Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права Вариант 2 Выполнил Обучающийся 1 курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №2

Выполнил:

Обучающийся 1 курса гр. СПД - 111

заочной формы обучения

Ибрагимов Роберт Низамиевич

Дата выполнения:24.04.2023



Казань 2023

Оглавление

1. Акты правоприменения и толкования права: понятие, виды, соотношение.

2. Содержание правового отношения.

3. Собрание законодательства РФ может включать международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ. Можно ли отнести Собрание законодательства РФ к тому или иному виду систематизации законодательства, и если да, то к какому виду? Дайте письменный ответ на поставленный вопрос и обоснуйте его.

4. Список использованной литературы.

1. Акты правоприменения и толкования права: понятие, виды, соотношение.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на 4 группы:

а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;

б) правоприменительные акты;

в) правотолкующие (интерпритационные) акты;

г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное знание состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И, хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкующими актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика - без них
этот механизм был бы существенно ослаблен, а отдельных случаях оказался бы искаженным, так как если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это является нарушением законности в правоприменительной деятельности. Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

Интерпритационные акты, как виды правовых актов, имеют свои особенности, которые заключаются в следующем:

  • они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

  • они не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих правовых норм; не являются источником и формой права;

  • не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой юридической нормы;

  • Содержат указания ан то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

  • Носят подзаконный, но обязательный характер, обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно властных полномочий;

  • адресуются, как правило, к должностным лицам и органами, применяющим право, а не субъектами, действия которых регламентируются нормой права;

Их цель - толковать, разъяснять право.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

Акт толкования - это официально юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По внешней форме они могут быть письменные и устные.

Письменные акты толкования имеют 

внутреннюю и внешнюю структуру, реквизиты, кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, портативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут иметь форму указов, приказов, постановлений, инструкций.

2. По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования.

Акт нормативного толкования распространяют свои действия на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение, когда используется толкуемая норма. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Такими актами являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда и акты разъяснения Конституционного Суда.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Такими актами являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

В теории права акты нормативного толкования рассматриваются как правоположения, акты казуального разъяснения - как прецеденты толкования. Правоположения имеют уточняющий характер, прецеденты толкования служат в качестве образца при разъяснении аналогичных дел.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего.

По видам государственных органов интерпретационные акты можно классифицировать на:

акты законодательных (представительных) органов;

акты исполнительных органов;

акты судебных приставов;

акты органов прокуратуры;

и т.д.

4. В зависимости от субъекта, издавшего акты толкования, ониподразделяются нааутентичные и легальные.

Если акт принимает и толкует один и тот же субъект (например, Государственная Дума), то это аутентичное (авторское) толкование.

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальное толкование.

5. По юридической силе
 различают акты официального и неофициального толкования.

Акты официального толкования это акты, издаваемые компетентными государственными органами. К ним относятся указы, разъяснения, постановления государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии кодексов и другие акты доктринального толкования. Все виды неофициального толкования не имеют юридической силы, их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

6. По юридической природе выделяются акты правотворчества и акты правоприменения.

Акты правотворчества - это правовые акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Такими являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные акты.

Акты правоприменения - это правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных актов.

7. Также интепретационные акты можно квалифицировать по отраслям праваконституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и другие.

2. Содержание правового отношения.

Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности - правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять.


Структура субъективного права. Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя, как минимум, четыре элемента:

возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия;

возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право на чужие действия;

возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности ;

возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иначе говоря, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило - первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае перед нами не субъективное право, а простая дозволенность , которая вытекает из действующего в обществе правопорядка по принципу: “что не запрещено, то разрешено”.

Таких дозволений в повседневной жизни - бесчисленное множество. Никому, например, не возбраняется ходить на прогулки, любоваться природой, купаться в море, слушать музыку, заниматься спортом, ездить на автомобиле и т.д., но все это не субъективные права, и они не составляют содержания правоотношений.

Каждая из дробных составных частей субъективного права именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах - до пяти - семи. Например, право на свободу слова включает в себя возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права (являясь как бы его обратной стороной) и тоже включает в себя четыре компонента: