Файл: Пояснительная записка 4 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 1.
Определение главных соревнований
На основе стратегии выступлений в соревнованиях на предстоящий сезон
2.
Выделение периодов и этапов подготовки
С учетом календаря соревнований и соблюдение специфических принципов спортивной подготовки
3.
Разграничение циклов подготовки
(в зависимости от этапов)
Учитывается направленность подготовки и продолжительность циклов
4.
Планирование тестирующих процедур
С направленностью на коррекцию методик подготовки, подведение итогов тренировочных этапов
5.
Определение сроков учебно- тренировочных сборов
Постановка задач, планирование сроков, место проведения
6.
Определение сроков комплексных обследований
В соответствии с направленностью этапов подготовки
7.
Дозирование интегральных характеристик нагрузки в месяц
Распределение средств подготовки
(основных и дополнительных)
8.
Планирование динамики нагрузки в годичном цикле
Корректировка плана с учетом многолетней динамики нагрузки и состояние подготовленности спортсмена
2.11. Структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов,
этапов, мезоциклов).
Современное представление о планировании подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса.
Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять шесть блоков построения недельных микроциклов: развивающий физический
(РФ); развивающий технический (РТ); контрольный (К); подводящий (П); соревновательный (С) и восстановительный (В).
Мезоцикл – структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов.
Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы.
Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
3. Методическая часть
3.1. Проведению тренировочных занятий, а также требования к технике
безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований


16
Самбо, как ни один другой вид спорта, развивает качества такие как координация движений, сила, скорость, выносливость, гибкость и пластика, память, аналитическое мышление, расчетливость действий.
Во время тренировочной схватки по сигналу тренера-преподавателя спортсмены немедленно прекращают борьбу. Спарринг проводится между участниками одинаковой подготовленности и весовой категории (особенно на этапе начальной подготовки).
После окончания занятия организованный выход из зала занимающихся проходит под контролем тренера-преподавателя.
Тренер-преподаватель должен:
Проводить систематическую разъяснительную работу по профилактике травматизма на занятиях; добиваться дисциплины, точного выполнения своих указаний.
Строго контролировать занимающихся во время тренировочных занятий, не допуская случаев выполнения упражнений без своего разрешения.
Немедленно прекращать занятия при применении грубых или запрещенных приемов.
Перед началом занятия провести тщательный осмотр места его проведения, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий, инструктировать занимающихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений.
Обучать безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения.
По результатам медицинского осмотра знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого спортсмена, в необходимых случаях обеспечивать страховку; при появлении признаков утомления или при жалобе спортсмена на недомогание и плохое самочувствие спортсмена необходимо немедленно направлять к врачу.
Прекращать занятия или применять меры к охране здоровья занимающихся при резких изменениях погоды: гроза, ливень, град, ураган, резких колебаниях температуры.
Принимать меры против обморожений при занятиях в зимних условиях.
В местах проведения занятий иметь аптечку с необходимыми принадлежностями и медикаментами для оказания первой помощи.
Знать приемы спасания тонущих и способы оказания первой медицинской помощи.
Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки планируется с учетом возрастных особенностей занимающихся. Разделы программного материала взаимосвязаны друг с другом в процессе многолетней подготовки самбистов. Программный материал может выполняться занимающимися в составе общей группы, индивидуально (работа по заданию тренера-преподавателя отдельно от группы) или самостоятельно (выполнение общеразвивающих или специальных упражнений) в свободное время с учетом рекомендаций тренера- преподавателя.
3.2. Объемы тренировочных и соревновательных нагрузок
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно- тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее.
Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.
Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по


17 своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Допускать юных борцов к участию в соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется.
Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.
Под гуманизацией соревновательной деятельности юных самбистов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом как тренера, так и юного спортсмена.
В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью.
Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.
Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного борца следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал.
Таблица № 10
Формы проведения соревнований среди младших юношей н/п
Достижения преимущества над противником.
Победитель
1
Проведение поединка по правилам борьбы самбо (касание ковра любой частью тела, кроме стоп).
+
2
Красивое проведение броска.
+
3
Считать в поединке проведение бросков, которые оцениваются только на «4 балла» (введение ничьей).
+
4
Проведение «заказного» приема (название приема сообщается борцом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель.
+
5
Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек).
+


