Файл: Типы и механизмы культурной динамики Динамика культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типы и механизмы культурной динамики

Динамика культуры – это те изменения, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Развитие культуры – это поступательное движение культуры, переходы от одного состояния к другому, возникновение качественно новых форм культуры. Рассмотрим модели культурной динамики, её механизмы и типы культурных изменений.

1.Формы (модели) динамики культурыКультурная динамика характеризуется следующими формами развития:

  • фазовая, или этапная;

  • циклическая;

  • инверсионная.

Фазовая (этапная) модель культурной динамики является наиболее простой формой культурного развития. В её основе лежит теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного развития культуры, которое понимается в духе эволюционизма – от простого к сложному, от низшего к высшему. Фазовая модель культурной динамики может принимать самые различные варианты, в зависимости от того, что признается главным критерием развития общества и культуры. Рассмотрим некоторые из них

В 70-х годах 20 ст. получила свое развитие теория постиндустриального общества. Наиболее видные её представители – американские социологи и политики Д.Белл, З.Бжезинский, А.Тоффлер. Согласно этой теории, человечество в своем поступательном развитии проходит три основные фазы:

  1. доиндустриальная (аграрная);

  2. индустриальная;

  3. постиндустриальная

Критерием создания данной концепции культурного развития является прохождение обществом определенных стадий (фаз) на основе технических и технологических нововведений.

В качестве второго примера фазовой модели культурной динамики остановимся на 
теории революционного преобразования общества, основоположником которой был К.Маркс. Согласно этой теории, человечество проходит пять основных стадий развития:

  1. первобытнообщинная;

  2. рабовладельческая;

  3. феодальная;

  4. капиталистическая;

  5. коммунистическая

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит на основе социальной революции. Критерием для создания данного варианта культурной динамики является развитие производительных сил и соответствующих им производственных отношений

Фазовой модели культурной динамики придерживались также известные просветители А.Кондорсе и И.Гердер, представители немецкой классической философии И.Кант и Г.Гегель, представители эволюционизма Э.Тейлор и А.Морган.

Фундаментом фазовой модели культурной динамики является социокультурное преобразованиеРазличают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию.

Реформойназывается изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни общества, которое, однако, не уничтожает основ существующего порядка. К реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, которые представляют собой шаг к лучшему.

Под трансформациейпонимают совокупность явлений и процессов, которые поэтапно и ненасильственным образом приводят социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революция – это коренное, как правило, насильственное ниспровержение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления); это смена идеологий, крутой поворот государственной политики в области культуры.

Циклическая модель культурной динамики. Циклическая форма динамики культуры отличается от фазовой. Она основана на том, что культура периодически исчерпывает свой потенциал и возвращается к началу своего процесса, иными словами, развитие культуры идет по кругу. Как сказано в библейской книге Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Циклическая модель культурной динамики опирается на широко известные явления нашей жизни:

  • астрономические циклы (смена дня и ночи, смена времен года);

  • биологические циклы (рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть);

  • циклы нашей повседневной жизни (например, недельный ритм рабочих и выходных дней, годовой ритм праздников и т.д.)


В философии идея цикличности развития общества и культуры восходит к Древней Греции, и нашла свое отражение в трудах Аристотеля, Геродота, Полибия.

В основе данной формы динамики культурылежит идея о том, что все изменения в мире, как природные (например, смена времен года, чередование света и тьмы, биологические жизненные циклы), так и социокультурные, починены закону повторяемости, круговорота. Согласно циклической модели культурной динамики, любая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения к смерти, двигаясь по замкнутому кругу к первоначальному состоянию хаоса.

Инверсионная модель культурной динамики. Еще одной моделью динамики культуры является инверсия, при которой изменения происходят в виде маятниковых (волнообразных) движений – от одного полюса культурного развития к другому и назад. Инверсия приводит к разрушению накопленного ранее социокультурного опыта, однако, рано или поздно, он возрождается вновь. Так, например, культурное наследие античной эпохи стало отвергаться в последующую за ней эпоху Средневековья. Однако когда на смену Средневековью пришло Возрождение, традиции античной культуры обрели вторую жизнь.

