Файл: 1 Функциональные обязанности и права пожарного.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– склады лесопиломатериалов – две автоцистерны, автолестница (коленчатый подъемник), пожарная насосная станция и рукавный автомобиль;

– музеи, книгохранилища, библиотеки и архивные организации – две автоцистерны, автомобили углекислотного тушения и водозащитной службы;

– здания (сооружения) высотой свыше 9 этажей – две автоцистерны, автолестница (коленчатый подъемник), автомобиль газодымозащитной службы и

ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 10




автонасос высокого давления;

– жилые дома (в период с 23.00 до 07.00 местного времени) – две автоцистерны;

– нефтебазы, хранилища легковоспламеняющихся и горючих жидкостей – две автоцистерны, автолестница (коленчатый подъемник), автомобиль порошкового тушения и автомобиль воздушно-пенного тушения;

– подвалы – две автоцистерны, автомобиль воздушно-пенного тушения и автомобиль газодымозащитной службы;

– объекты из легких металлических конструкций с полимерным утеплителем – две автоцистерны, автолестница (коленчатый подъемник), автомобиль технической службы, пожарная насосная станция и рукавный автомобиль;

– объекты железной дороги, железнодорожные составы и организации, непосредственно прилегающие к полосе железнодорожного отвода, – две автоцистерны, насосно-рукавный автомобиль и пожарный поезд;
безводные районы – две автоцистерны, насосная станция, рукавный автомобиль и вспомогательная техника.

После усвоения общих оперативно-тактических особенностей района и особенностей отдельных участков приступают к детальному изучению объектов, зданий и сооружений в районе выезда части.

Изучение объектов, зданий и сооружений проводят в целях детального усвоения их оперативно-тактических особенностей и выработки у начсостава навыков и умений по организации и тактике тушения пожаров на этих объектах в любой обстановке.

В первую очередь организуют изучение наиболее важных и пожароопасных объектов, на которые составляют оперативные планы и карточки пожаротушения. Для этих объектов заранее предусматривают автоматический вызов подразделений по повышенным номерам вызова. Исходя из конкретных


ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 11




условий района выезда, степени знания объектов начсоставом и других обстоятельств, намечают очередность и сроки изучения объектов. Это позволяет постоянно поддерживать у начсостава высокий уровень информированности об оперативно-тактических особенностях объектов в районе выезда части, что необходимо для успешной организации тушения пожаров.


Самым эффективным способом оперативно-тактического изучения объектов являются групповые занятия с начсоставом. На этих занятиях, при хорошей их организации и правильной последовательности изучения объекта (рис. 3.2), начсостав получает за короткое время значительно больше сведений об оперативно-тактических особенностях объекта, чем при самостоятельном его изучении. Кроме этого, на групповых занятиях у начсостава путем обсуждения особенностей, способствующих и препятствующих развитию и тушению пожаров, а также решения пожарно-тактических задач и рассмотрения эпизодов вырабатываются наиболее правильные понятия и навыки действий по организации управления силами и средствами; здесь же отрабатывается тактика тушения пожаров на конкретных объектах. После группового изучения объекта для более глубокого усвоения его оперативно-тактических особенностей и происшедших изменений используют метод самостоятельного изучения. Лица, пропустившие групповые занятия, изучают оперативно-тактические особенности данного объекта самостоятельно под контролем непосредственных начальников.

Рассматривая оперативно-тактическую характеристику зданий, изучают: внутреннюю планировку этажей, расположение и состояние путей эвакуации; огнестойкость стен, перекрытий и перегородок: степень соответствия нормам защитных устройств в проемах противопожарных преград; расположение пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях; особенности вентиляционных систем, электрооборудования под высоким напряжением и порядок его отключения; работу внутрицеховых транспортных устройств, технологических коммуникаций и особенности их отключения; все возможные пути распространения пожара. В подвалах определяют: основные входы и выходы;

ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 12




горючую нагрузку; пути распространения огня и продуктов сгорания в расположенные выше этажи; устройство снегом обнаружения, извещения и тушения пожаров: наиболее целесообразные места вскрытия для выпуска дыма и снижения температуры; пути ввода сил и средств для тушения пожаров. При наличии чердаков рассматривают: конструктивные особенности чердачных перекрытий и покрытий; расположение противопожарных преград и их соответствие противопожарным требованиям; системы вентиляции, лифтовое оборудование; расположение слуховых окон, а также входов на чердак с лестничных клеток и наружных стационарных пожарных лестниц; места установки автолестниц и коленчатых автоподъемников и перехода с них на чердак; наиболее целесообразные варианты вскрытия покрытий для выпуска дыма и снижения температуры; пути ввода сил и средств; способы предотвращения быстрого распространения огня по покрытиям, а также вопросы техники безопасности при работе на покрытиях. При наличии бесчердачных покрытий изучают: их конструктивные особенности; устойчивость против обрушения в

условиях пожара и меры предупреждения обрушений; расположение фонарей, переходов на покрытиях; места и способы вскрытия покрытий для предотвращения скрытого распространения огня; расположение стационарных пожарных лестниц, противопожарных преград, легкосбрасываемых конструкций, систем сухотрубов для подачи воды при тушении покрытия и др.

ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 13





4 Практическая отработка навыков работы с ПТВ и оборудованием
Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде, в касках с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.
При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда
При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий.
При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;
рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;
нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;
прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;
в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами.

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.
Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 14




Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.
Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.
Если головки соединяются двумя пожарными
, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.
Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола к рукаву. По команде: “Ствол – присоединить!” пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.
Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.
Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса.


ОНТО. 20.02.04 10 ПБ 29 ТО 15




Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.
Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.