ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация Ш-Щ»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-выработать чёткую дифференциацию [ш], [щ] с опорой на артикуляционные, слуховые, зрительные и моторные ощущения;
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
-закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ш]-[Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ш] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к логопедическим занятиям ;
- формирование навыков аккуратного письма.
Дидактические средства: плакат «Буквы ш и щ», индивидуальное зеркало, артикуляционные профили. Мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки.
Речевой материал: слова, словосочетания, предложения, рассказ.
План занятия.
1. Органиционный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Итог занятия.
5. Ход занятия
1.Организационный момент
- Здравствуйте.
Сегодня я получила интересную телеграмму. Давай я ёё прочитаю, что там написано, а вы повторяйте за мной.
Ша - ша - ша - наша Маша хороша.
Ши - ши - ши - есть у Маши ландыши.
Какой звук встречался чаще всего? Звук «ш».
Ща - ща - ща - дождь идет я без плаща.
Ще - ще - ще - нет дождя а я в плаще.
Какой звук встречается чаще всего? Звук «щ».
Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?
Звуки «ш» и «щ».
2. Основная часть
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.
Работа с артикуляционными профилями звуков.
Произнесите звук «ш».
Ш-ш-ш.
Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»? Одна ладошка - язычок, другая - верхнее небо.
Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель.
Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?
Теплая воздушная струя.
Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?
Нет, голос не звучит.
Произнесите звук «щ»
Щ-щ щ
Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?
Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.
Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»
Показ картинок с изображением дерева и яичницы на сковороде.
Как дерево шумит ветками?
Ш - ш - ш.
Когда яичница жарится, как шипит масло?
Щ - щ - щ.
Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание и показывает положение языка ладошками.
Молодец, ты справился с этим непростым заданием!
Работа в группе
Карточки (синий, зеленый)
Ш,ш,ш,щ,щ,ш,щ,ш
Чем они похожи и чем отличаются?
Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.
Правильно. Ш и Щ - родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(Умница, ты все верно сказал, чем похожи и чем отличаются эти буквы.
А сейчас я расскажу тебе сказку.
Сказка «Буквы - путешественницы»
- Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь - не ш - ш - ш, а щ- щ - щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….
Работа в тетради
- Запиши, какой заборчик получился, продолжите его до конца строчки, не ошибитесь. На следующей строчке построим другой заборчик.
Ты, наверное, устал? Давай немножко с тобой отдохнём.Я буду называть слоги, а ты находи.
Игра «Два щенка»
- Два веселых шумных щенка прячут вещи по уголкам. Одного зовут Шарик, а другого - Щенька. Шарик тащит картинки, в названиях которых есть «ш», а Щенька - «щ». Давай поможем им разделить картинки (распределить карточки на две стопочки).
Картинки: щавель, шапка, щука, шуба, лещ, ландыш, ящик, клещи, мишка, вишни, щетка, рубашка.
Работа в тетради
- Я буду показывать тебе картинки, а ты запиши букву в тетрадь - «ш» или «щ».
Ландыш-ш,
Лещ-щ,
Шуба-ш,
Щука-щ,
Ящик-щ,
Мишка-ш,
Шапка-ш,
Клещи-щ,
Щавель-щ,
Вишни-ш,
Щетка-щ
Рубашка-ш.
Игра «Договори слово по картинкам
3. Заключительная часть занятия
- Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
Учились правильно произносить звуки «ш» и «щ», различать буквы «ш» и «щ».
Молодец! Ты сегодня хорошо занимались. Но, чтобы выйти из класса ты мне назовешь пароль на выход.
- Выходя из класса, скажи одно слово со звуком «ш», другое - со звуком «щ».
Умница!