Файл: Финансовые услуги, инструменты сбережения и инвестирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

  1. Теория и практика гражданского общества.

    1. Понятие «гражданское общество» и его историческое развитие.

Термин "гражданское общество" имеет глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним "политического общества" и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса. В средневековье одной из предпосылок развития представлений о

наличие определенного независимого от властителей поля человеческого существования, было связано с западной, католической религией. Как отмечает в своей работе "Гражданское общество: религиозное измерение проблемы" Е.Рашковский, сама католическая ортодоксия, объективно полагая границы властолюбивым и честолюбивым притязаниям своих же членов и настаивая на примате их доброй воли, очерчивает некое поле свободы для гражданского общества.

На рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона, а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, обсуждая этот тип общества, Кант писал о нем, как об обществе, в котором "свобода в рамках существующих законов сочетается с максимально возможным развитием несдерживаемых ничем усилий, тенденций, иными словами, общества с полностью гражданским устройством". Дальнейшее развитие понятие "гражданского общества" нашло в работах Гегеля. Гражданское общество, считал Гегель, выступает "не как атомистически распавшееся на единичные лица и собравшееся на мгновение только для единичного временного акта без дальнейшей связи, а как расчлененное на уже раньше конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую связь". Карл Маркс рассматривал гражданское общество как "определенный общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов", либо как совокупность производственных отношений. Следуя этой логике, он утверждал, что "анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии". Ленин, следуя логике Маркса, отказался даже от самого термина «гражданское общество», а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках "марксистско-ленинской философии", отказывавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее существование вместе с классовым государством. В настоящее время не существует единого, общепринятого определения гражданского общества. С одной стороны, под гражданским обществом многие понимают такой социальный порядок, такое общественное устройство, которое является благоприятным для развития человеческой личности и самодеятельных общественных ассоциаций. В рамках такого подхода современное гражданское общество, помимо населения и составляемых им разнообразных социальных групп, будет включать государственные органы власти и соответствующие организации, сектор, нацеленный на производство прибыли (прибыльный сектор) и сектор, целью которого не является производство прибыли (неприбыльный сектор, третий сектор), причем между этими тремя секторам не существует жестких границ.


    1. Индексы развития гражданского общества.

Измерение уровней развития гражданского общества является важным направлением эмпирических исследований. В современной на­уке используется множество различных показателей — индексов, поз­воляющих осуществить классификацию стран или отдельных регионов по уровню развития гражданского общества и критериям их демок­ратичности. Индикатор — это «фрагмент информации (о сложной системе), позволяющий судить о состоянии системы в целом». Динамика любого индикатора нуждается в объяс­нении, интерпретации. Тем не менее, для того, чтобы оценить ситуа­цию «одним взглядом», индикаторы очень полезны.

Индексы охватывают различные аспекты организации граждан­ского общества: качество жизни, состояние самочувствия населения, уровень свободы, степень его влияния на политику, мера гражданско­го доверия к основным политическим институтам, активность обще­ственного сектора, уровень политического и гражданского участия, степень политической конкурентности и т. д.

Эмпирической базой для расчета индексов чаще всего служат дан­ные периодических опросов населения по репрезентативной выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию) или данные экспертных опросов.

«Индекс гражданского общества» (CIVICUS Civil Society Index).

Весной 2005 года в России стал реализовываться проект органи­зации «Всемирный альянс за гражданское участие» «Индекс граждан­ского общества» (CIVICUS Civil Society Index). Проект нацелен на профессиональное исследование организаций гражданского общества и стимулирование гражданской активности. Индекс будет отражать состояние четырех измерений гражданского общества: структуры гражданского общества, внешней среды, в которой существует и ра­ботает гражданское общество, ценностей, которых придерживаются и которые защищают организации гражданского общества, и влияние, которое оказывают организации гражданского общества.

Первое измерение включает в себя такие параметры, как величина и активность негосударственного общественного сектора в стране, его составные части, порядок их взаимодействия друг с другом, ресурсы, которыми располагают институты гражданского общества.

Второе измерение включает в себя такие параметры, как ценности, нормы и отношения, которые представляют и пропагандируют инс­титуты гражданского общества, степень консенсуса или разногласий между ними.



