Файл: Социальная политика и национальная культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одной проблемой, тесно связанной с дилеммой эффективности и справедливости, является явление, отмеченное большим числом экономистов: число людей, которые могут быть отнесены к категории бедных, может быть умножено в результате усилий по борьбе с нищетой. Дело в том, что перераспределение доходов в целом сильно меняет экономическое поведение людей. Государство способно изменить правила игры, введя новую систему налогообложения, или значительно изменив уже существующую. Но никто не может сказать, что в результате этих изменений перераспределяемый национальный доход фактически перейдет от богатых к беднейшим. Это особенно трудно определить тех, кто имеет право на государственную помощь и поддержку.

Можно сделать вывод, что слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, выравниванию доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство все чаще платят неэффективно. Самое сложное в реализации социальной политики государства найти приемлемую "социальную цену", или плату за более плавное распределение доходов.

Социальная справедливость действует в определенной степени на равноправие по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Из этого следует, что любое неравенство является несправедливостью, а равенство приближается к справедливости. На современном этапе развития нарушение социальной справедливости заключается в следующем:

  • в значительном отчуждении прямых производителей и основной массы населения от владения средствами производства, выражающемся прежде всего в их слабом участии в его использовании и отстранении от принятия решений по управлению основными процессами;

  • в присутствии и развития теневой экономики, спекуляции, присвоение, взяточничество, воровство и т. д., в том числе за счет использования руководителей служебного положения;

  • при наличии разрыва между сферами и регионами в распределении основных фондов, социальной инфраструктуры, интеллектуальных сил;

  • в повышении полярности между богатыми и бедными;

  • отсутствие социальной защиты рядовых граждан, исполнителей перед органами власти и отдельными руководителями, а также малообеспеченных семей, детей, пожилых людей;

  • в заметном отставании уровня материального потребления и уровня отдельных форм демократии от уровня развитых стран.


3. Проблемы социальной политики в России и пути их решения

После рыночных реформ на рубеже XXI века в социальной сфере наблюдались такие негативные последствия, как неадекватность уровня жизни между различными слоями и регионами; рост скрытой безработицы; скудный пенсионный уровень; ослабление трудовой мотивации; острая нехватка средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике.

Во - первых, агрегация ситуации в ЖКХ. На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Эта проблема возникла в связи с длительным недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищно-коммунальной инфраструктуры. За последнее десятилетие значительно возросло определение объектов жилищно-коммунального хозяйства, что привело к увеличению объемов ветхого и ветхого жилья, снижению надежности, экологической безопасности инженерных систем, увеличению текущих затрат на их содержание.

Проблема, связанная с дискриминацией количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основная причина этого процесса - ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, отсутствие кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не отвечает эффективному спросу потребителей.

Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем доходов и связанная с этим проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Решение актуальных проблем жилищного строительства требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики, основанная на анализе ситуации и проблем, существующих в жилищном секторе, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищном секторе. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и уточняет основные направления жилищной политики, определенные Федеральной целевой программой, с учетом особенностей жилищного сектора в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие решения жилищной проблемы:

  1. Развитие содержания и содержания жилищного фонда;

  2. реформа жилищного строительства, землепользования и городского планирования;

  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

  4. Выполнение обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.


Во - вторых, пенсионная система в нашей стране в настоящее время переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из - за низкого размера пенсии, а работники считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в Пенсионный фонд немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам.
4. Пенсионная реформа в России
Весной 2018 года Правительство объявило о старте по своей сути новой и еще для многих людей непонятной пенсионной реформы в России, которая начнет внедряться и реализовываться уже в 2019 году. Первым этапом очередной реформы станет повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин - такой закон уже был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г. Необходимость в очередной раз проводить реформы в пенсионном законодательстве, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», планировалась уже давно. Попытки провести реорганизацию в старой структуре российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) не дали ожидаемых результатов, из - за влияния новой волны финансово - экономического кризиса и падения мировых цен на нефть. Последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году. В том числе за счет не очень приемлемой среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений населения, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

Обсуждаемые сейчас изменения в реформе кардинальным образом затронут все основные составляющие пенсионной системы. Из основных вопросов, которые планируют решить в ходе внедрения данной реформы, можно отметить следующие:

  • повышение пенсионного возраста;

  • внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК);

  • внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК);

  • изменения в общих правилах выплаты накопительной части пенсии для тех, кому она будет назначена в 2019 году;

  • отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения).

  • повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян;

  • корректировка системы для досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).


Законопроект с подробными корректировками относительно пенсионного возраста и предложенных правил назначения досрочных пенсий был внесен Правительством в июне 2018 года, одобрен Госдумой 27 сентября и подписан Президентом 3 октября. Ожидается, что окончательное содержание пенсионной реформы в целом с еще внесением в нее возможными измерениями будет представлено до конца 2018 года. Срочность представления данных законопроектов на рассмотрение в Госдуму обосновывается необходимостью внесения ряда поправок в настоящее пенсионное законодательство до момента окончательного формирования бюджета страны на 2019 год и следующий плановый период 2020 2021 гг.

Вопрос о необходимости таких глобальных изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно длительное время. И вот 8 мая 2018 года в своем плановом выступлении перед депутатами Госдумы премьер - министр Дмитрий Медведев предложил перейти от данных обсуждений к конкретным действиям (наиболее остро стоял вопрос о повышении пенсионного возраста).

Необходимость изменений пенсионной реформы наше Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся в последнее время социальной и экономической обстановкой в стране. Из числа наиболее значительных и важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. изменилась в сторону увеличения продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На конец 2018 года прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года;

  2. ежегодно увеличивается доля пенсионеров в общем количестве населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится примерно на 4 млн. человек. Для реализации национальных проектов 2018 - 2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо изыскать где-то дополнительные 8 трлн. рублей, что составляет почти половину годового бюджета страны;

  3. фактически не работающая последние несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены», То есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за своих работников направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений. То есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет.



5. Черты социальной политики в России в текущем и прошедшем годах
Одна из важнейших задач в сфере социальной политики является существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых и значимых социальных проблем, внедрения новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение большого количества непродуманных бюджетных расходов и более рациональное распределение финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Одним из важнейших аспектов изменения модели социальной политики является переход от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию. В зависимости от размера страховых выплат из страховых взносов.

Еще одной особенностью системного изменения модели социальной политики является ее "муниципальность", в том смысле, что социальная политика должна смещаться вниз по иерархии управления - к людям, что должно дать возможность максимально эффективно расходовать все бюджетные средства, предоставляя возможность в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. В то же время в стране должно сохраняться единое социальное пространство за счет внедрения Федеральных минимальных стандартов в социальной сфере.

Сложившаяся на данный момент ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует антикризисное управление социальными процессами. Управление социальными процессами во многом осуществляется на базе "пожарной команды", когда основные усилия направлены на решение наиболее актуальных и важнейших проблем, которые могут представлять угрозу существованию единого социального пространства в нашей стране.

Задача социальной политики и достижение социальной стабильности в развитии нашего общества. Социальная стабильность - это состояние социальных агрегатных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранить стабильность в сфере политики в обществе.

Социальная стабильность способствует поддержанию баланса между социальными и экономическими интересами населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает долгосрочное сохранение социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне.

В условиях кризиса государство принимает следующие меры:

  • увеличение государственных пособий на каждого несовершеннолетнего ребенка, материнский капитал, а также выплат, производимых в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий малообеспеченных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и поддержку;

  • повышение среднего уровня пенсий до прожиточного минимума, в основном за счет повышения уровня цен;

  • оборудование 119 учреждений, принимающих кровь;

  • комплекс мер по расширению номенклатуры качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;

  • увеличение пособий по безработице;

  • создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями; меры поддержки студентов путем создания рабочих мест для них.