Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Использование мультимедиа технологий в музыкальной школе.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, а если говорить о применении информационных технологий на уроках музыки, то это может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
Таким образом, мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Следует отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики. Демонстрация слайдов может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).
Урок с использованием компьютера подразумевает следующую организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью (поскольку ребенок тесно связан с жизнью, с изучением ей, анализом). Время работы на таких уроках, как правило, ограничено, а задания носят конкретный характер. Цель такой работы – привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Выше было сказано о мультимедийных продуктах, сейчас я хотела бы остановиться на этом вопросе более подробно, также использовать иллюстративные материалы. Итак, в процессе обучения музыке эффективно можно использовать следующие мультимедийные образовательные продукты:
-
энциклопедические изданий, справочники; -
электронные учебники и учебные пособия; -
программы-тренажёры; -
игровые программы; -
музыкальные редакторы ( в данном случае, звуковые) -
викторины.
Любой из представленных мультимедийных продуктов разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения детей и подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. Остановимся на качествах этих программ подробнее.
1. Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура, народные промыслы. Например, «Энциклопедия классической музыки»:
В структуре энциклопедии можно выделить следующие разделы:
А) Экскурсии по странам как в дикторском, так и в графическом виде. Фоном изображения являются музыкальные инструменты, элементы исторического костюма, предметы национального быта, пейзажи и т.п.
Б) Статьи о композиторах, произведениях, исполнителях с изображениями, анимацией, видеофрагментами, звуковым сопровождением.
В) Викторина – контролирующий тест относительно полученных в ходе работы с энциклопедией знаний.
Г) Хронология важнейших событий музыкальной жизни.
Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:
-
объяснение нового материала (вступительных уроках); -
формирование и усвоение умений и навыков; -
обобщающих; -
повторение и закрепление знаний.
2. Электронные учебники. На рынке образовательных услуг появляются электронные учебники, в которых подробно рассказано о жизни и творчестве различных композиторов. Например, «Жизнь и творчество П.И. Чайковского»:
Диск включает:
-
энциклопедию, -
экскурсии, -
викторину, -
детскую игру «Щелкунчик».
В зависимости от необходимости можно использовать различные тематические экскурсии:
-
Жизнь в фотографиях и документах -
Основные темы творчества -
П.И. Чайковский и русский пейзаж -
П.И. Чайковский и мировая культура -
Рояль в жизни Чайковского -
Конкурсы имени Чайковского
3. Программы-тренажеры помогают ученику освоить какой-то определенный навык и закрепить его. Например, программа-тренажёр слуха EarMaster.School:
Это сильный тренажёр для тренировки и развития музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, ученик может научиться правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах, разовьет чувство ритма. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам. Предлагаются комплексы развивающих упражнений и другие полезные вещи, которые помогут как ученикам младших классов, только что взявшим в руки инструмент, так и музыкантам со стажем чтобы не терять форму. Многопользовательский и сетевой режимы будут особенно полезны для преподавателей музыкальных дисциплин в школах и музыкальных классах.
4. Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество).
Существуют также игры, цели которых:
-
создание и озвучивание рисунков; -
решение задач, которые требуют разных вариантов преобразований исходного материала, его расположения; -
творческое использование известных материалов; -
изменение форм деятельности: слушание, чтение, рисование, пение и т.п. с использованием компьютера.
Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов).
Элементы игровых программ есть в обучающих развивающих программах («Картинки с выставки» Мусоргского, «Щелкунчик» Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса). Есть и специальные игровые музыкальные программы, например «Волшебная флейта» по музыке В.А. Моцарта.
«Волшебная флейта» сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом. Юному музыканту вместе с маленьким Моцартом нужно вернуть в страну Сновидений Солнце, украденное Царицей Ночи.
5. Музыкальные редакторы открывают возможность для экспериментирования с электронными звуками. Пример – музыкальный звуковой редактор «Note Worthy Composer» (Великобритания). Работая в данном редакторе, ученик научится не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.
6. Викторины. Эти программы, как правило, разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. В каждой программе существуют специальные викторины на закрепление учениками материала, с которым они ознакомились.
Выше было написано об электронном издании «Жизнь и творчество П. Чайковского», отмечу, что здесь интересной для учеников 5-х классов является музыкальная игра «Щелкунчик», в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобятся учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета «Щелкунчик»: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум.
Глава 2.
Назначение авторской презентации
«Стилевые особенности интерпретаций С.Т.Рихтера» и этапы ее создания.
В первой главе было отмечено, что использование в музыкальном образовании современных мультимедиа-технологий, в том числе и мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность обучения.
Данная презентация посвящена описанию творческого облика и характеристике стилевых особенной интерпретаций известного русского пианиста, художника, композитора, дирижера Святослава Теофиловича Рихтера.
Презентация предназначена для использования в лекционных занятиях в средних и высших музыкальных учебных заведениях в качестве иллюстративного материала. Она снабжена музыкальными примерами для создания общего представления о стиле исполнения Рихтера. В слайдах, помимо фотографий композитора, содержатся сведения о его жизни, описание исполнительского стиля музыканта, характеристика его интерпретаций на примере разных композиторов.
Для создания презентации «Стилевые особенности интерпретаций С. Рихтера» потребовалось изучение основ программы для построения презентаций Microsoft Power Point. Мультимедийная презентация размещена на компакт-диске. Для работы с диском на компьютере должна быть установлена операционная система Windows и программа подготовки презентаций Microsoft Power Point 2007 из пакета Microsoft Office.
Наша презентация – это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд содержит статичные изображения (одно или несколько): рисунки, фотографии, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент.
Сделаем небольшой экскурс в описание того, как презентация создается. При открытии презентации на экране дисплея перед нами открывается окно документа, панели и кнопки управления. Приведенные картинки и надписи, показанные во время рассказа докладчика, служат опорными пунктами, позволяющими акцентировать внимание слушателей из самых существенных моментов рассказа.
Создание нового документа Microsoft Power Point может начаться с нажатия на кнопки:
ФАЙЛСОЗДАТЬ
После этого появляется программа «Мастер создания презентаций», которая помогает выбрать определенный единый для всех слайдов стиль и другие разнообразные элементы слайдов.
При создании презентации, состоящей из большого числа слайдов, можно выбрать режим сортировщика слайдов для показа сразу нескольких слайдов.