Файл: Дифференциация шщ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация Ш-Щ»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-выработать чёткую дифференциацию [ш], [щ] с опорой на артикуляционные, слуховые, зрительные и моторные ощущения;

- закрепление знаний о механизме образования звуков;

Коррекционно-развивающие:

- развитие моторики речевого аппарата;

-закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ш]-[Щ];

- закрепление связи звукового образа [Ш] - [Щ] с их графическим изображением;

- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к логопедическим занятиям ;

- формирование навыков аккуратного письма.
Дидактические средства: плакат «Буквы ш и щ», индивидуальное зеркало, артикуляционные профили. Мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки.

Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, рассказ.

План занятия.

1. Органиционный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Итог занятия.

5. Ход занятия

1.Организационный момент

- Здравствуйте.

Сегодня я получила интересную телеграмму. Давай я ёё прочитаю, что там написано, а вы повторяйте за мной.

Ша - ша - ша - наша Маша хороша.

Ши - ши - ши - есть у Маши ландыши.

Какой звук встречался чаще всего? Звук «ш».

Ща - ща - ща - дождь идет я без плаща.

Ще - ще - ще - нет дождя а я в плаще.

Какой звук встречается чаще всего? Звук «щ».

Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?


Звуки «ш» и «щ».

2. Основная часть

Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

Произнесите звук «ш».

Ш-ш-ш.

Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»? Одна ладошка - язычок, другая - верхнее небо.

Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель.

Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?

Теплая воздушная струя.

Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?

Нет, голос не звучит.

Произнесите звук «щ»

Щ-щ щ

Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?

Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.

Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»

Показ картинок с изображением дерева и яичницы на сковороде.

Как дерево шумит ветками?

Ш - ш - ш.

Когда яичница жарится, как шипит масло?

Щ - щ - щ.

Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание и показывает положение языка ладошками.



Молодец, ты справился с этим непростым заданием!

Работа в группе

Карточки (синий, зеленый)

Ш,ш,ш,щ,щ,ш,щ,ш





Чем они похожи и чем отличаются?

Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.

Правильно. Ш и Щ - родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.

(Умница, ты все верно сказал, чем похожи и чем отличаются эти буквы.



А сейчас я расскажу тебе сказку.

Сказка «Буквы - путешественницы»

- Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь - не ш - ш - ш, а щ- щ - щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….

Работа в тетради

- Запиши, какой заборчик получился, продолжите его до конца строчки, не ошибитесь. На следующей строчке построим другой заборчик.

Ты, наверное, устал? Давай немножко с тобой отдохнём.Я буду называть слоги, а ты находи.

Игра «Два щенка»

- Два веселых шумных щенка прячут вещи по уголкам. Одного зовут Шарик, а другого - Щенька. Шарик тащит картинки, в названиях которых есть «ш», а Щенька - «щ». Давай поможем им разделить картинки (распределить карточки на две стопочки).

Картинки: щавель, шапка, щука, шуба, лещ, ландыш, ящик, клещи, мишка, вишни, щетка, рубашка.




Работа в тетради

- Я буду показывать тебе картинки, а ты запиши букву в тетрадь - «ш» или «щ».

Ландыш-ш,

Лещ-щ,

Шуба-ш,

Щука-щ,

Ящик-щ,

Мишка-ш,

Шапка-ш,

Клещи-щ,

Щавель-щ,

Вишни-ш,

Щетка-щ

Рубашка-ш.

Игра «Договори слово по картинкам



3. Заключительная часть занятия

- Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?

Учились правильно произносить звуки «ш» и «щ», различать буквы «ш» и «щ».

Молодец! Ты сегодня хорошо занимались. Но, чтобы выйти из класса ты мне назовешь пароль на выход.

- Выходя из класса, скажи одно слово со звуком «ш», другое - со звуком «щ».

Умница!