Файл: Литература, используемая при проведении занятия Учебное пособие Первичные средства тушения пожара.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник ПСЧ-264 С.В. Поздняков.
«___»_____________20___г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для проведения занятий с личным составом дежурных караулов.
Тема № 11 « Первичные средства тушения пожара. Определение. Типы первичных средств пожаротушения. Огнетушители. Виды, типы и классы огнетушителей.»
Вид занятия: теоретическое Отводимое время: 45 мин.
Цель занятия: Изучить виды первичных средств тушения пожара
-
Литература, используемая при проведении занятия:
Учебное пособие: Первичные средства тушения пожара
2. Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. | Вводная часть | 5мин | Построение, краткое объяснение содержания, цели занятия и правил техники безопасности |
2. | Основная часть | 35 мин | В первоначальной стадии возникновения пожара важно грамотно и быстро воспользоваться подручными средствами для ликвидации огня. Даже если огонь не удастся полностью затушить, применение первичных средств тушения огня позволит локализовать пламя на ограниченной площади. Но следует помнить, что эти средства эффективны только в начальный период возгорания, дальнейшее пользование ими может привести к опасным последствиям. И тогда следует прибегать только к помощи профессионалов. Перечень подручных средств тушения огня К первичным средствам пожаротушения относят передвижные и переносные огнетушители, покрывала, изготовленные из натуральных тканей. В качестве материала для покрывал можно использовать войлок, кошму, асбестовое полотно. Помимо песка, в ящик можно насыпать другой порошок: например, перлит или же просто землю. Обычно ящики с песком размещают вблизи мест, где возможен разлив горючих жидкостей. Огнетушители размещать можно в шкафах или тумбах, которые должны быть четко классифицированы по типу и внешнему виду для быстрого доступа персонала к ним. Огнетушители, которые имеют дефекты и непригодны к использованию, должны быть немедленно заменены исправными. Первичные средства пожаротушения разрешается использовать при ликвидации последствий техногенных и природных катастроф. Выбор огнетушителя применительно к типу объекта Тип и площадь помещения или объекта определяют, какие виды огнетушителей, являющиеся первичными средствами тушения огня, можно на них использовать. Переносные имеют массу не выше 20 кг, передвижные устанавливают на специальные тележки, поскольку они могут иметь несколько емкостей с огнетушительными веществами. Согласно типу применяемого огнетушащего вещества есть водные, порошковые и пенные огнетушители. Пенные огнетушители подразделяются на воздушно- и химическо-пенные. Также используют газовые огнетушители, которые подразделяются на углекислотные, хладоновые и комбинированные. Исходя из типа вытеснения огнетушащего вещества, огнетушители классифицируются по нескольким типам: закачные, оснащенные баллоном сжиженного либо сжатого газа, с газогенерирующим и термическим элементом, с инжектором. По типу рабочего давления есть огнетушители низкого (2,5 МПа) и высокого (свыше 2,5 МПа) давления. Комплектация огнетушителейпо типам тушения веществ различна: для тушения горючих веществ, находящихся в твердой форме (класс А); воспламеняющихся жидкостей (класс В), газов, способных к горению (класс С), металлов и веществ, содержащих металлы (класс Д), электроустановок (класс Е). Есть огнетушители комбинированного многофункционального действия, заряжаемые и однократного применения. Огнетушащий порошок может относиться к типу АВСЕ (активным компонентом являются фосфорно-аммонийные соли), ВСЕ (основные вещества – бикарбонат натрия или калия, сульфат или хлорид калия, сплав мочевины с солями угольной кислоты), для тушения пожара, относящегося к классу Д (графит, хлорид калия). В газовых огнетушителях негорючий газ является рабочим веществом (в основном углекислый) или же наполнять могут галоидоуглеводородными соединениями типа хладона, бромэтила. Наибольшей популярностью пользуется углекислотный огнетушитель. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР), для удобства предлагаю использовать калькулятор огнетушителей расположенный на главной странице нашего сайта www.pojarunet.ru. Требуемое количество пожарных щитов для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением N 5 ППР, а их комплектация немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем осуществляется согласно приложению N 6 ППР. При обеспечении объектов первичными средствами пожаротушения необходимо руководствоваться требованиями главы XIX ППР. При выборе типа огнетушителей необходимо исходить не только с позиций эффективности но и экономической целесообразности в рубрике "экономика ПБ" попробуем разобраться как найти золотую середину между эффективностью и стоимостью, предлагаемых сегодня на рынке противопожарной продукции, огнетушителей. Основные области применения первичных средств тушения огня Наиболее простым и экономичным средством для тушения огня является вода. Она не только гасит огонь в очаге возгорания, но и увлажняет