Файл: Химияэто область чудес, в ней скрыто счастье человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(раздаются командам листы Приложение 1,2).

Магистр:

Пока жюри наше решает,

Победителя определяет,

Чем займемся с вами мы?

Мы посмотрим опыты!

  Химик 1:

Хоть чудес на свете нет,

Химия дает ответ:

"Чудеса на свете есть,

И, конечно, их не счесть!"

Мы вам несколько покажем

И, конечно, все расскажем!

  Химик 2:

Вот вам первое развлечение:

Кто дает руку на отсечение?

Жаль руку на отсечение,

Тогда нужен больной для лечения!

  Химик 1:

Оперируем без боли.

Правда, будет много крови.

  Химик 2:

При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент,

Дайте спирт.

  Химик 1:

Один момент.

(Дает спирт – NH4CNS.)

  Химик 2:

Спиртом смажем мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент,

Дайте скальпель, ассистент!

("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)

  Химик 1:

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку –

От пореза ни следа!

(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)

  Химик 2:

А виной всему, ребята,

Здесь реакция у нас!

Получился цвет похожий,

Так похожий – просто класс!

  Химик 1:

Вы устали все шутить,

Рады сок вам предложить!

(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)

  Химик 2:

А может вам молочко?

Приготовим быстренько!

(Сливает растворы BaCI2 и H2SO4.)

  Химик 1:

Чудеса вам показали,

Вы, надеюсь, угадали,

Что сливали и зачем?

С этим нет у вас проблем!

Магистр: Итак переходим к следующему испытанию. В следующем конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.(на листочках)

1.         Веселящий  газ?  (N2O)

2.         Роса (Н2О)

3.         Поваренная соль (NaСl)

4.         Выдыхаемый воздух (СО2)

5.         Вдыхаемый воздух (О2)

6.         Гипс?  (CaSO4*2H2O)

7.         Гашеная известь?  (Ca(OH)2)

8.         Негашеная известь?  (CaO)

9.         Сода каустическая? (NaOH)

10.       Сода кристаллическая? (Na2СO3)

Магистр:

Наши милые команды!

Вы соперники хоть куда!


Ну, а где же капитаны?

Соревноваться им пора!

Магистр: Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?

Магистр: Ну а теперь переходим к конкурсу под названием «Домашний адрес химических элементов».

Капитану команды требуется дать характеристику элементам. Команде десятого класса достается технеций, а девятому классу – сиборгий.

Магистр:

Ну, а теперь, наше жюри,

Итоги нам подведи!

А пока жюри решает,

С вами, зрители, играем!

Магистр:

Кто верный ответ дает,

Любимой команде очко принесет!

ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.

Ведущий 2:

Итак, 1 вопрос:

Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)

Магистр:

Наш вопрос второй

Тоже не простой:

"Назовите нам сейчас

Самый легкий в мире газ!" (Водород)

Магистр:

Ну, а третий наш вопрос

Задаем мы вам всерьез:

Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)

Магистр:

Вот четвертый наш вопрос:

" Я металл, меня ты знаешь!

Мощь громадная во мне.

Если "б" ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле.

Через несколько минут

Вы скажите, как меня зовут?"

(Уран – буран)
Магистр:

А теперь поприветствуем победителя!

Каждому медаль вручаем

И с победой поздравляем!

(Вручение медалей.)

  Магистр:

На этом наш встреча заканчивается.

Отличной вам учебы, друзья!

И хорошего настроения!
Магистр: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!

  Королева: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почётное звание гражданин химической страны. Командам приготовиться к произношению клятвы химиков (все хором повторяют: «Клянёмся!»

Текст клятвы:

Клянёмся не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянёмся!

Клянёмся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон- Дмитрий Иванович Менделеев. Клянёмся!

Клянёмся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянёмся!

Выливая ведро водя в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянёмся!



Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их с интернета. Клянёмся!

Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Королева: я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас –до свидания

Игра «Сильное звено» 9-10 классы

 Разминка

Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.

1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов.)

2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца.)

3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)

4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)

5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия.)

6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (О т в е т. Лед.)

7. Что такое «гремучий газ»?(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)

8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень.)

9.Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда. (О т в е т. Водород.)

10. Что идет, не двигаясь с места? (О т в е т. Время.)


  • Вопросы для I конкурса


1-я команда 1. Автор теории химического строения органических веществ… (О т. Бутлеров А.М.)

2. Процесс распада на ионы при растворении в воде или в расплаве называется… (О т. Диссоциация.)

3. Тип гибридизации алканов... (О т в е т. sp3-Гибридизация.)

4. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками... (О т в е т. Кислоты.)

5. Общая формула алканов... (О т в е т. CnH2n+2.)

6. Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода... (О т в е т. Реакция нейтрализации.)

7. Наиболее характерные реакции для алкенов… (О т в е т. 
Присоединение.)

8. Атом или ион, отдающий электроны, называют… (О т в е т. Восстановитель.)

9. Какое вещество в Бразилии называют «слезы дерева»? (О т в е т. Каучук.)

10. Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ… (О т в е т. Аллотропия.)

11. Маслянистая жидкость, смесь углеводородов… (О т в е т. Нефть.)

12. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы… (О т в е т. Щелочи.)

13. Самый сильный окислитель… (О т в е т. Фтор.)

14. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль? (О т в е т. Cоляная кислота, расщепляетбелки на более простые полипептиды, усваиваемые, организмом.)

15. В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Кто я?.. (О т в е т. СО2углекислый газ.)
2-я команда
1. Создатель периодической системы химических элементов(О т в е т. Менделеев Д.И.)

2. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества является… (О т в е т. Атом.)

3. Тип гибридизации алкенов… (О т в е т. sp2-гибридизация.)

4. Процесс, в результате которого элементы изменяют свои степени окисления, называется... (О т в е т. Окислительно-восстановительный.)

5. Общая формула алкенов... (О т в е т. CnH2n.)

6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток... (О т. Электролиты.)

7. Наиболее характерные реакции для алканов… (О т в е т. Замещение.)

8. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом... (О т в е т. Период.)

9. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение… (О т в е т. Изомеры.)

10. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства… (О т в е т. Молекула.)

11. Каким продуктом перегонки нефти заправляют самолеты? (О т в е т. Керосин.)

12. Ядовитый газ, который, попадая в организм, соединяется с гемоглобином крови...

(О т в е т. СО, угарный газ.)

13. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но отличающиеся на группу СН2… ( О т в е т. Гомологи.)

14. Какая соль серебра используется в медицине? Для чего? (О т в е т. 
Нитрат серебра, ляпис, обладаетдезинфицирующим, прижигающим действием.)

15. В воде она родится,
Но странная судьба;
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (О т в е т. Соль.)

 Задача для II конкурса

Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400 г сахара на 10 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе? (1000 г/л.)

 Загадки III конкурса

Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня – огонь потух. (О т в е т. Кислород.)

Я – блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил. (О т в е т. Магний.)

Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – амфотерный. (О т в е т. Алюминий.)

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (О т в е т. Медь.)

Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа. (О т в е т. Вода.)

Нрав у газа ох непрост!
Много жизней он унес.
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (О т в е т. Хлор.)

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе. (О т в е т. Водород.)

 конкурс IV Исправь ошибку

Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю