Файл: Пояснительная записка 4 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этап начальной подготовки 1 года обучения 46 недель
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август итого
1
Техника
8 9
12 9
4 9
10 9
7 6
4
87
2
Тактика
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
1
21
3
Общая физическая подготовка
6 8
6 8
6 8
6 8
6 10 7
79
4
Специальная физическая подготовка
4 4
4 4
4 4
4 4
4 4
2
42
5
Волевая подготовка
2
__
2
__
2
__
2
__
2
__
2
12
6
Нравственная под-ка
__
1
__
1
__
1
__
1
__
1
__
5
7
Теория и методика
2 2
__
2
__
2
__
2
__
2
12
8
Зачетные требования
2
__
__
__
_
__
__
__
3 3
__
8
9
Рекреация
__
2
__
2
__
2
__
2
__
2
__
10
10
Соревновательная под-ка
В соответствии с календарным планом спортивных мероприятий
Всего часов
26
26
28
26
20
26
26
26
26
28
18
0
276

Таблица № 15
Распределение программного материала в годичном цикле подготовки по самбо (примерный учебный план график)
Этап начальной подготовки 2 года обучения 46 недель
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август итого
1
Техника
9 10 8
9 8
8 10 10 6
6 5
89
2
Тактика
4 4
4 4
4 4
4 4
4 4
3
43
3
Общая физическая подготовка
8 8
8 8
8 8
8 9
6 12 7
90
4
Специальная физическая подготовка
8 7
6 7
8 7
8 8
6 8
6
79
5
Волевая подготовка
2
__
2
__
2
__
2
__
1
__
1
10
6
Нравственная под-ка
__
1
__
1
__
1
__
1
__
1
__
5
7
Теория и методика
2 2
2
__
2
__
2
__
2 2
14
8
Судейская практика
__
__
2 2
__
2
__
2 2
2
__
12
9
Рекреация
__
2 2
2
__
2 2
2 2
__
__
14
10
Зачетные требования
3
__
__
3
_
__
__
__
3 3
__
12
11
Соревновательная под-ка
В соответствии с календарным планом спортивных мероприятий
0
Всего часов
36
34
34
36
32
32
36
36
32
36
24
0
368

Таблица № 16
Распределение программного материала в годичном цикле подготовки по самбо (примерный учебный план график)
Тренировочный этап 1-2 года обучения (Т-1,Т-2) 46 недель
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август
итог
о
1
Техника
20 20 16 20 10 16 22 22 16 10 5
177
2
Тактика
10 9
9 8
8 8
8 8
8 8
4
88
3
Общая физическая подготовка
10 8
8 6
6 6
6 6
6 18 10
90
4
Специальная физическая подготовка
4 6
6 6
6 6
6 6
6 6
3
61
5
Волевая подготовка
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
2
22
6
Нравственная под-ка
2
__
2
__
2
__
2
__
2
__
2
12
7
Судейская практика
__
__
2 2
2
__
2 2
__
2
__
12
8
Инструкторская практика
__
2
__
__
2
__
__
__
__
__
__
4
9
Соревновательная под-ка
__
__
4 4
4 4
__
4 4
4 4
32
10
Теория и методика
2 2
__
2
__
2 2
__
__
__
__
10
11
Рекреация
2 2
2 4
4 4
4 4
2 4
4
36
12
Зачетные требования
2
__
__
__
2
__
__
__
2
_
2
8
Всего часов
54
51
51
54
48
48
54
54
48
54
36
0
552


Таблица № 17
Распределение программного материала в годичном цикле подготовки по самбо (примерный учебный план график)
Примерный годовой план-график распределения учебных часов для тренировочных групп 3- 4 года обучения ( Т-3,Т-4) отделения самбо на 46 недель
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август итого
1
Техника
28 30 26 24 20 24 30 30 26 20 8
266
2
Тактика
14 14 12 12 12 14 14 12 12 14 6
136
3
Общая физическая подготовка
12 12 10 8
8 8
8 10 12 16 12
116
4
Специальная физическая подготовка
10 14 16 14 12 14 12 12 10 10 10
134
5
Волевая подготовка
2 2
2 4
2 4
2 2
2 2
2
26
6
Нравственная под-ка
2 2
__
__
2
__
2
__
2
__
2
12
7
Судейская практика
__
__
2 2
2
__
2 2
__
2
__
12
8
Инструкторская практика
2 2
__
__
2
__
__
__
2 2
2
12
9
Соревновательная под-ка
__
__
4 6
4 6
__
4 4
4 2
34
10
Теория и методика
2
__
2 2
__
2 2
2
__
__
2
14
11
Рекреация
4 4
4 6
4 6
6 6
4 6
6
56
12
Зачетные требования
2
__
__
__
2
__
__
__
2 4
__
10
Всего часов
78
80
78
78
70
78
78
80
76
80
52
0
828

Таблица № 18
Распределение программного материала в годичном цикле подготовки по самбо (примерный учебный план график)
Примерный годовой план-график распределения учебных часов
для групп совершенствования спортивного мастерства (ССМ) отделения самбо
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август итого
1
Техника
44 48 44 34 36 40 38 42 34 34 34 34
462
2
Тактика
16 16 16 16 16 14 14 14 12 16 16 12
178
3
Общая физическая подготовка
16 14 10 12 12 12 12 12 12 16 16 14
158
4
Специальная физическая подготовка
14 18 16 16 18 16 14 18 16 14 14 12
186
5
Волевая подготовка
2 2
4 4
4 4
4 4
4 2
4 2
40
6
Нравственная под-ка
2 2
2 2
_
__
2
__
_
2 2
__
14
7
Судейская практика
__
__
2 4
2 2
2 2
4 2
__
__
20
8
Инструкторская практика
2 2
__
__
2
__
__
__
2
__
4 8
20
9
Соревновательная под-ка
__
__
4 8
2 8
8 8
4 6
6 8
62
10
Теория и методика
2 2
2 2
2 2
2 2
__
__
__
2
18
11
Рекреация
4 4
4 6
6 6
8 6
8 8
8 8
76
12
Зачетные требования
2
__
__
__
_
__
__
__
4 4
__
4
14
Всего часов
104
108
104
104
100
104
104
108
100
104
104
104
1248


Таблица № 19
Распределение программного материала в годичном цикле подготовки по самбо (примерный учебный план график)
Примерный годовой план-график распределения учебных часов
для групп высшего спортивного мастерства (ВСМ) отделения самбо
№ п/п
Разделы подготовки месяцы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Июнь июль август итого
1
Техника
58 56 60 58 56 60 58 58 56 60 60 56
696
2
Тактика
20 18 18 18 18 16 16 16 14 14 14 14
196
3
Общая физическая подготовка
22 20 14 16 16 16 16 16 14 16 16 20
202
4
Специальная физическая подготовка
18 20 20 20 18 20 20 20 18 20 20 16
230
5
Волевая подготовка
4 4
4 4
4 4
4 4
4 4
4 4
48
6
Нравственная под-ка
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
24
7
Судейская практика
__
2 2
4 2
2 2
2 4
4
__
__
24
8
Инструкторская практика
2 4
2 2
2 2
4 4
2 2
4 6
36
9
Соревновательная под-ка
2 4
8 6
6 8
8 8
6 6
6 8
76
10
Теория и методика
2 2
2 2
2 2
2 2
2
__
2 2
22
11
Рекреация
6 8
8 8
8 8
8 8
8 8
8 8
94
12
Зачетные требования
4
__
__
__
_
__
__
__
4 4
__
4
16
Всего часов
140
140
140
140
134
140
140
140
134
140
136
140
1664

51
3.6.Рекомендации по организации психологической подготовки
В общей системе подготовки самбиста все большее значение приобретает психологическая подготовка. Психологическая подготовка связана с процессом совершенствования психики спортсмена.
Пробелы в морально-волевой подготовке чаще становятся причиной досадных поражений отдельных самбистов и целых команд, причиной серьезных нарушений морали и этики.
Основной задачей моральной, волевой и специальной психологической подготовки является воспитание моральных и волевых качеств спортсмена.
Морально-волевые качества можно представить себе как систему, в которой моральные качества подразделяются на:
1. Коллективизм, который в свою очередь охватывает качества: товарищество, взаимопомощь, доброжелательность, заботу, дружелюбие и т.д.
2. Дисциплинированность, включающую в себя качества: точность, честность, скромность, уважительность.
3. Общественную активность.
4. Трудолюбие, которое в свою очередь охватывает качества - творчество, новаторство, мастерство, бережливость и др.
5.Принципиальность, включающую в себя убежденность, энтузиазм и др.
6.Гуманизм, патриотизм, интернационализм.
Это основные моральные качества самбиста. Кроме перечисленных имеется еще большое количество их разновидностей. Моральные качества развиваются упражнениями в процессе занятий самбо. Кроме того, следует воспитывать способность самбиста выполнять нормы общечеловеческой морали.
Ведущее начало мотивации самбиста. Мотив - побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку.
По тому, как будет действовать самбист под влиянием мотивов можно говорить о
«силе воли». Если в этой внутренней борьбе побеждает целевая установка («нужно» оказывается сильнее «хочу»), то говорят о сильной воле. Если побеждает мотив, связанный с чувством, требующим удовлетворения потребности (чаще всего связанной не с потребностью достижения цели), то говорят о слабой воле.
Воспитание волевых качеств. Воля выражается в способности самбиста достигать поставленной цели, несмотря на встречающиеся трудности. Главные трудности при этом внутренние, т.е. трудности психологические. Упрощенно говоря, воля выражается в способности борца преодолевать психологические трудности, умение
«бороться» с самим собой.
Способность самбиста преодолевать чувства высокой интенсивности свидетельствуют о высокой степени развития воли. Чувства обычно подавляются чувством долга, которое связано с потребностью (идеальной) в достижении цели и удовлетворяется через инстинкт борьбы. Спортсмен обычно выражает этот процесс через слова «нужно» и «хочу». Наиболее часто самбисту требуется проявлять волевые качества: выдержку, смелость, настойчивость, решительность, инициативность.
Так же как физические качества, волевые качества и психологическую подготовку рассматривают как общую, так и специальную психологическую подготовку. При этом используется тот же подход. Если общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы выработать способность человека преодолевать чувства и эмоции наиболее высокой интенсивности, то специальная подготовка направлена на то, чтобы самбист в соревновательных условиях не испытывал потребностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки спортсмен и тренер стремятся


52 упражнениями добиться того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались). В зависимости от подготовленности соперника самбист использует в большей или меньшей мере общие и специальные качества.
Рекомендации к методике совершенствования волевых качеств:
1.Воля самбиста совершенствуется в процессе реализации поставленных целей
(целевых установок). Психологически воля зависит от способности самбиста добиваться достижения поставленной цели, несмотря на трудности внутреннего порядка, связанные с необходимостью подавления мотивов и соответствующих потребностей.
2. Степень развития волевых качеств может быть измерена, потому что она проявляется через освоенные действия.
3.Совершенствуют волевые качества путем системы упражнений, требующей физической и умственной работы.
4. Волевые качества могут совершенствоваться параллельно с совершенствованием физических качеств борца. Для них также характерно понятие объема и интенсивности нагрузки. Только характерным отличием психологической нагрузки является ее воздействие на нервную систему спортсмена. Нагрузка определяется умственной работой или степенью волевых усилий, которыми можно подавить мотивы и чувства, мешающие выполнению поставленной задачи.
5. Основным методом совершенствования волевых качеств является метод заданий
(решения задач). При этом следует учитывать, что в развитии этих качеств большую роль играет оценка эффективности решения поставленной задачи. Положительная оценка при решении задачи вызывает удовлетворение занимающегося и связанные с ним положи- тельные эмоции. Это ведет к совершенствованию воли. Наоборот, невыполнение задачи и негативная оценка ведет к снижению степени развития волевых качеств.
6. В совершенствовании волевых качеств нужно уделять внимание развитию как общих, так и специальных качеств. Самбист, смелый в схватке, необязательно будет смелым в жизни. Также инициативный и решительный в жизни спортсмен, необязательно будет таким же и на соревнованиях.
7.Совершенствование волевых качеств должно проходить в непосредственной связи с совершенствованием моральных качеств. Проявления волевых качеств должны подчиняться требованиям морали. Мораль определяет те требования общества к проявлениям воли, которые ставят определенные ограничения. Иначе человек с сильно развитыми волевыми качествами может употреблять их во вред обществу. Смелый, реши- тельный и инициативный человек может быть авантюристом или даже преступником.
Воспитание смелости. Смелость выражается в способности человека преодолевать чувство страха. Страх возникает в результате оценки опасности, грозящей жизни, здоровью или престижу самбиста. Интенсивность чувства страха зависит от оценки степени опасности в определенной ситуации.
От чего зависит оценка?
От правильного понимания ситуации и опасности. Человек может преувеличить опасность и отказаться выполнять действия, которые ему посильны и неопасны. С другой стороны, он может недооценить опасность. В последнем случае он может совершить действия, которые называют безрассудными.
Как измеряется смелость? Чтобы измерить смелость, человеку предлагают выполнить действия, которые оцениваются им как опасные. Предельное значение чувства страха определяется по отказу занимающегося от выполнения действия (упражнения).
Например, предлагают группе самбистов выполнять самостраховку «падение на спину с высоты» в следующей последовательности: падение из стойки, падение из стойки на стуле, падение со стола, падение со стула, стоящего на столе. Обычно все могут


53 выполнить первое упражнение, второе уже выполнят не все, а последнее могут выполнить только единицы. Таким образом, можно определить степень развития смелости у каждого, величину чувства страха, который может преодолеть спортсмен. Если самбист не выполняет упражнение (вернее не приступает к его выполнению) из-за страха, то такое состояние определяют как «непреодолимый страх».
Смелость воспитывается упражнениями. При выполнении упражнений занимающимися следует учитывать одну особенность личностно-эмоциональной оценки, которая влияет на развитие качества. Если самбист при выполнении упражнения получает отрицательный результат воздействия на организм или на престиж, то у него происходит переоценка ситуации и, соответственно, возрастает чувство страха. Так, если при падении он получит болезненный удар, который им не ожидался, то у него чувство страха возрастет и он откажется от повторного выполнения этого упражнения. Если последствия будут ниже ожидаемого, то самбист может попробовать выполнить упражнение более трудное.
Методические приемы воспитания смелости:
1. Постепенное приближение к порогу смелости (пределу). Успешное выполнение простых упражнений позволяет спортсмену преодолеть порог страха. Для этого нужно обучать безопасному выполнению упражнения и вовремя останавливать стремления занимающихся превысить разумный предел.
2. Изменять оценку опасности. Для этого можно снизить трудность упражнения.
Например, понизить высоту падения или при выполнении падения положить 1-2 поролоновых мата в место приземления.
3.
Применяют также метод «пример товарищей». Если товарищи выполняют упражнение и это не приводит к нежелательным последствиям, то чувство страха у занимающихся снижается. Здесь имеет место стремление занимающегося поддержать свой престиж перед товарищами.
4. У подростков и юношей часто возникает чувство страха, перед неизведанным.
Не зная, какие опасности его ожидают, они испытывают чувство страха, часто непреодолимого. Они боятся темноты, высоты, схваток с неизвестным противником. Этот страх можно преодолеть, вооружая занимающегося опытом действий в подобной ситуации. Неправильно оценивать ситуацию спортсмен может и на основании прежнего опыта без учета изменений, которые произошли с ним в процессе тренировки (изменения подготовленности).
Упражнения для воспитания специальной смелости направлены на то, чтобы снизить чувство страха при оценке предстоящих соревнований. Чем меньше страх перед предстоящими схватками, тем выше специальная смелость. В этом случае в соревновании не придется тратить нервную энергию на преодоление страха. Тренировка перед соревнованием с менее подготовленными самбистами позволяет совершенствовать специальную смелость.
Примерные упражнения для развития общей смелости:
1. Падение с различной высоты с приземлением на ноги, руки, спину, живот. Из положения приседа, стоя, стоя на стуле, у гимнастической стенки и т.п.
2. Усложнение упражнений элементами, вызывающими страх: а) кувырки с гирей; б) через лежащую на ковре гирю; в) через стул, через партнера; г) упражнения самостраховки при падении на пол.
3.
Введение новых упражнений, неизвестных занимающимся, кажущихся трудными и сложными.