевой принадлежности, формам собственности, по размеру и т.д.
По отраслевой принадлежности предприятия делятся на:
предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные, машиностроительные и пр.);
сельское хозяйство (животноводство, овощеводство и пр.);
транспорт
(автомобильные, железнодорожные, авиационные, морского и речного транспорта и пр.);
торговля (розничные магазины, оптовые базы);
предприятия сферы услуг (общественное питание, бытовые услуги, финансовые услуги и пр.).
По формам собственности различают:
частные;
государственные;
муниципальные;
собственность общественных организаций;
смешанные.
В состав частной собственности включают, например, собственность граждан – физических лиц (включая имущество личных подсобных хозяйств, транспортные средства и недвижимое имущество), собственность групп физических лиц, собственность предпринимательских объединений
(хозяйственных обществ и товариществ), смешанную собственность граждан и юридических лиц.
Государственную собственность образуют объекты: а) федеральной собственности; б) собственности субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономных округов);
6
Собственность общественных организаций включает в себя: а) объекты, принадлежащие общественным объединениям, благотворительным и иным общественным фондам; б) объекты, принадлежащие религиозным организациям (монастырям, церквям, религиозным общинам и пр.).
Отличительным признаком собственности общественных организаций является то, что деятельность таких организаций не должна носить коммерческий характер и преследовать в качестве главной цели извлечение прибыли.
Смешанная собственность образуется как комбинация других видов и разных типов собственности.
Деятельность каждого предприятия направлена на достижение определенных целей, причем цели отдельных предприятий могут быть весьма различными. Так, например, для частного предприятия целью является получение прибыли, а для общественных предприятий основной целью является оказание населению услуг в рамках своих ограниченных бюджетных средств.
Одним из важнейших признаков классификации предприятий является его размер, который определяется, как правило, численностью работников, годовым доходом, долей участия других лиц в капитале.
Таблица 1
Предельные критерии отнесения предприятий к субъектам предпринимательства
по размеру
Численность
сотрудников, чел.
Доход, млн. руб./год
Доля участия других
лиц в капитале
Микро предприятия
15 120
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме. Доля участия обычных юридических лиц
(в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
Малые предприятия
100 800
Средние предприятия
250 2 000
7
Среда функционирования предприятия. Факторы среды
Осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность, предприятие получает извне сырье и материалы, топливо, различные виды энергии, финансовые ресурсы, информацию в различном виде, основные средства, нанимает работников и т.п.
Кроме того, предприятие вступает во взаимоотношения с потребителями своей продукции и услуг, с различными государственными и общественными организациями, оно действует в рамках существующих законов. Все это образует окружающую (внешнюю) среду предприятия, состояние и подвижность которой определяют сложность управления предприятием.
Рисунок 1 – Факторы внутренней и внешней среды предприятия
Внешняя среда – это условия и факторы, действующие в окружении предприятия и влияющие на различные сферы его деятельности и неподконтрольные предприятию.
Внутренняя среда – это элементы, которые подконтрольны предприятию, которые создают некоторую устойчивость предприятия и его структуры и одновременно обеспечивают гибкость, (т.е. возможность приспосабливаться к требованием внешней среды). К таким элементам могут быть отнесены, например, функциональные подразделения предприятия
– маркетинг, бухгалтерия, снабжение, сбыт, финансы, НИОКР (R&D). Требования устойчивости и гибкости – важнейшие требования к организации предприятия.
8
Внешняя среда предприятия делится на:
микросреду предприятия (деловая среда);
макросреду предприятия.
Микросреда предприятия (деловая среда, внешняя среда прямого воздействия) представлена такими участниками как: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники (которые также могут быть и покупателями), другими контактными аудиториями (СМИ, банки, государственные учреждения, общественные организации). Все они могут оказывать влияние на предприятие, но и оно может влиять на них, путем, например, ведения переговоров.
Макросреда (внешняя среда косвенного воздействия) предприятия представлена такими факторами как: экономическая обстановка, политическая обстановка, социальные факторы, научно-технические факторы, факторы культурной среды, демографические факторы, природная среда, законодательство. Влиять на факторы внешней макросреды практически невозможно, к ним нужно приспосабливаться.
Внутрифирменное предпринимательство
В теоретических исследованиях и на практике все больше внимания уделяется внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству.
Появление интрапренерства прежде всего связано с тем фактором, что многие крупные предприятия переходят на предпринимательскую форму организации и ведения дел.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий открытую предпринимательскую деятельность в рамках действующего предприятия, при этом его деятельность поддерживается руководством.
Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей.
9
Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
быстрой реализации всевозможных нововведений;
создания основы для дальнейшего развития производства.
Как и любое другое явление, интрапренерство имеет свои положительные и отрицательные качества. Для обеспечения его успеха необходимо знать возможности интрапренерства и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей.
Рисунок 2 – Новый подход к организации бизнеса на основе вовлечения
клиентов и сотрудников в предпринимательскую и инновационную деятельность
В современных условиях технологии производства, организация производств – становятся сложнее, роль отдельных предпринимателей и инноваторов – людей, способных что-то изобрести или придумать и запустить производство, несколько снижается. Нет одного конкурентного преимущества
10 или одной более эффективной технологии производства, борьба идет за каждую сотую процента экономии и выгод на всех стадиях производственного процесса.
В этой связи, все больше говорят о коллективных инновациях, поэтому и задачи руководителя часто видятся - как создание условий для формирования таких инноваций и развития внутрифирменного предпринимательства, в конечном итоге, для творчества и самореализации людей, расширяя их до клиентов компании, которые также могут участвовать в процессах улучшений.