Файл: Философ, годы жизни Основные труды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Название направление

Период

Философ, годы жизни

Основные труды

Основные проблемы, понятия, принципы







Философия Древней Индии

Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.). Классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.). Период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 - 483 гг. до н. э.), Джина Махавира (Нигантха Натапутта) (599 – 527 гг. до н.э.).

1. Основатель религиозно-философского учения, Будда, много размышлял по поводу цели и смысла жизни. В этих вопросах он в основном исходил из традиционных индийских представлений, хотя решение их было несколько иначе. Так, для всех религиозных и религиозно-философских систем Индии, как древней, так и современной, характерна вера в карму, сансару и мокшу. 2. Основатель джайнизма и джайнской философии, проповедовавший в 5 в. до н.э., старший современник Будды.

Сущность буддизма излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди. Первая истина – жизнь есть страдание. Вторая истина – причиной страдания является сама жизнь с ее страстями и желаниями. Третья истина – страдание можно прекратить, погрузившись в нирвану (сознательное приостановление круговорота бытия на земле, полное искоренение и добрых, и дурных желаний, состояние освобождения от своего «Я», полное угасание эмоциональной активности человека). Четвертая истина – существует путь к прекращению страдания, это так называемый «благородный восьмеричный (восьмиступенчатый) путь», который состоит из: правильной веры (следует верить, что мир полон скорби и страданий); правильной решимости (твердо определить свой путь, ограничить страсти и стремления); правильной речи (следует следить за своими словами, дабы они не вели к злому, речь должна быть правдивой, доброжелательной, дружественной, бесхитростной и точной); правильных дел (избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела); правильной жизни (соблюдение 5 заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и ленивых речей, не пользоваться опьяняющими напитками); правильной мысли (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое, настраиваться на доброе); правильных помыслов (следует уяснить, что зло – от нашей плоти); правильного созерцания (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поиск истины).




Философия Древнего Китая

VI—II века до н. э.

Конфуций или Кун цзы (551 до н. э. - 479 до н. э.) Лао-цзы (604 г. - 531 г.)

1. Является основателем учения, которое известно как конфуцианство. Учение Конфуция касалось, главным образом, социально-этических проблем. Он подробно разработал учение о благородном муже. 2. Лао-цзы является основателем и центральной фигурой Даосизма.

Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев. Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством. Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны "новых богатеев" из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.




Философия античности

с 6 в до н.э. по 6 в. н.э.

Сократ (470/469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.), Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)

1. Сократ не оставил нам своих трудов. Он ничего не писал. Его мысли пересказаны Платоном и другими его учениками Ксенофонтом и Аристофаном. 2. Аристотель отрицал существование вакуума, то есть пустоты. Принимая господствовавшую в то время теорию, что вся материя состоит из четырех элементов (земли, воздуха, воды и огня), Аристотель добавлял к ним пятый - «эфир», из которого сделаны небеса. I Он верил, что Земля и небеса подчиняются разным законам. На Земле все испорчено и изменчиво, в то время как небеса постоянны, неизменны и совершенны. Аристотель доказал, что Земля имеет форму I шара, заметив, что во время лунного затмения она отбрасывает на Луну изогнутую тень. Он рассчитал и диаметр Земли, но с очень большим преувеличением против действительности. Основы знаний о животных и растениях были также заложены в сочинениях Аристотеля. Внимательный наблюдатель, он подробно описал более 500 видов животных. Заметив, что I киты и дельфины являются живородящими и вскармливают своих детенышей молоком, он отделил их от рыб, выделив в особую группу, близкую к млекопитающим. Аристотель указал, что ни у одного животного не бывает бивней и рогов одновременно. Он также описал, как развивается эмбрион цыпленка, и изучил четырехкамерный желудок коровы.

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи» , о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит) ; Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…) ; Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…) ; Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. Для античной философии характерно, что нет противопоставления объекта и субъекта. Субъект не является субъектом преобразующей деятельности, не может воздействовать на деятельность и изменять ее. Личность не трактуется как Абсолют, пассивно-созерцательный характер существования. Созерцание возможно только посредством разума. Деятельность человека вписывается в космическое целое. Существует внутренняя связь между этикой и космологией. Идеал – знание ради знаний.




Философия Средних веков

V по XV века.

Фома Аквинский(1225–1274).

Сумма теологии. Сумма философии. Сумма против язычников.  

Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; Теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; Откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.




Эпоха Возрождения (Ренессанс)

1300 г. – 1700 г.

Джорда́но Бру́но (1548г. - 1600г.)

