Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одной проблемой, тесно связанной с дилеммой эффективности и справедливости, является явление, отмеченное большим числом экономистов: число людей, которые могут быть отнесены к категории бедных, может быть умножено в результате усилий по борьбе с нищетой. Дело в том, что перераспределение доходов в целом сильно меняет экономическое поведение людей. Государство способно изменить правила игры, введя новую систему налогообложения, или значительно изменив уже существующую. Но никто не может сказать, что в результате этих изменений перераспределяемый национальный доход фактически перейдет от богатых к беднейшим. Это особенно трудно определить тех, кто имеет право на государственную помощь и поддержку.
Можно сделать вывод, что слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, выравниванию доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство все чаще платят неэффективно. Самое сложное в реализации социальной политики государства найти приемлемую "социальную цену", или плату за более плавное распределение доходов.
Социальная справедливость действует в определенной степени на равноправие по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Из этого следует, что любое неравенство является несправедливостью, а равенство приближается к справедливости. На современном этапе развития нарушение социальной справедливости заключается в следующем:
-
в значительном отчуждении прямых производителей и основной массы населения от владения средствами производства, выражающемся прежде всего в их слабом участии в его использовании и отстранении от принятия решений по управлению основными процессами; -
в присутствии и развития теневой экономики, спекуляции, присвоение, взяточничество, воровство и т. д., в том числе за счет использования руководителей служебного положения; -
при наличии разрыва между сферами и регионами в распределении основных фондов, социальной инфраструктуры, интеллектуальных сил; -
в повышении полярности между богатыми и бедными; -
отсутствие социальной защиты рядовых граждан, исполнителей перед органами власти и отдельными руководителями, а также малообеспеченных семей, детей, пожилых людей; -
в заметном отставании уровня материального потребления и уровня отдельных форм демократии от уровня развитых стран.
3. Проблемы социальной политики в России и пути их решения
После рыночных реформ на рубеже XXI века в социальной сфере наблюдались такие негативные последствия, как неадекватность уровня жизни между различными слоями и регионами; рост скрытой безработицы; скудный пенсионный уровень; ослабление трудовой мотивации; острая нехватка средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике.
Во - первых, агрегация ситуации в ЖКХ. На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Эта проблема возникла в связи с длительным недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищно-коммунальной инфраструктуры. За последнее десятилетие значительно возросло определение объектов жилищно-коммунального хозяйства, что привело к увеличению объемов ветхого и ветхого жилья, снижению надежности, экологической безопасности инженерных систем, увеличению текущих затрат на их содержание.
Проблема, связанная с дискриминацией количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основная причина этого процесса - ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, отсутствие кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не отвечает эффективному спросу потребителей.
Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем доходов и связанная с этим проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Решение актуальных проблем жилищного строительства требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики, основанная на анализе ситуации и проблем, существующих в жилищном секторе, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищном секторе. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и уточняет основные направления жилищной политики, определенные Федеральной целевой программой, с учетом особенностей жилищного сектора в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие решения жилищной проблемы:
-
Развитие содержания и содержания жилищного фонда; -
реформа жилищного строительства, землепользования и городского планирования; -
развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья; -
Выполнение обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Во - вторых, пенсионная система в нашей стране в настоящее время переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из - за низкого размера пенсии, а работники считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в Пенсионный фонд немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам.
4. Пенсионная реформа в России
Весной 2018 года Правительство объявило о старте по своей сути новой и еще для многих людей непонятной пенсионной реформы в России, которая начнет внедряться и реализовываться уже в 2019 году. Первым этапом очередной реформы станет повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин - такой закон уже был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г. Необходимость в очередной раз проводить реформы в пенсионном законодательстве, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», планировалась уже давно. Попытки провести реорганизацию в старой структуре российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) не дали ожидаемых результатов, из - за влияния новой волны финансово - экономического кризиса и падения мировых цен на нефть. Последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году. В том числе за счет не очень приемлемой среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений населения, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).
