Файл: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ, ИСПЫТАВШИХ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 331

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 6 (134)

— 108 —

За  последние 15 лет  резко  возросло  не  только 

количество  природных  и  техногенных  катастроф, 
локальных войн, террористических актов, но и ко-
личество негативных социальных явлений, в част-
ности число смертности и преступности, разводов, 
физического  и  сексуального  насилия  и  т.  д. [1]. 
В  связи  с  этим  проблема  воздействия  внешних 
стрессоров на психику человека приобретает осо-
бую  значимость  во  многих  областях  знания,  и  в 
том числе в психологии. 

Одним  из  широко  распространенных  внешних 

стрессоров  является  физическое  насилие,  выходя-
щее  за  рамки  обычного  человеческого  пережива-
ния.  По  разным  данным,  в  Европе  от 10 до 72 % 
мальчиков  и  от 12 до 56 % девочек  испытывают 
физическое  насилие  до 16-летнего  возраста,  в  то 
время как в Азии жестокому обращению подверга-
ются от 5 до 87 % детей до 16 лет [2, 3]. 

Несмотря на то что современные ученые в об-

ласти  психологии  посттравматического  стресса 
проводят широкие исследования в разных контин-
гентах  испытуемых,  переживших  физическое  на-
силие,  большинство  исследований,  проведенных 
ими,  ограничено  в  основном  выявлением  призна-
ков  посттравматического  стресса,  вызванного  фи-
зическим насилием [4, 5]. 

Кроме того, в работах, проведенных на детской 

выборке,  почти  не  затрагивается  проблема  взаи-
мосвязей  признаков  посттравматического  стресса, 
вызванного физическим насилием, и индивидуаль-
но-психологических особенностей детей [6]. 

Изучение  взаимосвязей  индивидуально-психо-

логических  характеристик  и  признаков  посттрав-
матического стресса, а также влияния физического 
насилия  на  психическую  деятельность,  в  частно-
сти  на  психический  темп,  детей  имеет  большое 
значение  для  решения  проблем  расширения  мира 
внутренней жизни жертв и восстановления их са-
моотношения. 

В  связи  с  этим  было  проведено  исследование, 

целью  которого  является  выяснение  воздействий 
посттравматического стресса, вызванного физиче-
ским насилием, на психический темп детей млад-
шего  школьного  возраста.  В  исследовании  приня-

ли  участие 96 первоклассников,  обучающихся  в 
ГБОУ  СО  «Общеобразовательная  средняя  школа 
№ 14» ЗАО г. Москвы. 

Экспериментальная  работа  была  проведена  в 

два этапа. На первом этапе с помощью полуструк-
турированного интервью для выявления признаков 
посттравматического стресса [7] всех детей разде-
лили на две группы: дети, не имеющие травмати-
ческого опыта (контрольная группа), и дети, пере-
жившие  физическое  насилие  (экспериментальная 
группа). В контрольную группу вошли 25 испытуе-
мых, в экспериментальную – 71 испытуемый. 

На втором этапе был изучен психический темп 

у  детей  контрольной  и  экспериментальной  групп 
по тесту Горбов–Шульте.

В контрольной группе отыскание чисел в табли-

цах  Горбова–Шульте  наиболее  успешно  выполни-
ли  испытуемые,  не  имеющие  травматического 
опыта.  Это  выражается  во  времени,  потраченном 
ими на отыскание чисел в каждой таблице. Испы-
туемые  потратили  в  среднем 68,5 с  на  отыскание 
чисел в I таблице, 64,2 с во II таблице, 66,7 с в III 
таблице, 60,1 с в IV таблице. 

Эти данные показывают, что дети контрольной 

группы потратили примерно одинаковое время на 
отыскание чисел в каждой таблице. Кроме того, у 
этих детей по качественному анализу не наблюда-
ется  увеличения  времени,  затрачиваемого  на  оты-
скание чисел в последних таблицах. Это указывает 
на  их  неутомляемость  при  выполнении  либо  дли-
тельных монотонных, либо тяжелых, напряженных 
работ (рис. 1). 

Рис. 1. Среднегрупповые показатели психического темпа у детей, 

не имеющих травматического опыта (в секундах)

Таким  образом,  психический  темп  у  детей,  не 

имеющих травматического опыта, определяемый на 
основе  учета  потраченного  времени  на  отыскание 
чисел в каждой таблице, равномерен, неинтертен.

УДК 159.92

Жанцан Нямаа

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕМПА У ДЕТЕЙ, ИСПЫТАВШИХ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Данная работа посвящена изучению особенностей психического темпа у детей, переживших физическое 

насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп у 
младших школьников: у детей, подвергшихся физическому насилию, снижается подвижность нервных клеток, 
что характеризируется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это проявляется быстро наступаю-
щей утомляемостью и изменением индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке.

Ключевые слова: физическое насилие, посттравматический стресс, психический темп.

50

55

60

65

70

75

80

I таблица

II таблица

III таблица

IV  таблица


background image

— 109 —

У  испытуемых  экспериментальной  группы  об-

наружена  астеническая  форма  психического  тем-
па:  они  потратили  в  среднем 70,4 с  на  отыскание 
чисел в I таблице, 75,6 с во II таблице, 77,9 с в III 
таблице, 80,3 с в IV таблице (рис. 2). 