поверхности других предметов, препятствуя, таким образом, их воспламенению. Главной функциональной способностью воды является охлаждение горящей поверхности. Но при тушении источника возгорания электросетей применять ее категорически запрещается, так как она может вызвать короткое замыкание. Если есть возможность обесточивания сети, воду также можно использовать для тушения огня на загоревшихся линиях электропередачи и оборудовании, работающем от электросети. Водой также не тушат бензин, керосин, масла и другие горючие вещества, которые имеют меньший удельный вес, чем вода ввиду того, что они всплывают вверх и, продолжая гореть, увеличивают площадь очага горения. Поэтому для тушения данных горючих веществ необходимо использовать плотные ткани, материалы, изготовленные из шерсти, пальто, которые следует смочить водой. Также можно воспользоваться землей, песком или содой, если нет огнетушителя. Песок и землю применять следует, рассыпая по кромке пожара, создавая барьер для продвижения горючего вещества и перемещения огня. Песок или землю переносить можно не только лопатой или совком, но, при их отсутствии, сковородой, ковшом, противнем, куском фанеры или любым другим предметом, которым можно их набрать. В качестве эффективного первичного средства для тушения огня очень эффективна кошма, которая изолирует поступление воздуха к месту горения. Для тушения огня запрещается использовать ткани, изготовленные из синтетики, поскольку они имеют низкую температуру возгорания и выделяют токсичные продукты горения. Также огонь тушат брезентом, грубошерстной тканью, любым несинтетическим материалом. Размеры кошмы, асбестового полотна, войлока и прочих тканей должен быть не менее 1 кв. м. Ими можно тушить огонь на площадях, в два раза меньших размеров покрывала. Размер тканей можно увеличивать в 1,5 – 2 раза. Хранят ткани в водонепроницаемых упаковках, ежеквартально извлекая, просушивая их и освобождая от пыли. Пожарный кран, расположенный внутри здания, позволяет затушить все источники возгорания, за исключением электросетей и электроприборов. Пожарный кран размещают в шкафчике, оборудуют его пожарным рукавом и стволом, чтобы в случае возгорания соединить все части, подсоединить к крану и начать тушение огня. Его эксплуатацию лучше осуществлять вдвоем: один человек подводит рукав в очагу возгорания, второй делает пуск воды,ю поворачивая вентиль крана сильным движением. Пожарные краны можно использовать только при пожарах и тренировочных занятиях персонала. Кран размещают на высоте 1,35 м от пола, осмотр кранов осуществляют 2 раза в год, в том числе с запуском воды – не менее раза в год. Ствол, рукав и кран должны быть соединены. Смотка пожарного рукава производится не реже 1 раза в полгода. Размещение и использование Все первичные средства пожаротушения должны быть размещены под специальным знаком, иметь соответствующее цветовое обозначение и буквенную символику. Во всех объектах на видном месте должен быть прикреплен пожарный щит. На нем размещают огнетушители, ведра, топоры, багры, ломы. Непосредственно возле щита должен стоять ящик вместимостью от 0,5 до 3 кв. м., наполненный песком, или большая емкость (бочка, к примеру) с водой, имеющая объем 200 – 250 л. Ящик с песком обязательно комплектуется совковой лопатой. Пожарный щит, на котором размещены первичные средства пожаротушения, обязателен на объектах, не имеющих внутреннего противопожарного водопровода и установок пожаротушения, работающих в автоматическом режиме, а также в случае удаления объекта на расстояние свыше 100 м от наружных источников воды, которые можно использовать для пожаротушения. На пожарном щите можно разместить и закрепить багры, вилы, крюки, ручной насос, метлу, топор и прочие предметы, которыми можно предотвратить распространение огня. Пломбы и замки на пожарных щитах должны открываться с минимальными временными затратами. На щитах следует таким образом прикрепить пожарный инвентарь, чтобы можно было их снять быстро и без использования специальных средств или инструментов. Эффективное и быстрое использование первичных средств пожаротушения позволяет свести до минимума материальные убытки от возгорания. Поэтому их наличие и комплектация должны соответствовать нормам пожарной безопасности. Персонал должен уметь использовать имеющиеся подручные средства, чтобы локализовать площадь возгорания или потушить огонь. Но это не исключает вызов профессиональной пожарной охраны, поскольку могут быть скрытые очаги возгорания. Поэтому в любом случае возгорания следует вызвать пожарную бригаду. |
3. | Заключительная часть | 5мин | Опрос по теме, подведение итогов занятия, ответы на интересующие вопросы |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: ручка, тетрадь
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: повторить пройденный материал
Руководитель занятия ______________ __________________
ФИО дата подпись
Руководитель занятия ______________ __________________
ФИО дата подпись
Руководитель занятия ______________ __________________
ФИО дата подпись
Руководитель занятия ______________ __________________
ФИО дата подпись