Обсуждаемые сейчас изменения в реформе кардинальным образом затронут все основные составляющие пенсионной системы. Из основных вопросов, которые планируют решить в ходе внедрения данной реформы, можно отметить следующие:
-
повышение пенсионного возраста; -
внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК); -
внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК); -
изменения в общих правилах выплаты накопительной части пенсии для тех, кому она будет назначена в 2019 году; -
отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения). -
повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян; -
корректировка системы для досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).
Законопроект с подробными корректировками относительно пенсионного возраста и предложенных правил назначения досрочных пенсий был внесен Правительством в июне 2018 года, одобрен Госдумой 27 сентября и подписан Президентом 3 октября. Ожидается, что окончательное содержание пенсионной реформы в целом с еще внесением в нее возможными измерениями будет представлено до конца 2018 года. Срочность представления данных законопроектов на рассмотрение в Госдуму обосновывается необходимостью внесения ряда поправок в настоящее пенсионное законодательство до момента окончательного формирования бюджета страны на 2019 год и следующий плановый период 2020 2021 гг.
Вопрос о необходимости таких глобальных изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно длительное время. И вот 8 мая 2018 года в своем плановом выступлении перед депутатами Госдумы премьер - министр Дмитрий Медведев предложил перейти от данных обсуждений к конкретным действиям (наиболее остро стоял вопрос о повышении пенсионного возраста).
Необходимость изменений пенсионной реформы наше Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся в последнее время социальной и экономической обстановкой в стране. Из числа наиболее значительных и важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:
-
изменилась в сторону увеличения продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На конец 2018 года прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года; -
ежегодно увеличивается доля пенсионеров в общем количестве населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится примерно на 4 млн. человек. Для реализации национальных проектов 2018 - 2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо изыскать где-то дополнительные 8 трлн. рублей, что составляет почти половину годового бюджета страны; -
фактически не работающая последние несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены», То есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за своих работников направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений. То есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет.
5. Черты социальной политики в России в текущем и прошедшем годах
Одна из важнейших задач в сфере социальной политики является существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых и значимых социальных проблем, внедрения новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение большого количества непродуманных бюджетных расходов и более рациональное распределение финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.
Одним из важнейших аспектов изменения модели социальной политики является переход от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию. В зависимости от размера страховых выплат из страховых взносов.
Еще одной особенностью системного изменения модели социальной политики является ее "муниципальность", в том смысле, что социальная политика должна смещаться вниз по иерархии управления - к людям, что должно дать возможность максимально эффективно расходовать все бюджетные средства, предоставляя возможность в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. В то же время в стране должно сохраняться единое социальное пространство за счет внедрения Федеральных минимальных стандартов в социальной сфере.
Сложившаяся на данный момент ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует антикризисное управление социальными процессами. Управление социальными процессами во многом осуществляется на базе "пожарной команды", когда основные усилия направлены на решение наиболее актуальных и важнейших проблем, которые могут представлять угрозу существованию единого социального пространства в нашей стране.
Задача социальной политики и достижение социальной стабильности в развитии нашего общества. Социальная стабильность - это состояние социальных агрегатных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранить стабильность в сфере политики в обществе.
Социальная стабильность способствует поддержанию баланса между социальными и экономическими интересами населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает долгосрочное сохранение социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне.
В условиях кризиса государство принимает следующие меры:
-
увеличение государственных пособий на каждого несовершеннолетнего ребенка, материнский капитал, а также выплат, производимых в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий малообеспеченных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и поддержку; -
повышение среднего уровня пенсий до прожиточного минимума, в основном за счет повышения уровня цен; -
оборудование 119 учреждений, принимающих кровь; -
комплекс мер по расширению номенклатуры качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств; -
увеличение пособий по безработице; -
создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями; меры поддержки студентов путем создания рабочих мест для них.