Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине Стилистика и культура речи Кононенко Татьяны Петровны, слушателя кпу заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Состоявшийся 23 апреля в одном из клубов Днепропетровска финал смотра “самых-самых” граждан области под названием “Человек года Приднепровья” выглядел, мягко говоря, не совсем корректным.

Первой звания “Человек года Приднепровья” была удостоена председатель облгосадминистрации Надежда Деева. Принмая статуэтку, Надежда Николаевна подчеркнула, что воспринимает награду как признание работы всей ее команды и поблагодарила Фонд поддержки предпринимательства, который сегодня - социальный партнер областной власти. “Человеком года” был назван и председатель облсовета Юрий Вилкул.

Не спорю, и Надежа Николаевна, и Юрий Григорьевич - люди весьма достойные. Но признание “Человеком года Приднепровья” первых лиц исполнительной и законодательной власти региона по меньшей мере вызывает недоумение у здравомыслящих граждан <...>

Угадайте с трех раз: кто организатор этого мероприятия? <...>

Единственное, что по-настоящему порадовало в этом по большому счету междусобойчике, так только то, что, предложив участникам “светско-социальные развлечения”, организаторы не забыли о благотворительности. <...>

Организаторы праздника сдержали слово и по поводу “звездопада” <...>

Хотя средства, потраченные на приглашение звезд, наверняка на порядок больше выделенных на автомеханику для тех, кого с полным правом можно назвать “Людьми года Приднепровья”. И не одного года ...

Стилистический анализ текста 4

1. Текс принадлежит к публицистическому стилю (газетно-публицистическому подстилю).

2. Сфера использования (функционирования) текста – массовая коммуникация. Тип мышления – аналитико-синтетический в сочетании с конкретно-образным. Функция речи – информативная , функция воздействия, популяризаторская.

3. Стилеобразующая установка- формирование общественного мнения. Стилевые черты: чередование стандарта и экспрессии, возможность открытой оценочности.

4. Особенности языковых единиц текста на фонетическом уровне: текст нейтральный, эмоциональную окраску приобретает за счет лексических и синтаксических средств. Особенности языковых единиц текста на словообразовательном уровне: наблюдается употребление сложных слов (облгосадминистрации, медработников, светскосоциальные, междоусобойчик)

Особенности языковых единиц текста на лексическом уровне:

1. в тексте имеются готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер:
лихорадка, проведение конкурсов, человек года, финал смотра, «самых-самых», социальный партнер, первых лиц исполнительной и законодательной власти региона, фонд поддержки, награда.)

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны: отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика – вторая яркая черта публицистического стиля: «светско-социальные развлечения», финал смотра – конкурса, звезды, «мисс».

3. Характерной особенностью текста публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный а социальный характер: откровенный подхалимаж, междусобойчик, здравомыслящий гражданин, не совсем корректным, сдержали слово, была удостоена, состязание, награда). В число слов составляющих основу и создающих образность текста, входят и художественный тропы придающие повествованию красочность, силу, изображения действительности (лихорадка охватила ,состязание кулинаров, приглашение звёзд «звездопада»).

Особенности языковых единиц текста на морфологическом уровне: К морфологическим признакам, характерным для публичной речи, можно отнести частное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) Единственное число имени существительного в значении множественного: потраченных на автомеханику, организаторы.

2) Родительный падеж имени существительного : человек года, состязание кулинаров, парикмахеров и др…

3) Императивные форма глаголов: фонд поддержки, лихорадка проведения, признание первых лиц и др…

4) Прошедшее время глагола: охватила, порадовало, подчеркнула, содержали, не забыли, поблагодарила и др… ; настоящее время глагола : подменяется, воспринимает, не спорю.

5) Деепричастия: кончая, мягко говоря , предложив.

Особенности языковых единиц текста на синтаксическом уровне: наблюдаются часто повторяющиеся, а так же, специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций.) В их числе:

1) Риторические вопросы (угадайте с трех раз: кто организатор этого мероприятия?)

2) Сложные синтаксические конструкции: Принимая статуэтку, Надежда Николаевна подчеркнула. что воспринимает награду как признание работы всей её команды и поблагодарила Фонд поддержки предпринимательства, который сегодня – социальный партнёр областной власти./ Хотя средства, потраченные на приглашение звёзд, наверняка на порядок больше выделенных на автомеханику для тех, кого с полным правом можно назвать «Людьми года Приднепровья»).



3) Заголовок статьи выполняет рекламную функцию и в нём используется специфический языковой прием – «соединение не соединимого.»

4) Оборванные и не полные конструкции ( И не одного года… И это хорошо).

5) Коммуникативно-стилестическая эффективность текста : текст точно отвечает своей функциональности – информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоев, причём воздействие направленно не только на разум, но и на чувства адресата. Текст отличается целесообразностью, выразительностью .

Задание 2. Осуществить анализ следующих текстов с точки зрения их коммуникативной эффективности:

(1) Обращение президента нашло живой интерес у населения.

Правильно: Обращение президента вызвало живой интерес у населения.

В анализируемом предложении нарушена лексическая сочетаемость слов: имя существительное обращение в силу семантики не считается с глаголом найти (нашло), вместо которого надо употреблять вызвало. Допущена лексическая ошибка, в результате чего нарушено требование точности речи.

(2) Встретить знаменитостей из Петербурга приехали журналисты.

Правильно: Встретить петербуржских знаменитостей приехали журналисты.

Встретить знаменитостей, прибывших из Петербурга, приехали журналисты.

В результате неправильного порядка слов в предложении, в частности расположения такой его структурной части (из Петербурга) нарушена логичная последовательности описываемых действий и становятся неясным, с каким из существительных (знаменитости или журналисты). Допущена синтаксическая ошибка, которая нарушает такие требования речи, как логичность и ясность.

(3) Установлена статуя Будды в натуральную величину. Высота статуи — 28 метров.

Правильно: Установлена статуя Будды. Высота статуи — 28 метров.

Употребление лишней по смыслу конструкции в натуральную величину привело к ненужной двусмысленности (статуя или Будда в натуральную величину). Допущены стилистическая и синтаксическая ошибки, в результате чего нарушены требования: содержательность и ясность.

(4) На сцене МХАТа сегодня первая премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Правильно: На сцене МХАТа сегодня премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Автор данного текста не знал или не учел значение заимствованного слова премьера, которое обозначает «первый показ», « первое представление». В результате чего им и было использовано лишнее слово
первая. Таким образом, допущена лексико-стилистическая ошибка, которая и привела к нарушению требований точности и содержательности.

(5) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

Правильно: Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.

Автор данного текста не знал или не учел значение слова эволюция, которое обозначает «Процесс изменения, развития кого-, чего-л. от одного состояния к другому» и свойственно научному стилю. Таким образом, допущена лексико-стилистическая ошибка, которая и привела к нарушению требований точности и содержательности.

(6) Было уничтожено в десять раз больше плантаций наркоторговцев, чем раньше.

Правильно: У наркоторговцев было уничтожено в десять раз больше плантаций, чем раньше.

В результате неправильного порядка слов возникли нежелательные условия для двойной смысловой соотносительности сочетаний. Устранена синтаксическая ошибка, нарушающая требования.

(7) Юный вундеркинд поражал присутствующих широтой своих знаний и остротой ума.

Правильно: Юный вундеркинд поражал присутствующих широтой своих знаний.

Словосочетание остротой ума является излишним, потому что повторяет значение предыдущего словосочетания. Таким образом, допущена лексико-стилистическая ошибка, которая и привела к нарушению требований точности и содержательности

(8) Жители жарких стран вкусны, сочны и полезны (рекламный слоган о тропических фруктах).

Правильно: Тропические фрукты вкусны, сочны и полезны.

В результате неправильного употребления слова жители (которые не могут быть вкусными) и несочетаемости слов (жители вкусны, сочны), возникла лексическая ошибка, нарушающая требование точности и содержательности речи.

(9) Всегда в продаже креветки, крабовые палочки весовые, столовые сорта рыбы: хек, пеленгас, судак, форель, семга, морская капуста.

Правильно: Всегда в продаже креветки, крабовые палочки весовые, морская капуста, столовые сорта рыбы: хек, пеленгас, судак, форель, семга.

Неправильная сочетаемость родо-видовых понятий (сортов рыбы – морская капуста) и неправильный порядок слов в предложении привели к синтаксической ошибке.

(10) Мы беседовали с ведущим артистом
столичного театра, который приехал к нам в город.

Правильно: Мы беседовали с приехавшими к нам в город ведущим артистом столичного театра.

В результате неправильного порядка слов в предложении, в частности расположения такой его структурной части (артистом столичного театра, который приехал), нарушается логичная последовательность описываемых действий и становится неясным, с каким из существительных (артистом или театром) соотносится который приехал. В данном тексте допущена синтаксическая ошибка, которая и нарушает такие требования к речи, как логичность и ясность.