Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права Вариант 2 Выполнил Обучающийся 1 курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она - гарант их осуществления. Субъективное право - право субъекта правоотношения. Эпитет “субъективное” отражает здесь, во-первых, принадлежность права субъекту и, во-вторых, зависимость его от субъекта.

В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности - это своего рода отдельные долженствования - на подобие правомочий в субъективном праве.

Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и. должные, то есть предусмотренные законом. Они выражают состояния связанности.

Большинство правоотношений по своей юридической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанности (например, в договоре купли-продажи, подряда, аренды, поставки, трудовом соглашении и т.д.), где стороны взаимно управомочены и правообязаны, их права и обязанности обеспечиваются и реализуются друг через друга. Такая корреляция заложена уже в правовой норме, которая носит предоставительно-обязывающий характер.

При этом заметим, что в специальной литературе структура юридической обязанности долгое время не раскрывалась - внимание концентрировалось главным образом на структуре субъективного права. Однако, как показано выше, субъективное право и юридическая обязанность - это парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретных правоотношений строго соответствуют друг другу.

3. Собрание законодательства РФ может включать международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ. Можно ли отнести Собрание законодательства РФ к тому или иному виду систематизации законодательства, и если да, то к какому виду? Дайте письменный ответ на поставленный вопрос и обоснуйте его.


Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упоря­дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях.

Виды (4 вида):

1. Кодификация – способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действую­щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.

Кодификация – это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).

2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства).

3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко­декс).

2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении нескольких (двух – трёх) нормативных правовых актов, регулирующих один вид общественных отношений, в результате чего, консолидируемые акты утрачивают юридическую силу, а в продолжающем действовать нормативном правовом акте появляется, как правило, новая глава . В консолидированный акт вносятся изменения правотворческим субъектом.



Таким образом, консолидируемые акты утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и внесение изменений в НПА. Нормы включаются в консолидированный НПА. (Закон о ТСЖ отменили, а соответствующие положения включили в новый Жилищный кодекс; Закон о плате за землю отменили, а соответствующие положения включили в Налоговый кодекс)

3. Инкорпорация – способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов, любому другому критерию. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. А раз содержание НПА не затрагивается, то инкорпорацию может осуществлять любой субъект.

К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию). Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.

4. Учёт – это способ систематизации, состоящий в сборе, хранении и поддержании в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также обеспечивающий нахождение необходимой информации, взятой на учёт. В результате облегчается поиск нужных нормативных правовых актов. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники (например, Гарант и Консультант – плюс).


Можно ли отнести Собрание законодательства РФ к тому или иному виду систематизации законодательства, и если да, то к какому виду?
Ответ: Да можно отнести Собрание законодательства РФ к систематизации законодательства, а именно к официальной Инкорпорации, так как:

Инкорпорация – способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов, любому другому критерию. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. А раз содержание НПА не затрагивается, то инкорпорацию может осуществлять любой субъект.

К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

Список использованной литературы


  1. https://studfile.net/preview/4078976/page:22/Акты толкования права, их соотношение с нормативными и правоприменительными актами.

  2. https://vuzlit.com/1456538/soderzhanie_pravovyh_otnosheniy/Содержание правовых отношений.

  3. Сенин И. Н. Основы юридической техники. — Directmedia, 2017. — 174 с. — ISBN 978-5-4475-9034-5.

  4. Владимир Исаков, Владимир Толстик, Владимир Баранов, Владимир Карташов, Юрий Тихомиров. Теория государства и права 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов. — Litres, 2019. — 583 с. — ISBN 978-5-04-192142-2.

  5. Луценко Е. С. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук 1—23. Ростов-на-Дону: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т (2013).

  6. Орешкина И. Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 1—25 (2000).

  7. Михайлов О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. М.: Изд-во Рос. гос. торгово-экон. ун-та (2003).

  8. Основы теории государства и права. — 1960. — 448 с.

  9. Братусь С. Н., Самощенко И. С. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. — Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1962. — 584 с.

  10. Чечина Н. А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. — Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 108 с.

  11. https://infourok.ru/tema-sistematizaciya-zakonodatelstva-ponyatie-celi-i-vidy-5780499.html/Систематизация законодательства: понятие, цели и виды.