Файл: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 2227

Скачиваний: 88

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

_________________________________________ 

 

САСОВСКОЕ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТАРАНА Г.А. 
ЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

«

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

»

 

 

 

________________________________ 

УТВЕРЖДЕНА ЗАМЕСТИТЕЛЕМ  

ДИРЕКТОРА УЧИЛИЩА 

ПО ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ  

Е.А. ЕГОРОВЫМ 

 

 

 

САСОВО 2015 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 2 -

 

 

ВЗЛЕТ 

Получив  разрешение  на  взлет,  курсант  переносит  пятки  ступней  ног  с 
педалей  на  пол  кабины,  этим    отпускает  тормоза  колес.  Движением 
ручки  управления газом вперед от себя до упора  увеличивает обороты 
двигателя до максимальных 2300-2400 об/мин, после чего дает команду 
второму пилоту держать ручку газа и правую руку переносит на штурвал. 
В  процессе  разбега  самолет  имеет  тенденцию  к  развороту  в  левую 
сторону. Разворот парируется отклонением правой педали.  
 

Положение приборной панели на разбеге. 

 

Переключение внимания на разбеге: 

1.  

выдерживание направления; 

2.  

на определение  момента  подъема колеса передней опоры по 

индикатору скорости; 

 
Возникающие отклонения в направлении разбега устранять педалями 
незамедлительно. 
 
По  достижении  скорости  35  узлов  (определяется  беглым  взглядом  по 
указателю  скорости  на  экране  PFD)  плавным  движением  штурвала  на 
себя поднять носовое колесо передней опоры до взлетного положения. 
Во  время  разбега  с  поднятым  колесом  передней  опоры  внимание 
распределять: 
 
 

 

 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 3 -

 

 

Положение приборной панели относительно линии горизонта. 

 

Переключение внимания на разбеге с поднятой передней опорой:  

1.  

на сохранение взлетного положения самолета(определяется 

по совпадению  верхней части приборной панели с линией 
горизонта; 
2.  

на выдерживание направления; 

3. 

на проверку работы двигателя на слух. 

В случае малейшей неисправности двигателя взлет прекратить. 
4. 

на определение момента отрыва самолета от земли. 

 
С  начала  разбега  до  момента  отрыва  самолета  необходимо  смотреть 
вперед, вдоль капота, на горизонт, имея в поле зрения землю. 
 
Отрыв  самолета  происходит  на  скорости  45-48  узлов.  Появление 
тенденции  к  кабрированию,  вследствие  изменения  центра  вращения, 
парировать плавным отжатием штурвала «от себя». 
После  отрыва  перевести  взгляд  на  землю  влево  от  продольной  оси 
самолета  на  10-15

0

 

и  вперед  на  20-30  м,  следить  за  высотой, 

направлением,  отсутствия  крена  и  не  допускать  повторного  касания 
колесами (особенно передним) о землю. 
Выдерживание  самолета  над  землей  производится  с  постепенным 
отходом от земли с таким расчетом, чтобы на высоте 10-15 м  скорость 
была не менее 70 узлов.  
 
При выдерживании внимание распределяется: 

на сохранение направления; 

на недопущение крена и сноса. 

Снос определяется по характеру набегания земли: при сносе вправо 
земля «выходит из под самолета, при сносе влево «убегает» под 
самолет. 
 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 4 -

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ НА ВЗЛЕТЕ 

1. 

Носовое  колесо  неустановленно  по  оси  ВПП,  -  при  увеличении 

оборотов  двигателя  происходит  отклонение  самолета  от  осевой 
линии ВПП (заданного направления взлета на ГВПП). 
2. 

Проявление нерешительности в действиях рулем направления, 

недостаточно  отклоняет  педали  управления  для  выдерживания 

направления разбега. 
3. 

Излишне поднято переднее колесо – отрыв на малой скорости, 

возможно сваливание самолета на крыло(резкое кабрирование). 
4. 

Низкое  выдерживание  без  набора  высоты  –  возможно 

повторное касание колесами о землю. 
5. 

Отрыв с креном и сносом – уход от направления взлета. 

6. 

Выдерживание  на  скорости  более  60  узлов  –  переход  в  набор 

высоты на увеличенной скорости. 

 

ВЗЛЕТ С БОКОВЫМ ВЕТРОМ 

Взлет  в  условиях  сильного  бокового  ветра  обычно  выполняется  с 
минимальным  выдвижением  закрылков,  необходимым  для  данной  
длины ВПП, для минимизации сноса непосредственно после взлета.  
Демонстрированная скорость ветра 15 узлов. 
При  взлете  с  боковым  ветром    с  начала  разбега  штурвал    управления 
необходимо  отклонить  по  крену  в  сторону  откуда  дует,  с  целью 
сохранения равномерной нагрузки на основные опоры шасси. 
Направление  на  взлете  с  боковым  ветром,  особенно  на  разбеге  при 
поднятой  носовой  опоре,  необходимо  выдерживать    отклонением 
педали  противоположной  развороту,  не  допуская  разворота  самолета 
против  ветра.  Фюзеляж  при  поднятой  передней  опоре  играет  роль 
флюгера,  способного  вращать  самолет  вокруг  точек  опоры  –  колес 
шасси.  
По  мере  нарастания  скорости  и  возрастания  эффективности  элеронов, 
штурвал  управления  и  педали  постепенно  убираются  ближе  к 
нейтральному положению с тем, чтобы не допустить отрыва самолета от 
земли с одного колеса (то есть с креном). 
После  отрыва  самолета  необходимо  установить  угол  сноса  для 
выдерживания  направления  взлета  методом  внесения  поправки  в  курс 
на ветер.  
При  достижении  скорости  70  узлов    и  перевода  самолета  в  набор 
высоты  бороться  со  сносом  методом  подбора  угла  сноса  изменением 
курса. 
 

 

 

 


background image

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ  

ПОЛЕТУ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ  

НА САМОЛЕТЕ CESSNA-172S

 

- 5 -

 

 

НАБОР ВЫСОТЫ 

 

При достижении скорости 70 узлов плавно перевести самолет в  

 

Положение приборной панели относительно горизонта в наборе высоты. 

 
набор  высоты,  одновременно  перевести  взгляд  вперед  на  горизонт  и 
капот, имея в поле зрения ориентир направления взлета. Набор высоты 
производится на скорости 70 узлов при угле тангажа 7,5-10

0 

На  высоте  не  менее  60  метров  убрать  закрылки,  для  чего  необходимо 
дать команду второму пилоту «УБРАТЬ ЗАКРЫЛКИ».  
 
Усилия  на  штурвале  при  уборке  закрылков  снимать  триммиром  руля 
высоты.  После полной уборки закрылков установить обороты двигателя 
2400 

об/мин  и  проконтролировать  работу  двигателя  по  индикаторам: 

треугольные индексы должны быть в зеленых секторах. 
 
В  наборе  высоты  скорость  контролировать  по  указателю  скорости  на 
экране  PFD.    Крены  контролировать  визуально  по  положению  верхней 
части  приборной  панели  относительно  горизонта  и  показаниям 
авиагоризонта. 
 
Направление  контролировать  по  показаниям  компаса  и  наземным 
ориентирам. 
 
На случай вынужденной посадки во время набора высоты иметь в виду 
площадки, пригодные для посадки.