Третье измерение касается оценки правовых, политических и со­циокультурных условий функционирования и развития гражданского общества, порядка его взаимодействия с государством, сферой бизне­са, международными неправительственными организациями.

Четвертое измерение относится к оценке реального влияния граж­данского общества на решение конкретных социально-экономических и политических проблем.

Для каждого из этих параметров разработаны особые индикато­ры. Некоторые из них являются универсальными, применение других предполагает специфический социальный и культурный контекст.

Изучение Индекса развития гражданского общества — это новая международная программа, позволяющая странам регулярно сверять состояние гражданского общества с международными стандартами и на этой основе разрабатывать пути его развития. В конечном сче­те, Индекс развития гражданского общества — это средство оценки, выработки на этой основе целей и программы укрепления и развития гражданского общества.

Другим индикатором развития гражданского общества служит Индекс устойчивости НКО.

Индекс устойчивости НКО, разработанный организацией Freedom House (www. freedomhouse. org), отражает степень развитости в иссле­дуемой стране некоммерческого или неправительственного сектора.

Индекс устойчивости неправительственных организаций — инс­трумент сравнительной оценки уровня развития гражданского обще­ства, включающий 7 групп показателей: организационный потенциал, финансовые возможности, правозащитная деятельность (возможнос­ти продвижения общественных интересов), предоставление услуг, ин­фраструктура и образ в глазах общественности. Измеряется по шкале от 1 до 7 (1 — лучшее, 7 — худшее значение). Показатели от 1 до 3 уве­личивают устойчивость НКО, 4 — среднее, можно сказать, нейтраль­ное значение, и от 5 до 7 — препятствуют устойчивости и развитию НКО.

Динамика российского индекса в последние годы такова: 2000 г. — 4,3; 2001 г. — 4,3; 2002 г. — 4,0; 2003 г. — 4,4; 2004 г. — 4,2.

По данным международного исследования «Индекс устойчивости неправительственных организаций», в последние годы значение этого индекса ухудшается. По сравнению с 2002 г., в 2003 г. ухудшение произошло по всем группам показателей, кроме финансовой жизнеспособности (последнее положительно характеризует отечест­венный бизнес, гораздо активнее, чем бизнес Восточной и Центральной Европы и СНГ, финансирующий некоммерческие организации). Рос­сийская Федерация демонстрирует негативную динамику и в межстрановом сопоставлении. В 1997 г. по уровню развития гражданского обще­ства она опережала большинство стран постсоветского пространства, за исключением Венгрии, Польши и Словакии. Сегодня Россия находится среди таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения.


Проблемы гражданского общества в российском обществе носят комплексный характер. Это и ограниченный характер поддержки со стороны населения, и трудности взаимодействия с властью, и финан­совая неустойчивость, и отсутствие критической массы организаций с прозрачной системой управления, действительно подотчетных ши­рокой общественности, и отсутствие инфраструктуры в виде отечест­венных фондов и системы специализированного образования и повы­шения квалификации. Большинство из этих проблем в той или иной мере обусловлены «примитивным, архаичным, неясным законодатель­ством», создающим «жестко ограничивающую деятельность, недоб­рожелательную среду» для развития инициатив снизу. Особенно зна­чимую лепту в проблемы вносит налоговое законодательство.

В отечественной социологии для оценки развития гражданского общества используют и иные показатели, например, индексы обще­ственных настроений, которые регулярно измеряются ВЦИОМ. Эмпи­рической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 областях, краях и республиках России в 100 насе­ленных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

Заключение.

В настоящее время не существует единой общепринятой стороны изучения гражданского общества и его связи с волонтерской деятельностью. В моей работе были рассмотрены такие понятия как волонтер, волонтерство. Таким образом, волонтерство - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Это течение зародилось достаточно давно, однако понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться лишь с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы). Термин "гражданское общество" имеет глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним "политического общества" и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса. Развитие волонтерства непосредственно связано с развитием гражданского общества. Показатели развития некоммерческих организаций служат индексом развития гражданского общества.


Список используемых источников:

  1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  2. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования.- 2006, № 5, с.15-22.

  3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтерского движения». - http://www.inpgo.ru

  4. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления для дальнейших исследований.// Полис, 1995

  5. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. — М.:РОССПЭН, 2000. — 389 с.

  6. Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С. 195-218.