Рис. 2. Средние значения психического темпа у детей, 

переживших физическое насилие (в секундах)

Эти дети потратили меньше времени на отыска-

ние чисел в I таблице, а больше времени – в IV та-
блице. По сравнению с результатами работы с I и II 
таблицами,  дети,  имеющие  травматический  опыт, 
вызванный физическим насилием, потратили боль-
ше времени на отыскание чисел в III и IV таблицах. 

Астенический  темп  психической  деятельности 

у детей, испытавших физическое насилие, выража-
ющийся при отыскании чисел в таблицах, по мне-
нию авторов, тесно связан с кратковременным со-
стоянием  охранительного  торможения  в  корковых 
клетках  зрительного  анализатора,  возникающим  у 
них  в  результате  длительного  истощающего  влия-
ния физического насилия, сопровождающегося та-
кими  сильными  негативными  эмоциями,  как  чув-
ство беспомощности, ужас и т. д. 

Таким  образом,  вышеизложенные  результаты, 

полученные  в  экспериментальной  группе,  позволи-
ли сделать вывод, что психический темп у детей, пе-
реживших физическое насилие, выходящее за рамки 
обычного  человеческого  переживания  и  сопрово-
ждающеся  интенсивными  негативными  эмоциями, 
носит неравномерный, астенический характер.

Для  выяснения  достоверности  полученных  ре-

зультатов  сравнивали  результаты  исследования, 
полученные  в  контрольной  и  экспериментальной 
группах.  Данные  сравнительного  анализа  отраже-
ны на рис. 3.

Рис. 3. Сравнение среднегрупповых значений психического темпа 

у детей контрольной и экспериментальной групп (в секундах)

Представленные  на  рис. 3 данные  показывают, 

что  между  средними  показателями  психического 
темпа по тесту Горбова–Шульте у детей контроль-
ной и экспериментальной групп статистические до-
стоверные  различия  обнаружены  по  результатам 
работы со II (t = 2,76 при p = 0,01), III (t = 2,88 при 
p = 0,05) и IV таблицами  (t = 2,57 при  p = 0,01). 
Дети  из  экспериментальной  группы  по  сравнению 
с детьми из контрольной группы потратили больше 
времени  на  отыскание  чисел  во II, III и IV табли-
цах.  Повышение  времени,  затрачиваемого  на  оты-
скание  чисел  на  указанных  трех  таблицах,  свиде-
тельствует  об  истощающем  влиянии  физического 
насилия,  сопровождающегося  такими  сильными 
негативными  эмоциями,  как  чувство  беспомощно-
сти, ужас, на темп психической деятельности у де-
тей,  имеющих  травматический  опыт,  вызванный 
физическим насилием.

Таким образом, проведенные исследования по-

казали,  что  психический  темп  у  детей,  пережив-
ших  физическое  насилие,  носит  астенический  и 
замедлительный характер.

Жанцан Нямаа. Особенности психического темпа у детей, испытавших физическое насилие

65

70

75

80

85

I таблица

II таблица

III таблица

IV  таблица

55

60

65

70

75

80

85

I таблица

II таблица

III таблица

IV  таблица

Список литературы 

1.  Юрина М. М. Ненужный ребенок: проблема насилия в семье // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulle-

tin). 2009. Вып. 7 (85). С. 79-83. 

2.  Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Aufl age. München: Reinhardt, 2009. S. 114–138. 
3.  Жанцан Н. Руководство по применению полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у 

детей. Улан-Батор: Здоровье, 2006. С. 27.

4.  Psychotraumata: Primärärztliche Versorgung des seelisch erschütterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. Köln: Deutscher Ärzte-Verlag, 2006. 

S. 7–40.

5.  Ford J. D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientifi c and Professional Dimensions. Burlington, MA: Academic Press, 2009. Р. 23–79. 
6.  Doctor R. M., Shiromoto F. N. The Encyclopedia of Trauma and Traumatic Stress Disorders. New York: Pacts on File, 2009. Р. 52–96.
7.  Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М.: Институт психологии РАН, 2009. 304 с. 

Жанцан Нямаа, аспирант.
Московский педагогический государственный университет.
Ул. Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119991.
E-mail: nyamaa12345@yahoo.com

Материал поступил в редакцию 24.03.2013.


background image

Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 6 (134)

— 110 —

Jantsan Nyamaa

FEATURES OF MENTAL TEMPO IN CHILDREN WHO HAVE EXPERIENCED PSYCHIC TRAUMA

This work examines the characteristics of mental tempo in children who have experienced physical abuse. The 

results of investigation have shown that physical abuse negatively influenced on mental rate of primary school age 
children: in children who have experienced physical abuse there is reduced the mobility of nerve cells which is 
characterized by either their passive state, or exhaustion. This is manifested by the rapidly advancing fatigue and a 
change in the index of mental tempo with the intellectual load. 

Key words: posttraumatic stress, physical abuse, mental tempo.

Moscow State Pedagogical University.
Ul. Malaya Pirogovskaya, 1, Moscow, Russia, 119991.
E-mail: nyamaa12345@yahoo.com