Файл: Законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 нк российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.

Понятие налога и сбора. Классификация налоговых платежей

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников юридических и физических лиц определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

Структура налога это и есть совокупность выше определенных объектов.

Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой
классификации налогов не существует, приведем основные из них:

  1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые (затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества);

  • косвенные качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты).

  • В соответствии с воздействием:

    • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);

    • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);

    • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);

    • твердые (ставка в абсолютной сумме).

    1. В соответствии с субъектом:

    • с физических лиц;

    • с юридических лиц;

    • смешанные.

  • В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

    • федеральные (на всей территории Российской Федерации);

    • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);

    • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

    Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

    Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки

    частично совпадают с признаками налога:

    • индивидуальная безвозмездность

    • свобода выбора;

    • компенсационный характер;

    • состав элементов ограничен;

    • разовый характер;

    • предварительный характер уплаты;

    • соответствие с размером оказанных публичных услуг;

    • отсутствие штрафов.

    В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

    Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина.

    Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина

    федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

    Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.
    Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве

    сборов.





























    Тема 2.

    Федеральные налоги

    1. Налог на добавленную стоимость


    Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя. Исчисление и уплата налога регламентированы главой 21 Налогового кодекса РФ.

    Объектом налогообложения (то есть на какие операции начисляется НДС) является:

      • реализация товаров, работ, услуг, а также передача имущественных прав на территории РФ

      • выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд

      • передача товаров, работ, услуг для личного применения, расходы по которым не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль.

    Операции, не облагаемые НДС

    НДС не нужно начислять и уплачивать в бюджет по следующим операциям:

      • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев и других социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

      • передача на безвозмездной основе дорог, электросетей, подстанцией, водозаборных сооружений и других подобных объектов;

      • работа и услуги органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая относится к её прямым обязанностям;

      • образовательные услуги и т. д.


    Полный перечень процессов, с которых не взимается НДС, см. в п. 2

    ст. 146 НК РФ.

    Плательщиками НДС признаются:

      • организации том числе некоммерческие),

      • индивидуальные предприниматели,

      • лица, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ из- за границы (импорт).

    При этом плательщики НДС должны использовать общую систему налогообложения.

    Право на освобождение от уплаты НДС имеют:

      • организации и предприятия, перешедшие на специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН и т. д.) кроме случаев импорта товара на территорию РФ;

      • организации и индивидуальные предприниматели по 145 и

    149 статьям НК РФ (см. далее).

    Освобождение от уплаты НДС означает, что организации и ИП имеют право не включать в стоимость, по которой они продадут свои товары, работы, услуги, а также не начислять и не платить налог в бюджет.

    Если перечисленным лицам поставщики, которые являются плательщиками НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то они обязаны уплатить НДС, но направить сумму налога к возмещению из бюджета будет невозможно.

    Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели имеет право не платить НДС по всей своей деятельности (за исключением импортных операций) в случае, если выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 3 предшествующих последовательных месяца составила не более 2 млн руб. Также право на освобождение от уплаты НДС имеют участники проекта "Сколково" (см. ст. 145.1 НК РФ).

    Для получения освобождения