Теорию волнообразной (инверсионной) модели культурной динамики предложил американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Согласно его концепции развития культурно-исторического процесса происходит последовательная смена определенных типов культуры, которые выделяются на основе доминирующих ценностей. В зависимости от этого Сорокин выделил три типа культуры:

  • Идеационная (сверхчувственная) культура. Для данного типа культуры характерно мироощущение, направленное на сверхчувственное и сверхразумное восприятие мира. Высшей ценностью здесь признается Бог, Абсолют, который является сверхчувственным началом. По своей сути данный тип культуры религиозен. Среди человеческих ценностей и потребностей на первом месте находятся духовные. Способ их удовлетворения – трансформация личности, добровольная минимизация человеческих нужд, аскетизм.

  • Сенсативная (чувственная) культура. Культура данного типа постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Она ориентирует людей на достижение благополучия в этом мире, а не на мечтания о райской жизни в мире ином. Потребности и стремления людей носят, главным образом, материальный, физический характер.

  • Идеалистическая культура. Данный тип культуры сочетает в себе идеационные и сенсативные элементы. Идеалистическая культура считает, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворять как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются в качестве высших по сравнению с материальными.


Развитие основных типов культуры (идеационного и сенсативного) происходит до предела, затем начинается откат «волны». Чередование идеационной и сенсативной культур связано с прохождением через промежуточный тип культуры – идеалистический.

2.Типы культурных изменений. Культурная динамика связана с понятием «культурные изменения». Изменение – это взаимодействие, движение. Способность к изменению является одним из общих свойств всех форм бытия. Так как культура есть одной из форм бытия, то ей также присущи изменения. Существуют несколько типов культурных изменений: обогащение культуры, культурный застой, культурный упадок, культурный кризис. Рассмотрим данные типы культурных изменений более подробно.

Обогащение культуры – это процесс углубления дифференциации структуры культуры при сохранении её фундаментальных. К изменениям, которые ведут к обогащению культуры, относятся: формирование новых жанров и стилей в искусстве (например, вся история западноевропейского искусства представлена в виде смены художественных стилей); создание новых научных направлений; внедрение новых технологий; появление новых культурных центров; рождение гениев и т.д. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных её сферах или в ряде сфер при сохранении фундаментальных основ культуры в целом. Культурный застой – это такое состояние культуры, при котором длительное время не происходит никаких изменений. Для культурного застоя характерна консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация искусства; отторжение нововведений и заимствований. Сегодня подобные состояния демонстрируют нам аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы севера Евразии. Однако застой может стать уделом и высокоразвитых цивилизаций, которые решили, что они достигли пика своего развития стремятся сохранить это состояние. Таковой, например, была цивилизация Древнего Египта на основе консервирования экономических, социальных и культурных структур.

Культурный упадок (культурная деградация) 
имеет место тогда, когда мышление устойчивых социальных групп (сословное мышление) с их определенными ценностными ориентациями подменяется примитивным сознанием негрупповых типов человеческого общества. «Эффект толпы» исследовали многие мыслители и психологи, и все они отмечают примитивный и даже патологический уровень психики всякой толпы и массы. Толпа заряжена, прежде всего, разрушительной энергией против кого-либо, в ней преобладают примитивные реакции подражания и психического заражения.

3. Источники (механизмы) культурной динамикиВ процессе культурных изменений рождаются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение и распространение этих элементов во многом зависит от источника их возникновения. В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, синтез и симбиоз. Все они дают один результат – переход от прошлого к настоящему и будущему.

Инновации – это новые элементы культуры или новые их комбинации. К категории инноваций относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире или обеспечивают новые способы взаимодействия с ним посредством новых технологий. Носителями новаций, как правило, выступают творческие личности (пророки, гении, ученые и т.д.) или новаторские группы, которые выдвигают новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от того, что принято в данном обществе.

Обращение к культурному наследию. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт. В культурном наследии сохраняется все, что на том или ином этапе было создано, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе.

Культурное заимствование – самый распространенный источник культурных изменений. Заимствования могут носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Культурные заимствования происходят в виде диффузии и аккультурации.

Диффузия – это стихийное распространение культуры в географическом пространстве посредством взаимопроникновения отдельных элементов разных культур.