Наиболее выделялась книга «О бесконечности вселенной и мирах». Взяв за основу учение Коперника и идеи немецкого философа Николая Кузанского, Бруно создал свою теорию, в которой предугадал многие научные открытия будущего. Бруно первым высказал идею о бесконечности Вселенной. Именно поэтому учёный считал, что центром её не может быть не только Земля или Солнце, но и ни какое-либо иное космическое тело. Бруно также высказал возможность существования миллионов других планет и звёзд, не видимых людьми.

Сущность и предназначение человека. Критика средневековой схоластики. Теоретические и методические начала естествознания. Философские вопросы политики и права. антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики) ; перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.) ; большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.




Философия Нового времени (XVI—XVIII вв.)

XVII—XVIII века.

Томас Гоббс (1588 - 1679).

Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.

Для философии данного периода характерен ряд установок: Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон). Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс). Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт). При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум). Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс» - чувство, ощущение»).   Дедукция - логический вывод от общего к частному. Деизм - учение, которое признает, что Бог есть первопричиной мира, дает ему первый толчок и больше не вмешивается в развитие мира. Индукция - логический вывод от частного к общему. Картезианство совокупность взглядов Декарта и его последователей. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является естественное понимание природы. Рационализм - направление в теории познания, которое признает наиболее достоверное познание с помощью разума. Сенсуализм - направление в теории познания, которое признает, что единственной основой истинного познания являются ощущения. Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность. Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.




Ближневосточная философия Средних веков и Нового времени (IV - XVIII вв.)

 

 

 

Если в Европе в X—XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности. В этот период на Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания.




Немецкая классическая философия

XVIII—XIX века.

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (1770г. - 1831г.)

Георг Гегель был тем философом, кто реально построил этот грандиозный воздушный замок для личности, но он же вместе с тем воздвиг лестницу, ведущую в ту высь, куда сквозь земные преграды рвется наш дух, где разум может свободно расправить крылья. Георг Гегель был тем философом, кто реально построил этот грандиозный воздушный замок для личности, но он же вместе с тем воздвиг лестницу, ведущую в ту высь, куда сквозь земные преграды рвется наш дух, где разум может свободно расправить крылья. Гегель связывал постижение сущности мира, то он считал философию особой наукой, наукой наук. Кроме того, философия ставится Гегелем на высший пьедестал также потому, что только философия является теоретическим знанием об истине как таковой, только философия способна разбираться в том, что такое истина вообще, способна к созданию учения об Истине, то есть теории Истины.

Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства Бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие. Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетический принцип историзма,который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания. Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры.Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания — человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого в центре внимания философствования оказывается человеческий мир,который далеко не ограничивается миром природным.




Русская философия 19-21 веков

 

Аксаков Константин Сергеевич (1817г. - 1860г.)

Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно. К. С. Аксаков не был в числе основоположников славянофильской доктрины, на его долю выпала разработка концепции российской истории на основе славянофильских принципов. Разделение К. С. Аксаковым государства и земли, его учение о субъекте исторического действия, идеи о роли земства, оценка им места политической деятельности в жизни общества оказали влияние на отечественную общественно-политическую мысль второй половины ХIХ в. Философия языка русского мыслителя ставила под сомнение утвердившуюся в европейской мысли ХVII-ХVIII вв. веру в универсальность и безличную объективность познавательного процесса.

В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.




Философия марксизма 19 век

 

К. Маркс (1818 — 1883), Ф. Энгельс (1820 — 1895).

Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками. Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания. Важное значение в марксистской теории познания принадлежит категориям. Обобщенно они отражают универсальные формы бытия и познания. Основные идеи исторического материализма были сформулированыК. Марксом и Ф. Энгельсомуже в своих первых работах, таких, как "Экономическо-философские рукописи 1884 года", "Святое семейство", "Немецкая идеология" и особенно в работах "Нищета философии" и "Манифест коммунистической партии". Дальнейшее развитие и углубление эта теория получила в последующих трудах основоположников этого учения.  




Современная западная философия

 

 

 

Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Р.Карнап, Л.Витгенштейн. Постпозитивизм - последсвующее развитие неопоз., модифицированного всвязи с изменениями в научном познании. Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер. Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема-взаимодействие сознания, едо и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается едо во взаимодействии,- конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль. Неотомизм - обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии . Особенностью современной западной философии (ХХ-ХХІ вв.) является ее плюрализм (многообразие), как в постановке проблем, так и в способах их решения. Интересы этой философии сосредоточены на проблемах существования отдельного человека, истинного (научного) знания и языка. Основными направлениями современной западной философии являются: экзистенциализм, неопозитивизм, герменевтика и др. Экзистенциализм решает вопрос о подлинном существовании человека, которое он обретает в «пограничных ситуациях», определяя свой духовно-нравственный выбор. Неопозитивизм сводит философию к логическому и семан- тическому анализу языка научных высказываний. Герменевтика разрабатывает способ философствования, центром которого является процесс понимания.