Файл: Место средневековья во всемирном историческом процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

  2. Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.

  3. Религиозные верования восточных славян. Принятия христианства на Руси.

  4. Развитие Древнерусского государства в ХI. Ярослав Мудрый и его деятельность.

  5. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (ХI-ХI вв.)

  6. Русские земли в ХII-ХIII вв. политическая раздробленность.

  7. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века.

  8. Тенденции к объединению русских земель(конец 8-9 вв.) Возвышение Москвы. Политика первых московских князей.

  9. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в 15-начале 16 века. Формирование Российского государства.

  10. Россия в 16 в. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. собор 1613 г.

  11. Россия на рубеже 16-17 века. Смутное время.

  12. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в эпоху Смуты. Земский собор 1613 г., начало династии Романовых.

  13. Социально-политическое и экономическое развитие России в 17 веке. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.

  14. Государство и Русская Православная церковь в 17 в. Проблема взаимоотношений и реформ.

  15. Мировая история в 16-17 веках.: переход к новому времени.

  16. Россия в конце 17-первой четверти 18 вв. Реформы Петра I и рождение Российской империи.

  17. Дворянская империя (1725-1762 гг.) Дворцовые перевороты.

  18. Россия во второй половине 18 века. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

  19. Россия в первой четверти 19 века. Реформы Александра I.

  20. Развитие общественной мысли в России в первой четверти 19 века. Декабристы: истоки и формирование идеологии, основные программные документы.

  21. Россия во второй четверти 19 века. Внутренняя политика Николая I.

  22. Общественная мысль в России в 30-50-е гг. 19 века. Основные направления.

  23. Объективная необходимость модернизации России в 19 веке. Крестьянская реформа 1861 г.

  24. Буржуазные реформы 60-70 гг. 19 века.

  25. Контрреформы 80-90 гг.,19 века.

  26. Экономическое и социальное развитие России во второй половине 19 века-начале 20 века.

  27. Общественно-политические движения в России во второй половине 19 века., революционное и либеральное народничество, марксизм.

  28. Российская революция 1905-1907 гг., причины, основные этапы, события, итоги.

  29. Кризис самодержавия и зарождение конституционного стоя в России в начале 20 века.

  30. Модернизация аграрного сектора России в начале 20 века. Цель и сущность аграрной реформы Столыпина.

  31. Россия в Первой мировой войне. Общественно-политический кризис в стране.

  32. Февральская революция 1917 г. Двоевластие в стране.

  33. Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. в Петрограде. Формирование новой государственности в России.

  34. Гражданская война и интервенция в России (1918-1920): причины, этапы, последствия.

  35. Военный коммунизм: политика, идеология, практика.

  36. Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.

  37. Национально-государственный вопрос в Советской России. Образование СССР.

  38. Индустриализация в СССР: стратегия, источники накопления, методы, темпы.

  39. Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств в СССР.

  40. Социально-политическое развитие СССР в конце 1920-1930-е гг.

  41. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

  42. Предвоенный кризис мировой политики в конце 1930-х годов. Начало Второй мировой войны.

  43. ВОВ (1941-1945 гг.): характер, цели, основные этапы и события.

  44. Политическое и социально-политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.: основные проблемы и тенденции развития.

  45. Развитие СССР в 1953-1964 гг.

  46. СССР в середине 1960 – первой половине 1980-х гг. основные тенденции внутренней и внешней политики.

  47. СССР в 1985-1991 гг.: от попыток модернизации страны к смене модели общественного развития.

  48. Россия на рубеже 20 – начала 21 века.




  1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

Традиционно нижней границей средневековья является V век (падение западной римской империи), а верхней – XVII век (буржуазная революция в Англии).

Раннее средневековье (V- середина XI): происходит формирование феодального строя; церковь играет большую роль (например, внушала народным массам смирение и беспрекословное повиновение властям).

Классическое средневековье (XI-XV вв.): расцвет аграрного общества (появляются и развиваются города, формируется сословно-представительская монархия и светская городская культура).

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.): разложение феодализма; возникновение и развитие предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства; становление национальных государств.

Реконструкция всех сторон общественной системы в Европе получило название модернизации. Можно выделить следующие этапы модернизации: Возрождение, Реформация, эпоха колониальных войн и географических открытий. Европейски вариант модернизации, в ходе которой решались задачи в социальной, экономической, культурной и духовной областях, в политической сфере считается классическим, и с ним сравнивают схожие процессы и в других странах.

2.Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.

Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки. )

В эпоху расселение происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на х место постепенно происходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян Киевская Русь. 882 год!!!

За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер

, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

3.Религиозные верования восточных славян. Принятия христианства на Руси.

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Внешний культ у славян также не был развит : не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие ; этим и ограничивалось идолослужение. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали “по-ворот солнца на лето” особым праздником - колядою. За этим праздником следовали другие в честь того же солнца - проводы зимы, встреча весны (”красная горка”), проводы лета (праздник “купалы”).


Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, носив-шие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - “радуница”, был летний праздник “русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря : коляда - к Святкам, проводы зимы - к маслянице.

«крещение» В 987 году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть : “кто как служит Богу”. Побывав на востоке и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников : “Где крещение примем ?” А они ответили : “Где тебе любо”. И вот в следующем, 988 г. Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям- братьям Василию и Константи-ну, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за “поганого”, т.е. за язычника. Вла-димир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелил-ся во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.- СКАЗАНИЕ ЛЕТОПИСИ.

Как обстояло дело. В то время в Византийской империи произошло вос-стание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Вла-димира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал вой-ну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и полу-чил в супружество царевну Анну. Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенст-вом, Владимир в 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Ку-миры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство во-дворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось приме-нить силу.ЯВЬ.


4. Развитие Древнерусского государства в ХI. Ярослав Мудрый и его деятельность.

После окончательного утверждения Ярослава на престоле на Руси произошло много событий, способствовавших формированию и укреплению русского государства. Во-первых, это серия выгодных браков, поднявшая международный престиж Руси и ее авторитет. Известно, что его второй женой стала дочь шведского короля – Ингегерда, в приданое к которой он получил город Альдейгаборг (Ладогу). Сын Ярослава Изяслав стал мужем сестры польского короля Гердтруды; второй сын (предположительно) был мужем австрийской принцессы, сын Игорь женился на германской принцессе, а Всеволод на греческой царевне, от брака с которой родился Владимир Мономах.

Все три дочери князя также были выданы за иностранных королей. Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, Анастасия – женой короля Венгрии, а Анна была выдана замуж за короля Франции Генриха I.

Таким образом, благодаря династическим бракам, Ярослав в зрелом возрасте мог не бояться за отношения с Европой. Во-вторых, при Ярославле Мудром дальнейшее распространение получило христианство: был построен ряд церквей (в т.ч. храм Святой Софии в Киеве), устроено первое на Руси книгохранилище, русскую церковь впервые возглавил русский митрополит Илларион.

При Ярославе на Руси появилось письменное право – был создан сборник законов «Русская правда», в котором была ограничена кровная месть, определены штрафы за те или иные деяния в соответствии с существовавшим сословным разделением. При Ярославе же была начата знаменитая «Летопись временных лет» – запись событий по годам, которая даже в более поздних копиях является бесценным материалом для изучения прошлого российского государства.

Подводя итоги деятельности Ярослава Мудрого во главе государства, нужно отметить, что время его правления (1019-1054 годы) стало расцветом Киевской Руси, несмотря на спорные моменты в период его прихода к власти на киевский престол.

5. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (ХI-ХI вв.)