Файл: Урок по технологии Бис тема урока Дата Согласование, управление, примыкание Цель урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Универсальный урок» по технологии БиС
Тема урока: Дата:
Согласование, управление, примыкание
Цель урока:
-
уметь определять способы связи слов в словосочетаниях; -
знать три способа подчинительной связи в словосочетаниях по морфологическим свойствам главного слова; -
воспитывать интерес к истории государства своей страны;
Оборудование:
-
компьютерная мультимедийная презентация «Виды подчинительной связи»; -
ОСУД по теме «Виды подчинительной связи»; -
онлайн тестирование на сайте; -
ФРС; -
Карточки со словосочетаниями; -
критерии успеха (ромашка); -
постер
МПС
№ | А | В | № | С | Д | № | Е | |
1 | | | 1 | | | 1 | | |
2 | | | 2 | | | 2 | | |
3 | | | 3 | | | 3 | | |
4 | | | 4 | | | 4 | | |
На доске начерчена карта посадочных мест МПС по количеству учащихся
-
Орг момент.
Уч-ся берут картинки, на которых изображены словосочетания, записаны словосочетания Н/р: красивы куст; мальчик бежит. Определить тему, цель урока( уч-ся самостоятельно формулируют тему и цель после интриги урока).
- Добрый день, дорогие гости!
- Добрый день, коллеги!
- Добрый день, ребята!
Интрига (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
- Был бы он добрый, если бы тему усвоили на уроке. Ну вот и осень пришла. Я пришла. Хочу петь. Красивые лица. Лица озорные. Глаза горят. Снежинки в медленном вальсе кружатся. Сентябрь, октябрь, ноябрь – все бррр! Очень холодно! Кажется, они угомонились, пора начинать урок.
- Ой. Что это вы на меня так все смотрите? Я что все свои мысли высказала вслух? Тогда соберите все в одну цепочку и сформулируйте тему и цель урока. (Если сложно, то воспользуйтесь карточками, которые вы взяли в начале урока)
-Усвоим тему? Конечно, я даже не сомневаюсь, ведь у нас есть «Критерии успешного человека». Озвучьте их, пожалуйста.
Грамотная речь
«Критерии успешного человека».
я знаю, что такое…
Удача и везение
Критерии
Умное выражение лица
Я умею распознавать…
Наличие мозга
Я смогу определить…
-
Актуализация субъектного опыта уч-ся.
Перекрестный опрос. (Начало работы по хлопку) 1 хлопок
1.Что такое словосочетание?
( два и более слов, соединенных между собой по смыслу и грамматически)
2. Словосочетание состоит из…(главного и зависимого слова).
3.Главное слово в словосочетании – это то слово, …(от которого задается вопрос к зависимому)
4. Какой связью связаны словосочетания7 (подчинительной)
5. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? (синтаксис)
6. По характеру главного слова словосочетания бывают… (именные)
7. В именных словосочетаниях главное слово – это… (существительное, прилагательное, числительное, местоимение).
8. По характеру главного слова словосочетания бывают… (глагольные)
9. Глагольные словосочетания- это те словосочетания, в которых главное слово… (глагол и его формы: причастие и деепричастие) .
10.По характеру главного слова словосочетания бывают… (наречные)
11. Наречные словосочетания = это те словосочетания, в которых главное слово…(наречие).
12. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по
…( вопросу, от главного к зависимому).
13. Грамматическая связь в словосочетании выражается при помощи…(окончания, предлогов и порядка слов).
14. Грамматическое значение – это то, что…(обозначает часть речи н/р :предмет и его признак).
15. Подчинительная связь соединяет слова, в которых..(одно главное, другое зависимое).
16. При сочинительной связи слова относятся..( к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос)
17. К словосочетаниям нельзя относить…(грамматическую основу)
18. К словосочетаниям нельзя относить…(однородные члены предложения)
19. К словосочетаниям нельзя относить…(фразеологические обороты)
20. К словосочетаниям нельзя относить…(служебную часть речи+ самостоятельная часть речи)
21. К словосочетаниям нельзя относить…(составные формы сказуемого)
22.Может ли словосочетание состоять из трёх слов.. (сидел возле дома).
23.Синонимичные словосочетания – это..(близкие по значению, но разные по строению н/р: деревянная ложка - ложка из дерева).
24. Как и слово, словосочетания называют..(предметы, признаки. действия, но более конкретно и полно).
Все ответы заносятся в МПМ (1 +-). Кто четко отвечал можно похлопать. Кто получил минус, есть шанс исправить на +.
Спасательный круг.
-
Лексическоеt значение слова «словосочетание»…(«слово» и его «сочетание») -
Где есть главное слово, там есть…( зависимое). -
Почему зависимое слово так называется? (зависит от главного). -
От какого слова задается вопрос в словосочетании?(от главного к зависимому. -
Главное + зависимое слово=? (словосочетанию). -
Предлоги, окончания указывают на…( грамматическое значение). -
Главное слово обозначается ..(крестиком). -
Для определения грамматического значения в словосочетании выделяют..(окончание, предлог, морфологические признаки). -
Смысловой вопрос задается..( от главного к зависимому). -
Спасательный круг. Задайте смысловой вопрос. (какой?)
3 .Организация восприятия.
На доске записываются опорные слова, учитель зачитывает, объясняет значение слов. Просит запомнить. Затем слова закрываются, уч-ся по памяти воспроизводят в тетрадях. По
хлопку начинают.
Запись 7 слов=30 секундам. Время на запись , на запоминание=3мин. Синергетическая норма определения времени окончания учебного задания= 5учен+30сек
2 хлопка.
-
согласование -
управление -
примыкание -
словосочетание -
Абильмансур -
Абылай -
именные
- Ручка в руках –это ошибка!
- Бросьте ручки!
Результаты заносятся в МПМ ( 2+ -)
4.Организация осмысления.
На парте у каждого ученика ОСУД (обобщенное средство учебной деятельности и программированного обучения). Алгоритм, пошаговое объяснение видов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. «Если – то»)
Если
1.
главное зависимое
выражается
сам. ч. речи причастие н/р: улыбающийся Абильмансур
порядковое числительное н/р: второй поход
местоимение н/ р: наша мысль
прилагательное н/р: смелое решение
согласуются в роде, числе. падеже
ТО
согласование
2. . Если
Х вопросы косвенных падежей
главное зависимое
выражается
сам. ч. речи существительное н/р: увидел Абылайхана
местоимение н/р: увидел меня
управляет зависимым в определенном падеже
ТО
управление
3. . Если
Х смысловой вопрос
главное зависимое
выражается
сам. ч. речи наречие н/р: говорил весело
инфинитив н/р: пришел победить
деепричастие н/р: говорил смеясь
притяж. мест. н/р: его идея
прилаг. в кр. ф. н/р: юбка макси
прил.
примыкает к зависимому только по смыслу