Файл: амзина Б. М. Учитель русского языка и литературы Современные стратегии работы с учебным текстом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Название стратегии обозначено латинскими буквами, где G — Gist – аннотация текста, S — Summare – сумма содержания текста, котррая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста
Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Ход работы:
-
Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста) -
. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку. -
Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. 2. 3. 4. | | |
Аннотация (о чем?) | Краткий пересказ / реферат (что говорится?) | Пересказ |
4. Составление трех вариантов текста.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).
В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.
Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа.
Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.
Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов.
СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
Приведем примеры послетекстовых стратегий
1. Отношения между вопросом и ответом
Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.
Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).
В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос.
2. Кубик (ромашка) Блума
Замечательный американский педагог Бенджамин Блум известен как автор известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких стратегий педагогической техники, одна из которых - «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: : «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на уровеньрепродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос «Объясни…»ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Возможны два режима использования данного приёма.
-
Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту. -
Ученики формулируют вопросы.
3. Работа с выводами.
- Раскрыть один из выводов
- Сформулировать собственную систему выводов?
- Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?
- В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.
Это только некоторые из стратегий работы с текстом на разных этапах.
ПАМЯТКА (примерная)
«Подготовка урока с использованием учебно-научного текста в режиме технологии продуктивного чтения»
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст целиком, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).
2. Прочитайте текст, выделите в нём три уровня информации:
- фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
- подтекстовую (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»); Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.
- концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или развития умений;
- какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – выполнение, например, продуктивного задания к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения
с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чём будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание!!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, не рекомендуется использовать однотипные вопросы.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно переходящим в собственно чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста вслух:
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов;
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
В – вопрос к автору текста или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
О – предложение ученикам спрогнозировать свой ответ на возникший вопрос к автору.
П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
-
Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения - вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы) или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту …
Ресурсы
-
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / /school2100/nashi_tehnologii/ -
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007. -
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010 -
Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // /files/File/smetannikova%281%29.pdf -
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011. -
Стратегии чтения // /strategii-chteniya/index.html