Файл: Место средневековья во всемирном историческом процессе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23. Объективная необходимость модернизации России в 19 веке. Крестьянская реформа 1861 г.
1. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого ранее помещик мог отнять все его достижение, а его самого продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы. “Положение 19 февраля 1861 г.” распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписан-ных к частным заводам и фабрикам. Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и “Положение 19 февраля 1861 г.” В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в не-делю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне еще долгое время находились на положении “временнообязанных”, т.е. продолжали нести регламентированные “Положениями” феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп. Оценивая крестьянскую реформу, важно подчеркнуть следующее. Во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем
интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по- видимому, не было. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было следствием компромиссного характера реформы. В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хо-тя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. - восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензен-ской губернии. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый ад-министративный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдви-гали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью соз-дать новую систему государственного управления.
24. Буржуазные реформы 60-70 гг. 19 века.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения политических реформ (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). В реорганизации системы государственного управления одним из пер-вых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено “По-ложение о губернских и уездных земских учреждениях”. В губерниях и уез-дах создавалась система местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания (в волостях земские учреждения не образовывались). Гласные земств (депутаты) избирались на основе закона, учитывающего имущественные и сословные различия населения. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение ме-стных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройст-во благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правитель-ству с ходатайством, но они были лишены какой-либо законодательной ини-циативы. Запрещались межгубернские объединения земств. Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представ-ленный в 1864 г., долго обсуждался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. “Городовое положение” было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская управа под председательством городской головы (исполнительный орган). 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и “Но-вые судебные уставы”. Суд строился на принципах бессословности судопро-изводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности су-дебного процесса, независимости его от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по су-ду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела (уголовные дела - с участием присяжных заседателей). Судебные пала-ты (по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись су-дом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат яв-лялся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, подан-ных на кассацию, решение о виновности подсудимого в окружном суде вы-носили присяжные заседатели - представители общества. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость ско-рейшего проведения военной реформы. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок служ-бы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены же-лезные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало коренной тех-нической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Ору-жие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская по-винность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы - соот-ветственно 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники высших учебных заведений - несколько ме-сяцев, это стимулировало рост грамотности в стране. В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обучен-ным резервом на случай войны. Реформа народного образования была неотъемлемой частью социаль-ных преобразований 60-х гг. “Положение о начальных народных училищах” от 14 июня 1864 г. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разде-лил средние учебные заведения- гимназия- на классические и реальные с се-милетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа ко-торых соответствовала четырем классам гимназии. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии гото-вили специалистов для промышленности и торговли. Усиленно преподава-лись точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усили-лась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гим-назий, в середине 90-х гг. - около 600. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х годов. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И.Герье), в Петербурге (проф. К.Н.Бестужев-Ромин), Казани, Киеве. В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялось предвари-тельная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась т.н. карательная цензура -
применение различных санкций уже по-сле публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции про-водилась исключительно по приговору суда. Массовая периодика, однако, подлежала цензуре. Финансовая реформа 1862-1866 годов. Право распоряжаться всеми фи-нансовыми средствами страны получали министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля.
36. Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.
Кризис военно-комунистической системы, переход к НЭП. Гражд. война закончилась на основной территории в 20 годы, а политика военного комунизма была продолжена. Многие деятели партии большевиков рассматривали военный комунизм как переход к комунизму настоящему. Продолжение продразверстки и ее увеличение вызвало противодействие со стороны крестьян. Внутреннее положение советского государства оставалось тяжелым. Серьезный кризис переживало сельское хозяйство. Около 20 млн. га пашни оставались незасеянными. Общая его продукция в 1920 г. составила 65 % к уровню 1913 г. Положение усугублялось неурожаем, в результате которого зимой разразился голод в стране. К лету 1921 г. он охватил 22 губернии с населением 23,3 млн. человек. А вместе с Украиной численность голодающего населения достигла 33,5 млн. человек. Ухудшилось и продовольственное снабжение рабочих, так как зимой 1920 - 1921 г. в стране было заготовлено лишь 200 млн. пудов (33,5 млн центнеров) зерна. Нормы его выдачи резко сократились и порой доходили до 100 граммов хлеба в день. Рабочие уходили с производства. Кризис в промышленности привел к снижению продукции в семь раз в сравнении с довоенным ее объемом. Не хватало в стране всех продуктов и товаров первой необходимости. Царила разруха на транспорте. Количество исправных локомотивов и другого подвижного состава уменьшилось в три раза. Из-за отсутствия топлива поезда подолгу простаивали. Вся экономика страны оказалась в состоянии глубокого кризиса, парализовавшего хозяйственную жизнь страны. Кризис вылился в сопротивление Советской власти, которое приняло значительные размеры и нередко - вооруженные формы. Восстания охватили Кронштадт (около 27 тыс. человек – восстание матросов 28 фев – 1 марта), Западную Сибирь (100 тыс.) и др. К осени 1921 г. крестьянские выступления в основном были подавлены. Переход к нэпу. Для стабилизации положения в стране методы военного подавления недовольных были недостаточны, требовалось преодолеть разруху и наладить хозяйственную жизнь. А это означало, что необходимо менять политику правящей партии и государства. Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, X съезд РКПБ 15 марта 1921 г. принял решение о замене продразверстки продналогом. Затем правительство приняло целый ряд других мер, в результате которых была выработана новая экономическая политика (нэп), означавшая полный отход от военного коммунизма. Основные черты НЭПа: 1)Продналог: Налог устанавливался в два раза меньше того объема, который взимался при разверстке. Он носил индивидуальный и прогрессивный характер. Бедняки же вообще освобождались от сдачи некоторых, а в отдельных случаях всех видов продуктов. Размер налога доводился до каждого крестьянина до начала весеннего сева. Круговая порука за сдачу налога отменялась. 2)Свободная торговля: Все оставшиеся после сдачи налога излишки хлеба и других продуктов оставались в полном распоряжении крестьян. Крестьяне получали возможность свободно продать излишки продукции своего хозяйства и купить за этот счет необходимые себе товары и инвентарь. Одновременно подтверждалось провозглашенное еще в 1917 г. право каждого земельного общества своим постановлением избрать любую форму землепользования: товарищескую, общинную, отрубную, хуторскую или смешанную и обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции. 3)Промышленность: Стимулируется развитие кооперации. По условиям хозяйственной деятельности (цены, кредит, налоги, товаро-снабжение и т.п.) кооперация была поставлена в более выгодное положение, чем частный капитал. В конце 1923 - начале Меры по развитию промышленности намечались в условиях крайнего недостатка государственных ресурсов. Произошла денационализация. Мелкие предприятия возвращались к прежним хозяевам. Крупные и важные предприятия должны действовать на основе хозрасчета. Другие предприятия, которые
государство не могло обеспечить за свой счет, сдавались в аренду (в концессию) иностранным компаниям и предпринимателям. 4)Банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизный и др.). Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка. 5)Денежная реформа: В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта - червонец. Червонец обеспечивался золотом. Червонец стремительно вытеснял из обращения совзнаки. Были выпушены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. Сущность НЭПа: (Была непонята многими даже партийными членами, они не верили в построение социализма на путях НЭПа). С введением НЭПа появляется мелкий собственник, который грозит перерасти в крупного и реставрировать старые порядки. Мелкий собственник освоил 90% всего потребительского рынка. Ленин понимал всю сложность НЭПа на практике, но другого пути не было, он рассматривал НЭП как обходной путь к социализму. Чтобы не допустить перерастания мелкого собственника в крупнного: 1. государство должно сосредоточить в своих руках все командные высоты в экономике: монополию на внишнюю и внутркнюю торговлю, иметь приоритетное право на закупку и продажу важных стратегических товаров. 2. недопущение непманов к полит. управлению страной ч/з отстранение их от участия в выборах. Идеологическое ограничение непманов. НЭП осуществлялся крайне противоречиво: неэквивалентный обмен м/у городом и деревней – вызывало недовольство крестьян, грозило выступлениями против власти. Большевики искали опору в деревне : бедняки, середняки; кулачество ограничивалось. Уравнительный передел земли привел к проблемме крестьянских хозяиств, сокращение поставок хлеба на рынок. Пика своего НЭП достиг к 25 году, когда зерна было произведено на 21% больше чем в 13 году. Процесс свертывания нэпа НЭП к 21 году достиг пика, но были исчерпаны все возможности и государство должно было поддержать крестьян