Файл: Тема Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Основные этапы становления и развития политической науки.
История политической мысли Казахстана
План
-
Политическая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима -
Политическая мысль средневекового Востока и европейского средневековья. -
Политические идеи эпохи Просвещения и Нового Времени. -
Социально-политические идеи и течения ХIХ-ХХ веков (характеристика основных концепций) -
Основные этапы развития политической мысли Казахстана. Политическая мысль Казахстана в современных условия.
Политические учения являются показателем политической зрелости социума, выступают важными факторами его политической активности. Они являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.
История политической науки – это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронометрическом (временном), пространственном (географическом) и портретном (портретно-индивидуализирующем) измерениях. Однако в литературе можно встретить и иные подходы к анализу процесса развития политической мысли. Например, некоторые авторы систематизируют и изучают политические концепции под углом зрения тяготения их к той или иной интеллектуальной традиции.
Используя указанные критерии, следует отметить, что исторически предшествовала всем другим направлениям политической мысли религиозная традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые политические представления древности носили религиозно-мифологический характер. Это выражалось, прежде всего, в идее божественного происхождения власти и всех общественных порядков на земле.
В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека.
Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту "Ригведа", мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.
Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.
Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 г.г.) и Фомы Аквинского (1224-1274 г.г.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который исходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.
Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Одним из первых философов средневековья он определяет предмет и задачи политической науки, которую он относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, по мысли Аль-Фараби, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя.
Кроме учения восточного перипатетизма в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии.
Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой власти и свержение прежней; сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; упадок и гибель государства. Из форм правления Ибн-Халдун выделял три: "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат.
С окончанием средневекового периода религиозная, теологическая концепция перестает быть господствующей, однако она не утратила своего значения и в последующие эпохи. Так, анализ этой концепции был бы неполным, без анализа Реформации - религиозного и политического движения, охватившего в начале XVI века почти всю Европу и направленного против католической церкви. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов Мартин Лютер (1483-1546), положивший начало протестантизму.
Влияние религиозной традиции на политическую жизнь разных народов вплоть до современности связано с тем, что, во-первых, религиозная традиция поддерживает веру людей в возможность установления справедливого общества на Земле; во-вторых, религиозная традиция зачастую и в наше время определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран, в особенности ближневосточных.
В политических учениях древнего мира в недрах религиозного мировоззрения зарождается юридическая традиция, свидетельством чему является рационализм, который нашел свое выражение в политических учениях Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, легистов в Китае, Будды - в Индии, Заратустры в Персии, в трудах философов - в Греции, юристов - в Риме. Рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона.
Примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, которая связана, прежде всего, с именем Цицерона (106-43 г.г. до н.э.). Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
Кроме юридической, к глубокой древности восходит и политико-социологическая традиция, носители которой пытались дать комплексный анализ политики в целом. Такой подход был характерен, прежде всего, для древнегреческих политических мыслителей, среди которых заметное место
занимает Платон (427-347 г.г. до н.э.). Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, мир явлений - это искаженная копия мира идей. Поэтому задача государства и политики заключается в том, чтобы привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства. Идеальной моделью такого государства должна стать аристократия, которая обеспечивает приход к руководству лучших и благородных представителей.
С именем Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) связано зарождение политической науки как самостоятельной отрасли знания. Согласно Аристотелю, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждает, что государство - естественное образование. Человек, будучи "политическим животным", несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству": развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису). Главная цель государства - достижение блага всех граждан, а принципом политического властвования является добродетель. Формы государства по Аристотелю определяются тем, с одной стороны, кто правит (один, немногие, все), а с другой - тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из правильных форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной". Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.
В политическом учении как Платона, так и Аристотеля можно проследить истоки тоталитарных тенденций: человек рассматривается как часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин - это безликая частица единой политической общности.
Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Систему взглядов на государство, общество и личность этого периода можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин, который рассматривался как источник власти. Это открытие Ренессанса: человек, а не Бог - центр Вселенной - выразил Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.), итальянский мыслитель. Репутацией теоретика политики он обязан, во-первых, своему новому "научному методу", во-вторых, доктрине моральной целесообразности отделения политики и права от морали, благодаря чему возник термин "макиавеллизм", и, в-третьих, теории политического республиканизма. Как известно "макиавеллизмом" принято называть политику, основанную на культе грубой силы, пренебрегающую нормами морали. Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он считал, что любая цель, связанная с благом государства, законна и достижение ее даже безнравственными средствами, оправдано.
Дальнейшее развитие гражданско-юридической традиции в осмыслении политики связано с именем английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679г.г.). Он полагал, что монархия - лучшая форма власти, но отрицал ее божественное происхождение. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор, который люди, живущие в догосударственном обществе, конфликтов и "войны всех против всех" заключают с властью в обмен на закон.
Родоначальником либерализма принято называть еще одного выдающегося мыслителя Джона Локка (1632-1704 г.г.). Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество" и "государство", поставив личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права "на жизнь, свободу и собственность".
Значительный вклад в создание концепции гражданского общества был сделан французским просветителем Шарлем Монтескье (1689-1755 г.г.). Он обратил внимание на фактор воздействия географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории и т. д., на характер государства. Теория разделения властей - второе достижение Монтескье. Политической властью, отмечал Монтескье, всегда злоупотребляют, и чтобы гарантировать безопасность граждан от беззакония, ее (власть) следует разделить на законодательную, исполнительную и судебную,