Файл: Методические указания по прохождению учебной практики обучающихся агротехнического колледжа специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени В.Р. ФИЛИППОВА»
Агротехнический колледж
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Д.Ц. Бутуханова
М.У. Базарова
Н.Г. Гомбоева
А.М. Батомункоева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для прохождения учебной практики по профессиональным модулям:
ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
ПМ 02. Введение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации для обучающихся специальности 38.02.01 –
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Улан-Удэ,
2017

2
УДК 657.222 (76.6)
Б 173
Утверждено к печати методическим советом ФГБОУ ВО
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Рецензент:
Бадлуева И.В. – к.э.н. к.э.н., доцент кафедры «Статистики и экономического анализа» ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова»
Бутуханова Д.Ц., Базарова М.У., Гомбоева Н.Г., Батомункоева А.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по прохождению учебной практики обучающихся агротехнического колледжа специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) / Учебно- методическое издание. – Улан-Удэ: Издательство ФГБОУ ВО
«БГСХА имени В.Р. Филиппова», 2017. – с.46
Методические указания содержат цели и задачи учебной практики; основные нормативные документы, регулирующие порядок заполнения первичных документов; основные требования к заполнению первичных документов; перечень унифицированных форм первичной учетной документации; тематический план учебной практики; методические указания по заполнению форм первичной учетной документации.
УДК 657.222 (76.6)

Д.Ц. Бутуханова, М.У. Базарова, Н.Г. Гомбоева, А.М. Батомункоева, 2017

ФГБОУ ВО БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2017

3
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации ПМ 02.
Введение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
Методические указания по прохождению учебной практики по дисциплине «Первичная документация» разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
ППССЗ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
(по отраслям)
• Рабочий учебный план по направлению СПО по специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
• Приказ Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер».
Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения; овладение трудовой функции «Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта» (5 квалификационный уровень) профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014
№ 1061н.
Основными задачами учебной практики являются:
• приобретение умений и навыков самоорганизации и самообразования, самостоятельной работы с первичными учетными документами;
• приобретение и развитие способности по организации первичного учета на основе информационной и библиографической культуры с


4 применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
• приобретение умений и навыков осуществлять сбор, анализ и обработку первичных учетных данных в соответствии с требованиями законодательства, нормативных актов в части оформления фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами.
Прохождение учебной практики направлено на формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций обучающегося:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
(ПК-5);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7).
В результате прохождения учебной практики в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер» обучающиеся должны:
Знать:

5
- основы законодательства РФ о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле,
Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);
- практику применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов;
- внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичной учетной документов;
- основы информатики и вычислительной техники.
Уметь:
- составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
- комплексно проверять первичные учетные документы;
- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
- обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.
Владеть навыками:
- составления (оформления) первичных учетных документов;
- приема первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
- проверки первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
- подготовки первичных учетных документов для передачи их в архив;
- изготовления копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ.


6
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом, утвержденными методическими указаниями и завершается составлением отчета по практике. Обучающиеся ежедневно ведут дневник учебной практики установленной формы, в котором записывают объем выполненной работы. В конце практики дневник представляется руководителю практики (главному бухгалтеру) для проверки и подписи.
Учебно-методическое руководство учебной практикой осуществляет кафедра бухгалтерского учета и аудита.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Все факты хозяйственной жизни организации должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документы в системе бухгалтерского учета имеют практическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организационно-управленческое и экономическое значение.
Практическое значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия.
Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей.
Юридическое значение документов состоит в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции.
Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности осуществленных операций.

7
Организационно-управленческое значение документов заключается в том, что они являются основным поставщиком оперативной информацией для принятия организационных и управленческих решений, регулирования технологических процессов с целью повышения эффективности производства.
Экономическое значение документов состоит в том, что они позволяют укреплять хозяйственный расчет в организации и в ее подразделениях.
Данные первичных документов используются для определения экономических и производственных показателей.
Основные требования и порядок ведения первичной учетной документации регламентируется следующими нормативными документами:
• Налоговый кодекс РФ, глава 25 «Налог на прибыль» от 05.08.2000 № 117-ФЗ
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
• Постановление Правительства РФ «О первичных учетных документах» от 08.07.1997 № 835
• Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» от
24.03.1999 № 20
• Постановление Госстандарта РФ «ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации» от 30.12.1993 № 299
• Приказ Минфина СССР « Положение о документах и документообороте» от 29.07.1983 № 105
• Письмо ФНС РФ «О порядке применения унифицированных первичных документов при оформлении конкретных хозяйственных ситуаций» от 20.05.2009 № ВЕ-17-3/96@.
На основании вышеуказанных нормативных документов обучающийся должен изучить основные требования к оформлению первичных учетных документов.


8
Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменено обязательное применение при оформлении фактов хозяйственной жизни унифицированных форм первичных документов. С
2013 года экономические субъекты могут самостоятельно разрабатывать формы первичных документов, которые должны быть утверждены руководителем экономического субъекта.
Первичные документы принимаются к учету при наличии следующих обязательных реквизитов.
Наименование документа. В наименовании заключается содержание факта хозяйственной жизни, который подлежит отражению в учете и бухгалтер организации не должен принимать к учету документы с нечетким наименованием либо вовсе без наименования, а также сам составлять подобные документы. Унифицированные формы первичных учетных документов содержат «Код формы», представляющий собой семизначный номер документа по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности, который печатается в правом верхнем углу документа. В самостоятельно разработанном документе может не содержаться реквизита
«Код формы», однако, в случае обработки документа с помощью средств вычислительной техники, наличие данного реквизита необходимо и система кодировки разрабатывается организацией самостоятельно.
Дата составления документа. Этот реквизит позволяет определить конкретную дату совершения факта хозяйственной жизни, указанной в наименовании документа или в самом документе. Дата оформляется арабскими цифрами следующим образом: в начале указываются день и месяц, представленные двумя парами цифр, разделенными точкой, затем четырьмя цифрами указывается год, например дата 4 апреля 2016 года будет записана следующим образом: 04.04.2016.
Наименование экономического субъекта, составившего документ
(организации), от имени которого составлен документ, что позволяет определить принадлежность документа конкретной организации.

9
Содержание факта хозяйственной жизни, вытекающее из названия документа, например, накладной на внутреннее перемещение материалов оформляется только передача товарно-материальных ценностей из одного структурного подразделения организации в другое и данным документом нельзя оформить никакой другой факт хозяйственной жизни.
Величина натурального и (или) денежного измерения факта
хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. В учете применяется натуральные, трудовые и денежные измерители. С помощью натуральных измерителей получают сведения об объектах учета в натуральных показателях, таких как меры длины, веса, площади, объема и других. С помощью трудовых измерителей устанавливается количество труда, затраченного на производство продукции, работ и услуг; определяются такие показатели, как производительность труда, выполнение норм выработки; начисляется заработная плата. Денежный измеритель является обобщающим, в нем выражаются все показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших)
сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее
оформления, а также за правильность оформления свершившегося
события. Как правило, конкретный работник организации совершает тот или иной факт хозяйственной жизни на основании установленной должностной инструкции и указания должности лица, совершившего операцию, служит для контроля над правомерностью совершения факта.
Подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных
реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. В расшифровке подписи вначале следует ставить инициалы, и лишь затем фамилию, например: И.С.Петров. Если отсутствует лицо, подпись которого должна стоять в документе, вместо него документ может подписать его заместитель либо лицо, исполняющее обязанности отсутствующего лица, при этом нельзя подписывать документы с проставлением косой черты перед наименованием


10 должности. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Следует также обратить внимание, что в первичных учетных документах не допускается факсимильное воспроизведение подписи лиц, ответственных за правильность оформление документов и совершение факта хозяйственной жизни.
Помимо обязательных реквизитов в документ могут быть введены дополнительные реквизиты, не являющиеся обязательными, такие как номер документа, адрес организации, основание совершения факта хозяйственной жизни и другие.
Самостоятельно созданные документы должны достоверно описывать факты хозяйственной жизни, обеспечивать пользователей необходимой и достоверной информацией, должны быть удобны для обработки и хранения и не должны дублировать другие первичные документы.
Руководителем организации, по согласованию с главным бухгалтером, должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, при этом документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения факта хозяйственной жизни. Если же составить документ сразу невозможно, его следует составить непосредственно после завершения факта хозяйственной жизни.

11
В пункте 2.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.06.1983 № 105 содержатся требования о том, что записи в первичных учетных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, которые бы обеспечивали сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записи простой карандаш.
Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете, обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичный учетный документ считается окончательно оформленным только в том случае, если он составлен по установленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строки прочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.
Учебная практика осуществляется в соответствии с тематическим планом:
Темы программы практики
Час.
Порядок заполнения первичных документов по кассовым операциям
12
Порядок заполнения первичных документов по банковским операциям
12
Порядок заполнения первичных документов по учету материально- производственных запасов и готовой продукции
16
Порядок заполнения первичных документов по учету животных на выращивании и откорме
16
Порядок заполнения первичных документов по учету основных средств
12
Порядок заполнения первичных документов по учету расчетов с подотчетными лицами
14
Порядок заполнения первичных документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда
16
ИТОГО
98
Для выполнения программы практики обучающийся должен использовать следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
Номер формы
Наименование формы