18 6
Соревнования по демонстрации техники.
+
7
Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний.
+
8
Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений
(эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления).
+
В ходе соревнований подчеркивается красота целей, красота ведения поединка, доброжелательность отношений. Каждый участник соревнований награждается обязательно. По мере роста квалификации борцов на последующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенствования. Важное значение имеет определение оптимального количества соревнований, что дает возможность тренерам планомерно проводить подготовку учащихся спортивной школы, не форсируя ее и обеспечивая возможность демонстрации наивысших результатов на ответственных соревнованиях. На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям большое значение придается тактической подготовке. Достигнутый уже уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности позволяет перейти к тактической подготовке в наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.
Важное значение имеет специальная психическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям, которая предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований и основных противниках, об уровне тренированности спортсмена и особенностях его состояния на данном этапе подготовки, определение цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях, стимуляцию правильных личных и командных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, воспитание уверенности в решении поставленных задач.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

3.3. Планирование спортивных результатов
Самбо относится к видам спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы над соперником.
Спортивный результат в самбо является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсменов.
Соревнования в самбо – часть процесса спортивной подготовки, под которым понимается нацеленное на результат (победу) участие в соревновательных поединках
(турнирах, схватках).
Соревнования решают ряд задач: приучают к противоборству, воспитывают личность, совершенствуют двигательные умения и навыки, развивают мышление и интеллект. Это огромный стимул спортивного совершенствования для занимающихся, средство проявления сил и способностей спортсменов, воспитания воли и характера.
В зависимости от места и задачи проведения соревновательные поединки могут быть:
- тренировочными (проходящими согласно тренировочному плану);
- контрольными (имеющими задачей оценку текущего уровня подготовки спортсмена и (или) его положения в рейтинге иных спортсменов группы);
- основными (проходящими в рамках официальных соревнований).
Соревнования в самбо по своему характеру делятся на личные и командные. В личных соревнованиях определяются личные результаты спортсменов и места, в командных соревнованиях команды встречаются друг с другом и по результатам этих встреч определяются места команд.

19
При проведении соревнований участники выступают в одной группе (система без распределения на подгруппы) или при жеребьевке распределяются на несколько подгрупп
(система с распределением на подгруппы). Соревнования при этом разделяются на предварительную часть и финал. В пределах каждой ступени соревнования могут проводиться по одному из двух способов: а) круговому, когда каждый участник встречается с каждым; б) с выбыванием участников, получивших установленное положением количество поражений.
Соревнования в самбо проводятся в определенных возрастных группах:
- подростки - 11-12 лет;
- младший возраст – мальчики и девочки 13-14 лет;
- средний возраст – юноши и девушки 15-16 лет;
- старший возраст - юноши и девушки 17-18 лет;
- юниоры и юниорки - 19-20 лет;
- взрослые - 19 лет и старше;
- ветераны – 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 лет и старше.
Участники соревнований делятся по весовым категориям.
Продолжительность поединка определяется возрастной группой участников:
- младший, средний и старший возраст – 4 минуты;
- юниоры и юниорки до 20 лет – 4 минуты;
- взрослые – 5 минут;
- ветераны до 60 лет – 4 минуты, старше 60 лет –3 минуты.
Минимальный объем соревновательной нагрузки спортсменов-самбистов представлен в таблице №11.
Таблица № 11
Планируемые показатели соревновательной деятельности
№ п/п
Виды соревнований
(соревновательных поединков)
Этапы подготовки
НП
ТЭ
ССМ
ВСМ
1
Тренировочные
-
85 100 220 2
Контрольные
8-12 40 40 45 3
Основные
-
40 40 45 4
Всего за год:
8-12 165 180 310
3.4. Организация и проведение врачебно-педагогического,
психологического и биохимического контроля
Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся проходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.
В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования - контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры.
Медицинское обеспечение спортсменов предполагает проведение