Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 117.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117»

Тихонова М.В. учитель музыки

Чекушина А.Г. учитель ИЗО, технологии

Развитие творческих способностей школьников в условиях ФГОС



В современной педагогической науке и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция рассмотрения процесса обучения и внеурочной воспитательной работы как единого педагогического процесса.
1. Учет возрастных и индивидуальных, личностных различий
2. Систематичности
3. Связи теории с практикой
4. Сознательности и активности
5. Наглядности
6. Доступности

Впервые эти принципы охарактеризовал Я.А.Коменский в середине XVII в. Свою Дидактику основоположник педагогики определял как «универсальное искусство учить всех всему, или верный ... способ создавать... такие школы, в которых бы все юношество... можно обучать наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Обучение и учение, по Коменскому, это не только освоение наук, но и воспитание нравственности, и развитие творческих способностей учащихся. Обучение искусствам - это лишь первые опыты. Настоящая же работа - «... в изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными... Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей».
Развлекательные ( ВНЕУРОЧНЫЕ) формы воспитания (если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

В современных условиях более существенное внимание учителя, чем в недалеком прошлом, привлекает личность, индивидуальность. Понятия «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученика» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа освоения содержания образования и формирования определенных черт характера.

В связи с введением ФГОС внеурочная, а раньше внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности – изобразительной, вокальной, театральной.
Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, как будто оно возникло по их инициативе.
Наиболее распространено следующее деление форм внеурочной работы:

индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных

учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов,

номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов, рисунков к выставкам, поделок.

Это позволяет каждому найти своё место в общем деле и требует от учителей знание индивидуальных особенностей учащихся путём мониторинга.
Кружковая внеурочная работа способствует выявлению и развитию интересов и

творческих способностей в определённой области искусства.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее

распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих

учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое

эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие

возможности активизации учащихся.
Любая форма внеурочной деятельности должна быть наполнена полезным содержанием.

Характерной особенностью работы является то, что в ней наиболее

полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные

учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных

способов реализации воспитательных функций коллектива.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей,

детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

Внедрению ФГОС предшествовала большая работа. Был проведён мониторинг детей и родителей. Его результаты показали что большинство родителей хотят развивать у своих детей творческие способности в разных областях искусства.

В 2008 учебном году один 1 класс стал творческим. Помимо основной учебной была введена проектная деятельность на уроках технологии, вокальная – хор «Весёлые нотки», театральный калейдоскоп.

Эта работа продолжалась в течении всех 4 лет обучения в начальной школе и показала замечательные результаты. На многочисленных выставках, конкурсах эти дети занимали только призовые места.

Эта работа получила продолжение в ходе эксперимента на базе 1г класса в 2009учебном году.
Ученые и методисты XX века (А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания

По словам педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки и рисунка.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей . Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.
Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества.


В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Умение слушать и воспринимать другого человека реализуется через концерты, выставки. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.
В своей работе мы делаем акцент именно на театрализованную, концертную деятельность и формы художественных выставок, которые имеют особую социально-эмоциональную значимость. Это связано с тем, что художественная деятельность сопровождается атмосферой праздника, торжественностью и красотой , и делает жизнь ребёнка ярче, вносит в неё разнообразие и радость. У детей появляется возможность выступать со сцены в роли артиста, певца, художника, и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Участвуя в спектаклях, концертах, выставках ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление. Во время организации выставок, спектаклей, концертов дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. Радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение, вдохновляя ребят на дальнейшее творчество.