Файл: Реферат По дисциплине Правоведение наименование дисциплины Преподаватель.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно-строительный институт
институт
Реферат
По дисциплине: «Правоведение»
наименование дисциплины
Преподаватель: _________ ____________________ Дробышевский Д.С.
подпись, дата должность, ученая степень фамилия, инициалы
Студент: ЗСБ 18-12Б 411837431 _____________ Селезенев И.С.
номер группы номер зачетки подпись, дата фамилия, инициалы
Красноярск 2023 г
Оглавление
Оглавление………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...3
-
Сущность права: понятие, признаки, функции……....……………………….4 -
Сущность религии: понятие, признаки, функции……………………………8 -
Формы взаимодействия норм права и религии……………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Право и религия " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Право и религия" послужила базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Право и религия", справочная литература, прочие актуальные источники информации. Размышляя на эту тему, а также о том, «какое общее образование требуется современностью от русского правоведа», профессор Императорского московского университета П.Редкий отмечал еще в 1846 году, что «познать вообще все Божественное или человеческое столь же необходимо для юриста, сколько и познать право и неправо, ибо специальное знание заключается в общем».
Актуальность и теоретическая разработанность темы дают основания определить объект и выделить предмет исследования. Объект исследования: право и религия. Предмет исследования: взаимодействия права и религии.
Для проведения исследования обозначенного предмета намечена цель и поставлены задачи курсовой работы.
Цель реферата: проанализировать и обобщить историю взаимодействия права и религии. Рассмотреть пути развития этого взаимодействия на конкретных исторических моделях.
Задачи: рассмотреть понятие права и религии, проанализировать взаимодействие права и религии.
Для реализации обозначенной цели и решения поставленных задач были использованы такие методы как систематизация, сравнение и обобщение.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список использованных источников и литературы.
1. Сущность права: понятие, признаки, функции
Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется, так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Государство - это политико-территориальная, суверенная форма организации публичной власти, наделенное аппаратом принуждения и способное делать свои веления обязательными для индивидуальных и коллективных субъектов права.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.[1] Есть еще и другие значения этого слова:
-в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
-в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.
-в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
-в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
-субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, и конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[2].
-объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).[3]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где-либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:
- создается людьми, общественными образованиями.
- законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.
- существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов.
охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие на территорию всей страны, на все население.
Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.
Действие через дозволение, через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм, действующих в обществе.
Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.
Результат: право – система общеобязательных, формально-определенных, установленных и гарантированных государством норм, регулирующих как общественные отношения, так и отношения субъектов права к природе, животному миру и техники.
2. Сущность религии: понятие, признаки, функции
На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм — многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные религии — буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.), и ислам (VII в. ). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (
вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).
Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)[4].
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. Все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то от их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью". Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав: