Файл: Урока Первые русские князья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Глава 2 Русь в 9- первой половине XII века

Тема урока

Первые русские князья

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные

Познавательные. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познакомить с деятельностью первых русских князей.

Совершенствовать учебно-познавательные компетентности учащихся.

Формировать опыт творческой, проектной деятельности.

Коммуникативные. Планировать цели и способы взаимодействия. Развить коммуникативные способности учащихся.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Предметные

1. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

2.Показывать на исторической

карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

3.Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Государство, князь, дружина, полюдье, древляне, уроки, погосты, дань, «греческий огонь»., «из варяг в греки».

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы, карта.



2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Работа в парах

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы продолжим изучать Древнерусское государство.

Для определения темы урока объединитесь в пары.

Возьмите рабочий лист под №1 и выполните задания.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания, определяют тему урока и озвучивают её. (Деятельность первых русских князей).


Записывают термины в таблицу

Знаю

Думаю, что знаю

Не знаю











Государство, князь, дружина, полюдье, уроки, погосты, дань, «из варяг в греки», «греческий огонь», древляне.
Нет. Мы не можем раскрыть смысл некоторых понятий.

У нас недостаточно знаний.

Мы предполагаем, что все эти понятия связаны с деятельностью первых русских князей.

Ребята, на слайде вы видите перечисленные исторические термины, на интерактивной доске есть таблица, запишите термины в таблицу. (Один человек от класса работает с интерактивной доской ). Остальные выполняют задание с таблицей в рабочих листах №2.
Все ли термины вы знаете?

Какая?

Почему?

Вы правы.

Чтобы решить проблему, нам нужно определить цели и задачи урока.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Индивидуальная работа по карточкам (взаимопроверка)


Задание №1. Впишите термин, о котором идет речь ниже.

  1. …… – выплаты определенной части доходов подвластных племен князю.

  2. …… - форма правления при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству.

  3. …… - княжеское войско в.

  4. …… - предводитель военной дружины и название титула правителя у восточных славян.

  5. …… - люд, занимающийся торговлей в Древней Руси

  6. …… - участки, где ладьи перетаскивали по суши

  7. …… - процесс сбора дани с подвластных племен

Задание №2. Расположите в хронологической последовательности первых правителей Древнерусского государства:

Игорь, Ольга, Святослав, Рюрик, Олег

  1. ………..

  2. ………..

  3. ………..

  4. ………..

  5. ……….

Задание №3. Через территорию Древнерусского государства проходили два важнейших торговых пути. Впишите в схему названия данных торговых путей.
Торговые пути



Из .….. в греки Из варяг в ……

Ответы: 1.1. Дань 1.2. Монархия 1.3. Дружина 1.4. Князь 1.5. Гости 1.6. Волоки 1.7. Полюдье

2. 1. Рюрик

2. Олег

3. Игорь

4. Ольга

5. Святослав

3. Из варяг в греки

Из варяг в арабы



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



изучить деятельность первых русских князей.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Учащиеся работают в группах. Выполняют задания

Каждая группа получает задание: познакомиться с деятельностью князя, оформить свою часть стенда.

Алгоритм действий

  1. Рассмотрите примерный макет стенда, определите, какие элементы он содержит.

  2. Прочитайте материал в учебнике о деятельности князя и информацию из дополнительных источников.

  3. Определите даты княжения.

  4. Кратко запишите на листах бумаги важнейшие события.

  5. Найдите соответствующие карточки с датами этих событий.

  6. Подберите нужные иллюстрации.

  7. Продумайте рассказ о деятельности князя. Помните, что ваш рассказ должен быть понятен одноклассникам!

  8. Оформите доску.

Перед ответами учащихся проводится динамическая пауза.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Учащимся предлагается представить свои результаты.

Ребята, вы молодцы, правильно справились с заданием. Давайте закрепим полученные знания, решим тест.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Группы представляют свой материал для оформления информационного стенда, рассказывают о деятельности князя, используя карту и иллюстративный материал.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

География - Отметьте на контурной карте походы князя Святослава
Литература - Составьте список русских князей, которым

посвящали свои стихотворения известные

русские поэты.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Задание 1. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и их датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ



ДАТЫ

А) гибель князя Святослава Игоревича

Б) крещение Руси

В) поход князя Олега на Царьград



1) 907 г.

2) 957 г

3) 972 г.

4) 988 г.

5) 1015 г.

 


Задание №2 Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите князя, изображённого на иллюстрации.

 

1)  Олег Вещий

2)  Игорь Рюрикович

3)  Святослав Игоревич

4)  Владимир Святославич



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории
Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе.
Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки.

Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. Древляне не потерпели на престоле князя Олега, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 965 году. А через много лет Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 980 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.        

Период своего расцвета Киевская Русь переживала в годы правления великого князя Владимира Мономаха, который положил начало созданию на Руси письменного свода законов, получившего название Правда Владимира Мономаха.

ОТВЕТ

Откуда есть пошла Русская земля? Этот вопрос впервые в начале ХII века задал Нестор, один из самых просвещенных монахов Киево-Печерского монастыря. Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 882 году, когда на киевский престол взошел князь Олег. Древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 945 году. А через много лет Владимир окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 году. Принятию христианства, Владимиру и Ярославу Мудрому  посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Период своего расцвета Киевская Русь переживала в годы правления великого князя Ярослава Мудрого, который положил начало созданию на Руси письменного свода законов, получившего название Правда Ярослава.

 


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Задание 1: вставьте в исторические термины пропущенные буквы.

За каждый верно написанный термин команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Команда 1.

  1. В...ряги.

  2. ...зычество.

  3. Х...зары.

  4. Св...тослав.

  5. В…зантия.

  6. Волжская Б…лгария.

  7. В…тичи.

  8. Х…рсонес.

  9. П…рун.

  10. Дружи...ик.

Команда 2.

  1. Норма... ы.

  2. Хр...стианство.

  3. П...ченеги.

  4. ...рополк.

  5. Пр...стол.

  6. Хазарский к…ганат.

  7. Др…вляне.

  8. Л...дога.

  9. Мон...стырь.

  10.  Л…дья.

Ответы:

Команда 1.

  1. Варяги.

  2. Язычество.

  3. Хазары.

  4. Святослав.

  5. Византия.

  6. Волжская Булгария.

  7. Вятичи.

  8. Херсонес.

  9. Перун.

  10. Дружинник.

Команда 1.

  1. Норманны.

  2. Христианство.

  3. Печенеги.

  4. Ярополк.

  5. Престол.

  6. Хазарский каганат.

  7. Древляне.

  8. Ладога.

  9. Монастырь.

  10. Ладья.




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Давайте вернёмся к проблемному вопросу нашего урока, мы можем сейчас дать на него ответ.

Мы достигли поставленной цели.

Выполнили поставленные задачи?

Оцените урок, используя памятку.

Заполните лист самооценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф №4 читать отвечать на вопросы

Составить кроссворд.

Устный рассказ о любом из князей.