Файл: Химияэто область чудес, в ней скрыто счастье человечества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(раздаются командам листы Приложение 1,2).
Магистр:
Пока жюри наше решает,
Победителя определяет,
Чем займемся с вами мы?
Мы посмотрим опыты!
Химик 1:
Хоть чудес на свете нет,
Химия дает ответ:
"Чудеса на свете есть,
И, конечно, их не счесть!"
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!
Химик 2:
Вот вам первое развлечение:
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!
Химик 1:
Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.
Химик 2:
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.
Химик 1:
Один момент.
(Дает спирт – NH4CNS.)
Химик 2:
Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!
("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCI3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)
Химик 1:
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!
(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)
Химик 2:
А виной всему, ребята,
Здесь реакция у нас!
Получился цвет похожий,
Так похожий – просто класс!
Химик 1:
Вы устали все шутить,
Рады сок вам предложить!
(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)
Химик 2:
А может вам молочко?
Приготовим быстренько!
(Сливает растворы BaCI2 и H2SO4.)
Химик 1:
Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!
Магистр: Итак переходим к следующему испытанию. В следующем конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.(на листочках)
1. Веселящий газ? (N2O)
2. Роса (Н2О)
3. Поваренная соль (NaСl)
4. Выдыхаемый воздух (СО2)
5. Вдыхаемый воздух (О2)
6. Гипс? (CaSO4*2H2O)
7. Гашеная известь? (Ca(OH)2)
8. Негашеная известь? (CaO)
9. Сода каустическая? (NaOH)
10. Сода кристаллическая? (Na2СO3)
Магистр:
Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!
Магистр: Но перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?
Магистр: Ну а теперь переходим к конкурсу под названием «Домашний адрес химических элементов».
Капитану команды требуется дать характеристику элементам. Команде десятого класса достается технеций, а девятому классу – сиборгий.
Магистр:
Ну, а теперь, наше жюри,
Итоги нам подведи!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!
Магистр:
Кто верный ответ дает,
Любимой команде очко принесет!
ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в зале, выходит на сцену и отвечает.
Ведущий 2:
Итак, 1 вопрос:
Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)
Магистр:
Наш вопрос второй
Тоже не простой:
"Назовите нам сейчас
Самый легкий в мире газ!" (Водород)
Магистр:
Ну, а третий наш вопрос
Задаем мы вам всерьез:
Как называется сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)
Магистр:
Вот четвертый наш вопрос:
" Я металл, меня ты знаешь!
Мощь громадная во мне.
Если "б" ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.
Через несколько минут
Вы скажите, как меня зовут?"
(Уран – буран)
Магистр:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Магистр:
На этом наш встреча заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!
Магистр: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!
Королева: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почётное звание гражданин химической страны. Командам приготовиться к произношению клятвы химиков (все хором повторяют: «Клянёмся!»
Текст клятвы:
Клянёмся не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянёмся!
Клянёмся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон- Дмитрий Иванович Менделеев. Клянёмся!
Клянёмся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянёмся!
Выливая ведро водя в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянёмся!
Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их с интернета. Клянёмся!
Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Королева: я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. А сейчас –до свидания
Игра «Сильное звено» 9-10 классы
Разминка
Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.
1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов.)
2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца.)
3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)
4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)
5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия.)
6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (О т в е т. Лед.)
7. Что такое «гремучий газ»?(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень.)
9.Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда. (О т в е т. Водород.)
10. Что идет, не двигаясь с места? (О т в е т. Время.)
-
Вопросы для I конкурса
1-я команда 1. Автор теории химического строения органических веществ… (О т. Бутлеров А.М.)
2. Процесс распада на ионы при растворении в воде или в расплаве называется… (О т. Диссоциация.)
3. Тип гибридизации алканов... (О т в е т. sp3-Гибридизация.)
4. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками... (О т в е т. Кислоты.)
5. Общая формула алканов... (О т в е т. CnH2n+2.)
6. Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода... (О т в е т. Реакция нейтрализации.)
7. Наиболее характерные реакции для алкенов… (О т в е т.
Присоединение.)
8. Атом или ион, отдающий электроны, называют… (О т в е т. Восстановитель.)
9. Какое вещество в Бразилии называют «слезы дерева»? (О т в е т. Каучук.)
10. Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ… (О т в е т. Аллотропия.)
11. Маслянистая жидкость, смесь углеводородов… (О т в е т. Нефть.)
12. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы… (О т в е т. Щелочи.)
13. Самый сильный окислитель… (О т в е т. Фтор.)
14. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль? (О т в е т. Cоляная кислота, расщепляетбелки на более простые полипептиды, усваиваемые, организмом.)
15. В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Кто я?.. (О т в е т. СО2, углекислый газ.)
2-я команда
1. Создатель периодической системы химических элементов(О т в е т. Менделеев Д.И.)
2. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества является… (О т в е т. Атом.)
3. Тип гибридизации алкенов… (О т в е т. sp2-гибридизация.)
4. Процесс, в результате которого элементы изменяют свои степени окисления, называется... (О т в е т. Окислительно-восстановительный.)
5. Общая формула алкенов... (О т в е т. CnH2n.)
6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток... (О т. Электролиты.)
7. Наиболее характерные реакции для алканов… (О т в е т. Замещение.)
8. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом... (О т в е т. Период.)
9. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение… (О т в е т. Изомеры.)
10. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства… (О т в е т. Молекула.)
11. Каким продуктом перегонки нефти заправляют самолеты? (О т в е т. Керосин.)
12. Ядовитый газ, который, попадая в организм, соединяется с гемоглобином крови...
(О т в е т. СО, угарный газ.)
13. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но отличающиеся на группу СН2… ( О т в е т. Гомологи.)
14. Какая соль серебра используется в медицине? Для чего? (О т в е т.
Нитрат серебра, ляпис, обладаетдезинфицирующим, прижигающим действием.)
15. В воде она родится,
Но странная судьба;
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (О т в е т. Соль.)
Задача для II конкурса
Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400 г сахара на 10 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе? (1000 г/л.)
Загадки III конкурса
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня – огонь потух. (О т в е т. Кислород.)
Я – блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил. (О т в е т. Магний.)
Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – амфотерный. (О т в е т. Алюминий.)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (О т в е т. Медь.)
Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа. (О т в е т. Вода.)
Нрав у газа ох непрост!
Много жизней он унес.
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (О т в е т. Хлор.)
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе. (О т в е т. Водород.)
конкурс IV Исправь ошибку
Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.
В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю