Файл: Формирование современной инклюзивной культуры, вызовы трансформации равные возможности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогические чтения

Тема: «Формирование современной инклюзивной культуры, вызовы трансформации: равные возможности»

Секция 2. Особенности формирования цифровой культуры обучающихся различных нозологических групп. (Возможности и границы применения цифровых технологий и инструментов при обучении лиц с инвалидностью, ОВЗ).
Гаджеты, как инструмент для оптимизации преподавания общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ в учреждениях СПО

(на примере организации уроков физики и математики в Социально-профессиональном техникум «Строитель»)
Глебова Н.Н., Комличенко Л. А.

Преподаватель ВКК, естественно-научного цикла (математика, физика, информатика)

ГАПОУ СО Социально-профессиональный техникум «Строитель», г. Екатеринбург, ул. Артинская, 26
Ключевые слова: гаджеты, оптимизация, обучение, студенты с инвалидностью и ОВЗ, цифровая культура, информатизация, инновация, эффективность, эффективные формы обучения

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения и влияние «гаджетов» на качество обучения и уровень образованности студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья при организации процесса обучения физике, математике, естествознанию. рассматриваются примеры гаджетов наиболее эффективных при организации образовательного процесса в СПО.


На протяжении долгих лет при организации образовательного процесса использовали несколько инструмента: книга, как источник информации, тетрадь – место для самостоятельной работы обучающегося, доска, плакаты, схемы, стенды как инструменты визуальной поддержки при выступлении преподавателя, опыты и демонстрации, проводимые при наличии соответствующего демонстрационного и лабораторного оборудования. Подобные формы иллюстративной информации имеют существенные ограничения при реализации инклюзивного образования, так как не способны обеспечить ее восприятие одновременно всеми студентами. Студентам, даже проявляющим интерес к предмету, но имеющим различные виды назологии

При организации образовательного процесса участниками которого являются студенты с инвалидностью и ОВЗ, для достижения образовательных целей и повышения качества образования таких студентов, кроме того, помочь достичь им наиболее полного прогресса в социальном развитии

преподавателям необходимо использовать разнообразные подходы и инструменты, позволяющих оказать положительное влияние на процесс обучения студентов с ОВЗ – модифицировать и оптимизировать процесс обучения таким образом, чтобы улучшить качество образования, подобрать инструменты, которые облегчат студентам, имеющим ОВЗ освоение научных понятий, что приведет к качественному и полноценному образованию путем обеспечения доступности и без барьерной среды, с учетом потребностей студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ

Оптимизация образовательного процесса сегодня происходит через внедрение современных информационно – коммуникационных технологий и цифровых сред обучения, которые сделают систему организации обучения более гибкой, удобной как для студента, так и для педагогов, но при этом сохранить и традиционную организацию образования.

Гаджеты прочно вошли в жизнь современного человека и широко распространились в самых разных сферах, в том числе и в образовании. Избавили человека от рутинного труда, упростили поиск получения необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорили принятие решения.
Одно из обязательного условия применения гаджетов при организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в ПОО – это соблюдение ряда требований, предъявляемых к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организация, в том числе требований к средствам обучения.

Помимо наличия специально организованных рабочих мест необходимо использовать современные технические устройства, которые способствуют оптимизации учебного процесса – «гаджеты»1, которые облегчат процесс обучения и сделают его более эффективным. Это различная звукоусиливающая аппаратура, сурдотехнические средства, различные мультимедийные средства, средства прима-передачи информации, электронные увеличители для удаленного просмотра и иное современное информационно-коммуникационное оборудование такое как компьютерная техника, планшеты, смартфоны, мультимедийные проекторы,

экраны и телевизор высокого разрешения, документ-камера и др. а также возможности операционных систем, например экранная клавиатура

Обучающиеся с ограниченными возможностями и инвалиды здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей в этом случае образовательный процесс оптимизируется так же с помощью гаджетов.
Гаджеты, используемые для оптимизации образовательного процесса на уроках естественно-научного цикла при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ должны соответствовать некоторым требованиям: распознавать текстовую версию контента, преобразовывать текстовый контент в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, доступность управления контентом

Если мы готовим наших учеников к жизни после школы, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Если говорить о возможности применения гаджетов при оптимизации процесса обучения на физике и математике, то необходимо отметить, что в зависимости от типа приложения, определяется возможность использования его на уроке и при обучении студентов

     в части объяснения нового материала (на момент поиска новых законов и правил математики),

     в части отработки и закрепления полученных знаний,

     а также для самостоятельной работы и самопроверки.
На уроках физики, естествознания и математики возможно применение следующих приложений:

  1. QR Coder.ru – Генератор QR кодов.  QR код – это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например, текст задачи, ответ, ссылку на сайт или картинку и т.д.

  2. Интерактивные модули, созданные в learningapps.org – приложении Web 2.0, которое помогает разнообразить скучные отработки вычислительных навыков на уроках математики, внося элементы игры, соревнования. 

  3. ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru) – Глобальная школьная лаборатория. Это сообщество исследователей всех возрастов, где каждый может создать собственный учебный, исследовательский или даже научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики и, возможно, совершить настоящее открытие.

  4. Яндекс.Учебник

  5. Интерактивные доски

  6. Социальные сети – в качестве канала коммуникаций. Создавать группы, диалоги для быстрой обратной связи







Инструменты для гаджетов
Плюсы и минусы использования гаджетов для оптимизации образовательного процесса при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ

Интернет - источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет

http://rpk.rodniki.ru/wp-content/uploads/2019/12/Требования-к-обучению-лиц-с-ОВЗ.pdf



1 Га́джет (англ, gadget — приспособлениеустройство, также может называться — девайс) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни.