Файл: Урок по технологии Бис тема урока Дата Согласование, управление, примыкание Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Универсальный урок» по технологии БиС

Тема урока: Дата:

Согласование, управление, примыкание

Цель урока:

  • уметь определять способы связи слов в словосочетаниях;

  • знать три способа подчинительной связи в словосочетаниях по морфологическим свойствам главного слова;

  • воспитывать интерес к истории государства своей страны;

Оборудование:

  • компьютерная мультимедийная презентация «Виды подчинительной связи»;

  • ОСУД по теме «Виды подчинительной связи»;

  • онлайн тестирование на сайте;

  • ФРС;

  • Карточки со словосочетаниями;

  • критерии успеха (ромашка);

  • постер

МПС



А

В



С

Д



Е




1







1







1







2







2







2







3







3







3







4







4







4







На доске начерчена карта посадочных мест МПС по количеству учащихся

  1. Орг момент.

Уч-ся берут картинки, на которых изображены словосочетания, записаны словосочетания Н/р: красивы куст; мальчик бежит. Определить тему, цель урока( уч-ся самостоятельно формулируют тему и цель после интриги урока).

- Добрый день, дорогие гости!

- Добрый день, коллеги!

- Добрый день, ребята!

Интрига (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

- Был бы он добрый, если бы тему усвоили на уроке. Ну вот и осень пришла. Я пришла. Хочу петь. Красивые лица. Лица озорные. Глаза горят. Снежинки в медленном вальсе кружатся. Сентябрь, октябрь, ноябрь – все бррр! Очень холодно! Кажется, они угомонились, пора начинать урок.


- Ой. Что это вы на меня так все смотрите? Я что все свои мысли высказала вслух? Тогда соберите все в одну цепочку и сформулируйте тему и цель урока. (Если сложно, то воспользуйтесь карточками, которые вы взяли в начале урока)

-Усвоим тему? Конечно, я даже не сомневаюсь, ведь у нас есть «Критерии успешного человека». Озвучьте их, пожалуйста.


Грамотная речь
«Критерии успешного человека».


я знаю, что такое…

Удача и везение



Критерии

Умное выражение лица



Я умею распознавать…

Наличие мозга


Я смогу определить…


  1. Актуализация субъектного опыта уч-ся.

Перекрестный опрос. (Начало работы по хлопку) 1 хлопок

1.Что такое словосочетание?

( два и более слов, соединенных между собой по смыслу и грамматически)

2. Словосочетание состоит из…(главного и зависимого слова).

3.Главное слово в словосочетании – это то слово, …(от которого задается вопрос к зависимому)

4. Какой связью связаны словосочетания7 (подчинительной)

5. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? (синтаксис)

6. По характеру главного слова словосочетания бывают… (именные)

7. В именных словосочетаниях главное слово – это… (существительное, прилагательное, числительное, местоимение).

8. По характеру главного слова словосочетания бывают… (глагольные)

9. Глагольные словосочетания- это те словосочетания, в которых главное слово… (глагол и его формы: причастие и деепричастие) .

10.По характеру главного слова словосочетания бывают… (наречные)

11. Наречные словосочетания = это те словосочетания, в которых главное слово…(наречие).

12. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по

…( вопросу, от главного к зависимому).

13. Грамматическая связь в словосочетании выражается при помощи…(окончания, предлогов и порядка слов).

14. Грамматическое значение – это то, что…(обозначает часть речи н/р :предмет и его признак).

15. Подчинительная связь соединяет слова, в которых..(одно главное, другое зависимое).

16. При сочинительной связи слова относятся..( к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос)

17. К словосочетаниям нельзя относить…(грамматическую основу)

18. К словосочетаниям нельзя относить…(однородные члены предложения)

19. К словосочетаниям нельзя относить…(фразеологические обороты)

20. К словосочетаниям нельзя относить…(служебную часть речи+ самостоятельная часть речи)

21. К словосочетаниям нельзя относить…(составные формы сказуемого)

22.Может ли словосочетание состоять из трёх слов.. (сидел возле дома).

23.Синонимичные словосочетания – это..(близкие по значению, но разные по строению н/р: деревянная ложка - ложка из дерева).

24. Как и слово, словосочетания называют..(предметы, признаки. действия, но более конкретно и полно).

Все ответы заносятся в МПМ (1 +-). Кто четко отвечал можно похлопать. Кто получил минус, есть шанс исправить на +.

Спасательный круг.

  1. Лексическоеt значение слова «словосочетание»…(«слово» и его «сочетание»)

  2. Где есть главное слово, там есть…( зависимое).

  3. Почему зависимое слово так называется? (зависит от главного).

  4. От какого слова задается вопрос в словосочетании?(от главного к зависимому.

  5. Главное + зависимое слово=? (словосочетанию).

  6. Предлоги, окончания указывают на…( грамматическое значение).

  7. Главное слово обозначается ..(крестиком).

  8. Для определения грамматического значения в словосочетании выделяют..(окончание, предлог, морфологические признаки).

  9. Смысловой вопрос задается..( от главного к зависимому).

  10. Спасательный круг. Задайте смысловой вопрос. (какой?)


3 .Организация восприятия.

На доске записываются опорные слова, учитель зачитывает, объясняет значение слов. Просит запомнить. Затем слова закрываются, уч-ся по памяти воспроизводят в тетрадях. По
хлопку начинают.

Запись 7 слов=30 секундам. Время на запись , на запоминание=3мин. Синергетическая норма определения времени окончания учебного задания= 5учен+30сек

2 хлопка.

  • согласование

  • управление

  • примыкание

  • словосочетание

  • Абильмансур

  • Абылай

  • именные

- Ручка в руках –это ошибка!

- Бросьте ручки!

Результаты заносятся в МПМ ( 2+ -)
4.Организация осмысления.

На парте у каждого ученика ОСУД (обобщенное средство учебной деятельности и программированного обучения). Алгоритм, пошаговое объяснение видов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. «Если – то»)

Если

1.

главное зависимое

выражается

сам. ч. речи причастие н/р: улыбающийся Абильмансур

порядковое числительное н/р: второй поход

местоимение н/ р: наша мысль

прилагательное н/р: смелое решение

согласуются в роде, числе. падеже

ТО

согласование

2. . Если

Х вопросы косвенных падежей


главное зависимое

выражается

сам. ч. речи существительное н/р: увидел Абылайхана

местоимение н/р: увидел меня

управляет зависимым в определенном падеже

ТО

управление

3. . Если

Х смысловой вопрос

главное зависимое

выражается

сам. ч. речи наречие н/р: говорил весело

инфинитив н/р: пришел победить

деепричастие н/р: говорил смеясь

притяж. мест. н/р: его идея

прилаг. в кр. ф. н/р: юбка макси

прил.

примыкает к зависимому только по смыслу