Файл: Тема Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
причем такая гарантия возникает лишь тогда, когда отдельные власти взаимно сдерживают друг друга.
Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 г.г.). Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде" (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969., С.160). Руссо является сторонником социального равенства и прямой демократии.
В период Ренессанса возникают политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин утопия происходит от названия книги "Утопия" Томаса Мора (1478-1535 гг.) - английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, позже Фурье, Сен Симон, Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.
На смену гражданской концепции политики в Новое время приходит социальная концепция, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу политики через роль какой-либо сферы общества, эти теории оперируют социальными, но внешними по отношению к политике величинами. Например, свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса - К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина. Под воздействием учения Гегеля и Фейербаха К.Маркс создает теорию материалистического толка, стержневой идеей которой в политологическом плане является тезис об определяющей роли надстроечных факторов, в том числе политики и государства, базисными основами, существующим способом производства, представляющим совокупность производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства происходит революционным путем. Главный вывод Маркса состоит в том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами.
Несомненный интерес представляет социологическая теория Людвига Гумпловича (1838-1909 г.г.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял "стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути". (Гумплович Л. Социология и политика. М.,1985. С. 159), По мнению Гумпловича, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.
Свое развитие социальная концепция политики получает в работах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считался главой социологической школы во Франции. Он - один из авторов теории "социальной солидарности". Социальная солидарность, по мнению Дюркгейма, формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специфическую функцию в соответствии с разделением труда и, тем самым, ставя себя в зависимость от других индивидов, способствует формированию органической солидарности.
История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. В начале столетия господствующим был социологический подход, исследующий проблемы политической власти и ее социальных основ ("теория заинтересованных групп" А.Бентли, "теории элиты" Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, социологическая теория государства М.Вебера, поведенческая теория Г.Лассуэла). К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, "новая теория демократии" Й.Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии. В своей работе "Полиархия. Участие и оппозиция" он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.
Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли. Можно назвать имена Р.Арона, Дж.Гелбрейта, З.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Нейсбита, Г.Моргентау, Г.Алмонда, Х.Арендта, Р.Дарендорфа, С.Липпсета, С.Хантингтона, К.Поппера, Д.Истона, Т.Парсонса.
Основные этапы развития политической мысли Казахстана. Политическая мысль Казахстана в современных условиях.
Зарождение политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание"), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которого состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными категориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства. Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде "Дивану лугат аттатюрк" (Словарь тюркских наречий), дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.
В ХП в. в своем дастане "Акикат сыйы" (Подарок истины) Ахмет Иугинаки также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.
В более позднее время в ХУ1 в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихана дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.
Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.
Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независимость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая. Абай Кунанбаев (1845-1905) - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Оценить его социокультурные взгляды, богатство политической мысли можно, познакомившись с его идеями, высказанными в главном философско-этическом труде "Слова назидания". Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для
этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке.
Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердившегося в стране советского режима.
Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.
Рекомендуемая литература
Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 г.г.). Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде" (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969., С.160). Руссо является сторонником социального равенства и прямой демократии.
В период Ренессанса возникают политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин утопия происходит от названия книги "Утопия" Томаса Мора (1478-1535 гг.) - английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, позже Фурье, Сен Симон, Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.
На смену гражданской концепции политики в Новое время приходит социальная концепция, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу политики через роль какой-либо сферы общества, эти теории оперируют социальными, но внешними по отношению к политике величинами. Например, свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса - К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина. Под воздействием учения Гегеля и Фейербаха К.Маркс создает теорию материалистического толка, стержневой идеей которой в политологическом плане является тезис об определяющей роли надстроечных факторов, в том числе политики и государства, базисными основами, существующим способом производства, представляющим совокупность производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства происходит революционным путем. Главный вывод Маркса состоит в том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами.
Несомненный интерес представляет социологическая теория Людвига Гумпловича (1838-1909 г.г.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял "стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути". (Гумплович Л. Социология и политика. М.,1985. С. 159), По мнению Гумпловича, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.
Свое развитие социальная концепция политики получает в работах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считался главой социологической школы во Франции. Он - один из авторов теории "социальной солидарности". Социальная солидарность, по мнению Дюркгейма, формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специфическую функцию в соответствии с разделением труда и, тем самым, ставя себя в зависимость от других индивидов, способствует формированию органической солидарности.
История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. В начале столетия господствующим был социологический подход, исследующий проблемы политической власти и ее социальных основ ("теория заинтересованных групп" А.Бентли, "теории элиты" Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, социологическая теория государства М.Вебера, поведенческая теория Г.Лассуэла). К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, "новая теория демократии" Й.Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии. В своей работе "Полиархия. Участие и оппозиция" он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.
Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли. Можно назвать имена Р.Арона, Дж.Гелбрейта, З.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Нейсбита, Г.Моргентау, Г.Алмонда, Х.Арендта, Р.Дарендорфа, С.Липпсета, С.Хантингтона, К.Поппера, Д.Истона, Т.Парсонса.
Основные этапы развития политической мысли Казахстана. Политическая мысль Казахстана в современных условиях.
Зарождение политической мысли на территории Казахстана восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политические идеи мыслителей, общественных деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание"), который жил в XI в., большое место отводится вопросам, способам и методам управления государством, нормам и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель которого состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными категориями людей, учитывая их социальное и имущественное положение, а также интересы и потребности. В сфере внимания мыслителя находились не только правовые нормы, но и нравственные, направленные на создание единой этической основы идеального государства. Главная роль в утверждении этих норм принадлежит беку, который должен знать добродетели и пороки, влияющие на поведение граждан. Хан также должен создавать условия для упрочения законности и бдительности, от которых зависит процветание государства. Другим философом периода расцвета Караханидского каганата является Махмут Кашгари (XI в.), который в своем труде "Дивану лугат аттатюрк" (Словарь тюркских наречий), дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государственности.
В ХП в. в своем дастане "Акикат сыйы" (Подарок истины) Ахмет Иугинаки также уделяет большое внимание роли нравственного начала в построении взаимоотношений между людьми и государствами, считая, что адаб (совершенный человек) является основой создания современного государства.
В более позднее время в ХУ1 в. в своих трудах Мухаммед Дости и Ибн Рузбихана дают картину политической жизни территории Казахстана XIV-XVI в.в., описывают систему политического устройства государства, в которой нормы и обычаи права вписывались в традиции степной государственности и строго ее охраняли.
Дальнейшее развитие политической мысли в Казахстане тесно связано с историей страны, деятельностью крупных представителей Казахского ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, Тауке-хан. Кроме того, Тауке-хан был одним из первых законодателей, реформаторов традиционного казахского общества. Его свод законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества.
Надо отметить, что в казахской степи сложилась достаточно демократичная система политических отношений, базировавшаяся на номадном способе производства, важным показателем которой был институт выборности ханов. Последующие времена истории Казахстана связаны с распадом Казахского ханства, борьбой против джунгар, принятием российского подданства Младшим и Средним жузами и впоследствии, в 60-е гг. XIX в., присоединением к России Старшего жуза. Колониальная политика царизма в Казахстане привела к развитию национально-освободительной борьбы казахского народа за независимость и свободу. Среди наиболее ярких движений конца XVIII - начала XX столетия следует назвать движения под руководством Срыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова, Амангельды Иманова. Историю этого периода развития казахской государственности нельзя рисовать черно-белыми красками. Именно такой, противоречивой, со своими достижениями и трудностями, предстает она в осмыслении блестящих просветителей - Ч.Валиханова, С.Бабаджанова, И. Алтынсарина, а также самородка казахской культуры Абая. Абай Кунанбаев (1845-1905) - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Оценить его социокультурные взгляды, богатство политической мысли можно, познакомившись с его идеями, высказанными в главном философско-этическом труде "Слова назидания". Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для
этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке.
Новый этап в развитии казахской государственности и осмыслении перспектив ее будущего начался в 1917г. Происходит размежевание в политически активной части казахского общества. Наиболее яркие представители казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, М. Дулатова и др. отстаивали идею национальной и государственной независимости Казахстана посредством создания культурно-национальной автономии. Представители левых (Т. Рыскулов, А. Джангильдин, А. Иманов) поддержали политический курс большевизма. Судьбы либеральной казахской интеллигенции трагичны, практически все были подвергнуты репрессиям со стороны утвердившегося в стране советского режима.
Следующая страница истории открывается в начале 90-х годов XX в., когда народ Казахстана взял в свои руки историческую судьбу Родины и, провозгласив суверенитет государства, выдвинул идеи демократизации общества, возрождения национальной культуры и приоритета прав личности как высшие политические ценности. В новых условиях, свободных от идеологических наслоений, возникают широкие возможности для изучения политико-правовой мысли прошлого и создания собственных политических доктрин настоящего и будущего.
Рекомендуемая литература
-
История политических и правовых учений /Под ред. В.Г. Нерсесянца. М., 2000. -
История политических и правовых учений /Под ред. О.Э.Лейста. М.,1997. -
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. -
История политических и правовых учений ХХ в. М., 1995. -
Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998. -
Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: Уч. пособие. Алматы, 2000. -
Политология. Учебник /Под ред. А.Н. Нысанбаева. Алматы, 1997.