Файл: Я все время вижу висящий передо мной вопрос. Ищу ответ на него, но пока не нашел. И вопрос этот связан с тем, что, не будучи русским по крови, я связан с Россией, прожив здесь всю жизнь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Группа Кд22Л171
Студент
Дудынова В.И.
МОСКВА 2023
Вопрос 1(10).
«Я все время вижу висящий передо мной вопрос. Ищу ответ на него, но пока не нашел. И вопрос этот связан с тем, что, не будучи русским по крови, я связан с Россией, прожив здесь всю жизнь. С другой стороны, многое из того, что я написал, как-то связано с немецкой музыкой и с идущей из немецкого — логикой, хотя я специально и не хотел этого». Как Вы предполагаете ощущает себя композитор А. Шнитке?
Ответ: Композитор А.Шнитке ощущает себя маргиналом (в переводе с латинского- marginalis- расположенный на границе, у края), оказавшись на границе, в промежутке между двумя культурами, так как в последние годы жизни русский композитор проживал в Германии. А Шнитке не принадлежит какой-либо определенной культуре, сообществу, занимая промежуточное в них положение, но находясь на пересечении разных культур он создает высокие творения вне четко очерченных национальных координат. Маргиналом считает себя человек, который не может со всей определенностью отнести себя к конкретной культуре, это явление во многом обусловлено усилением глобальной миграции населения.
Понятие маргинальности в нашей научной литературе, в отличие от западной, которое впервые было введено американским социологом Р. Парком, появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным оценочно-негативным оттенком. Феномену маргинальности в той или иной
степени у нас придавался элемент чуждости, беспочвенности, культурной ущербности. Причина этого, вероятнее всего, кроется в идеализации национально-культурных ценностей. Если человек в полной мере не вписывается в контекст приоритетной для данного сообщества культурной ориентации, выпадает из него — значит, он маргинал. Отсюда ложное понимание социокультурной неполноценности соответствующего слоя людей как своего рода бомжей от культуры. Но маргинал — это вовсе не обязательно деклассированный, культурно дезориентированный человек. Как доказательство вышесказанного можно привести в пример не только композитора А. Шнитке, но и таких талантливых людей, как Э. Денисова, С. Губайдулина, поэтому сама постановка вопроса хорошо это или плохо некорректна.
Вопрос 2 (14): Три стадии развития культуры по Н.А. Бердяеву, дайте комментарии:
Природно-органическая | Культурно-духовная | Технически-машинная |
Этот период включает возникновение и развитие пракультуры, а также древнейшие формы существования собственно культуры, когда природный элемент преобладает над человеческим духом, а дух еще не обрел свободу и полностью зависим от природы. | Этот период характеризуется обособлением духа от природной зависимости и погружением его в лоно культуры. | Этот период совпадает с активным наступлением цивилизации (прагматического, утилитарного, массового, стандартного) начала на культуру, когда машина подавляет человека, искусственная технология заменяет культурную органику. Духовное начало все больше оттесняется и заменяется эрзацем (суррогатом). |
Вопрос №3(9). «Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. Духовный труд чужд человеку толпы. Он не получает удовольствия в духовных исканиях. Ему чужда установка «золотого века», озвученная Сервантесом, считавшим, что «путь всегда лучше, чем отдых». Дайте интерпретацию данного отрывка Х. Ортеги-и-Гассета.
Ответ: Философ Ортега-и-Гассет говорит о процессе потери индивидуальности в XX в. Для него человек тождествен массе, которая в свою очередь является синонимом некой среднестатистической, заурядной единицы. Ортега-и-Гассет указывает на то, что в социуме появляется новый феномен — человек массы. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от других,
хорошего или дурного, кто чувствует «точь-в-точь, как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Такого человека исследователь именует массовым типом, «чернью». Но при этом отмечает, что он не есть порождение иерархического разделения на классы, так как, по его мнению, в любом классе есть те, кто доволен собой, воспринимая свою заурядность как должное. Такая масса вытесняет все непохожее, особенное, личностное, избранное, качественное, отличное от нее самой.
Предпосылками возникновения человека массы по мнению философа являются четыре основные причины: экономические, правовые, научно-технические и культурные. К первым относятся причины, вызвавшие в жизни общества явный рост материального благосостояния людей, освобождение человека XX в. от помех и ограничений, получение им комфорта и общественного порядка. Ко вторым — реальное равенство перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмену каст и сословий, укоренение ценностей материальной демократии: реальный политический плюрализм, готовность к толерантности, способность взаимодействовать с оппозицией. К третьим — развитие научно-технического прогресса, который стимулировал эффективное продвижение экспериментальной науки прикладного характера, а на ее основе — индустриализацию производства, его стремительное расширение. К четвертым — принципиальное изменение в иерархии традиционных духовных ценностей. Человек, довольный собой, лишен способности к критическому восприятию самого себя, он не в состоянии познать и понять свое несовершенство, сравнивая себя с другими.