Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 435
Скачиваний: 10
Лабораторная работа 4
Тема: Подведение итогов и отчетов по данным в базе данных MS Excel
Цели работы: Освоить применение основных команд по подведению итогов и составлению отчетов при работе с таблицами в MS Excel’2007/2010.
Содержание работы:
-
Подведение итогов в таблице.
-
Группирование и формирование структуры данных в таблице.
-
Выполнение группировки, фильтрации, осуществление анализа и формирование отчетов, используя сводные таблицы.
Задание 1. Автоматическое подведение итогов
Предположим, что необходимо подвести итоги о продаже товаров каждой организации, затем сформировать итоги в каждой организации по датам осуществления сделок. Для этого необходимо:
-
открыть новую книгу и скопировать таблицу с листа «Сортировка» книги «Учет товара» из предыдущей работы на лист новой книги, присвоить книге имя «Итоги», листу – «Подведение итогов»;
-
выполнить многоуровневую сортировку записей таблицы по полям Организация и Дата;
-
на вкладке Данные в области Структура выбрать команду Промежуточные итоги; после чего появится диалоговое окно Промежуточные итоги (рисунок 1);
-
в раскрывающемся списке При каждом изменении в выбрать Организация, в списке Операция выбрать Сумма, в поле Добавить итоги по активизировать флажки Дебет и Кредит;
-
нажать кнопку ОК, оценить результаты на рабочем листе (рисунок2).
Слева от рабочей области листа появилась область, в которой отображаются символы трехуровневой структуры таблицы («+», «-» и «∙»):
-
первый уровень структуры имеет внизу один символ («+» или «-»), который позволяет скрыть/отобразить сразу все записи таблицы; уровень содержит значение общего итога суммирования по полям Дебет и Кредит для всех записей;
-
второй уровень структуры содержит символы («+» или «-») для каждой группы записей, которые позволяют скрыть/отобразить записи конкретной группы таблицы; уровень содержит значения итогов суммирования по полям Дебет и Кредит внутри каждой группы;
-
третий уровень структуры содержит символ «∙», соответствующий одной записи таблицы.
Для того чтобы скрыть сразу все записи таблицы и оставить только промежуточные итоги суммирования по каждой группе, необходимо щелкнуть по кнопке 2 в области структуры (рисунок 3).
Рисунок 1 – Диалоговое окно Промежуточные итоги
Рисунок 2 – Вид рабочего листа после подведения итогов
Рисунок 3 – Вид таблицы со скрытыми записями групп
Предположим, что необходимо к подведенным итогам о продаже товаров каждой организации добавить итоги в каждой организации по датам осуществления сделок. Для этого необходимо:
-
поместить курсор в любую ячейку таблицы;
-
выполнить команду Промежуточные итоги для вызова диалогового окна;
-
в раскрывающемся списке При каждом изменении в выбрать Дата, в списке Операция выбрать Сумма, в поле Добавить итоги по активизировать флажки Дебет и Кредит; выключить значок Заменять текущие итоги, чтобы оставить результаты предыдущих итогов;
-
нажать кнопку Ok.
Полученная таблица итогов о продаже товара каждой организации по датам представлена на рисунке 4.
Рисунок 5 – Вид таблицы после подведения итогов о продаже товара каждой организации по датам
Задание 2. Консолидация данных
Консолидация данных – это способ получения итоговой информации из разных листов, одинаковых по структуре.
Предположим, есть три таблицы одинаковой структуры УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРА одной фирмы, имеющей три склада в разных точках города. Фирма осуществляет продажу товаров различным организациям.
Для дальнейшей работы необходимо создать три таблицы:
-
скопировать таблицу с листа Сортировка (см. предыдущая лабораторная работа) на новые листы;
-
задать для листов имена «Склад_1», «Склад_2», «Склад_3»;
-
изменить некоторые данные в таблицах листов «Склад_1», «Склад_2», «Склад_3», например, для организации АОЗТ «Белокуриха» изменить для товара хлеб Кол1, Кол2 или Цену.
Предположим, что необходимо подвести итоги о продаже хлеба организации АОЗТ «Белокуриха» с трех складов. Для этого:
-
упорядочить данные в трех таблицах по полю Организация, внутри каждой организации упорядочить данные по полю Наименование товара;
-
подвести итоги в каждой таблице по полю Наименование товара, суммирующие значения по полям Дебет и Кредит;
-
добавить новый лист в книгу, присвоить листу имя Консолидация;
-
перейти на лист Консолидация, установить курсор в свободную ячейку, например, А1 и выполнить команду Консолидация на вкладке Данные области Работа с данными;
-
в появившемся диалоговом окне Консолидация (рисунок 6) в раскрывающемся списке Функция выбрать Сумма;
Рисунок 6 – Диалоговое окно Консолидация
-
установить курсор в поле Ссылка;
-
активизировать лист Склад_1, выделить диапазон ячеек (J17:K17), содержащих итоговые суммы продажи хлеба АОЗТ «Белокуриха», после чего данные отобразятся в поле;
-
нажать кнопку Добавить;
-
удалить данные из поля Ссылка;
-
выполнить действия 7) - 8) для листов Склад_2, Склад_3.
-
установить флажок Создавать связи с исходными данными; если будут меняться данные исходных таблиц, автоматически будет пересчитываться и суммирующая таблица;
-
нажать кнопку OK, после чего на листе отобразятся итоговые суммы консолидации с двухуровневой структурой слева (рисунок 7).
Для того чтобы отобразить на листе Консолидация итоговые суммы по каждому складу необходимо использовать символ структуры «+» слева (рисунок 8).
Рисунок 7 – Вид листа после консолидации данных
Рисунок 8 – Вид листа с развернутыми данными консолидации
Задание 3 Работа со сводными таблицами
Сводная таблица используется для формирования итогов по конкретным полям таблиц данных. Для создания сводных таблиц в табличном процессоре Excel используется Мастер сводных таблиц.
Предположим, что требуется выяснить, на какую сумму было продано товара какой-либо организации. Для этого необходимо:
-
скопировать таблицу с листа Сортировка на новый лист книги Итоги, задать для листа имя – Исходная таблица.
-
выполнить команду Сводная таблица на вкладке Вставка в области Таблицы, после чего появится диалоговое окно Создание сводной таблицы (рисунок 9);
-
в поле Таблица или диапазон проверить правильность исходного диапазона, включить радиокнопку На новый лист;
-
нажать кнопку OK, после чего откроется новый лист с активизированной вкладкой Работа со сводными таблицами и окном Список полей сводной таблицы, расположенным справа (рисунок 10); задать имя листа – Сводная таблица;
Рисунок 9 – Диалоговое окно Создание сводной таблицы
Рисунок 10 – Вид документа после активизации мастера построения сводных таблиц
Для построения сводной таблицы необходимо:
-
в окне Список полей сводной таблицы справа активизировать флажок поля Организация, после чего на рабочем листе отобразятся названия организаций (рисунок 11);
Рисунок 11 – Часть сводной таблицы с добавленным полем Организация
-
активизировать флажок Наименование товара, после чего на рабочем листе отобразятся названия товаров для каждой организации (рисунок 12).
Рисунок 12 - Часть сводной таблицы с добавленными полями Организация и Наименование товара
Для того чтобы названия организаций были размещены в заголовках строк, а наименования товаров – в заголовках столбцов, необходимо:
-
в окне справа в области Названия строк захватить мышью элемент Наименование товара и перетащить в область Названия столбцов, элемент Организация оставить на месте, после чего вид сводной таблицы примет вид, отображенный на рисунке 13;
-
в окне Список полей сводной таблицы справа активизировать флажок поля Дебит, после чего в области Значения появится соответствующий элемент, сводная таблица примет вид, представленный на рисунке 14;
Рисунок 13 – Вид макета сводной таблицы
Рисунок 14 – Вид сводной таблицы, содержащей итоговые значения
Замечание 1: для изменения параметров выбранных полей сводной таблицы можно использовать соответствующую команду контекстного меню поля, вызываемого щелчком левой кнопки мыши. На рисунке 15 представлен вызов контекстного меню поля Организация в области названия строк.
Рисунок 15 – Контекстное меню поля Организация
Замечание 2: Для того чтобы закрыть окно Список полей сводной таблицы достаточно установить курсор вне области сводной таблицы или закрыть данное окно традиционным способом (с помощью кнопки Закрыть в верхнем правом углу окна).
Для редактирования и изменения макета сводной таблицы необходимо выполнить следующие действия:
-
скопировать сводную таблицу на новый лист, задать имя листа – Сводная таблица1;
-
установить курсор в область сводной таблицы, после чего активизируется окно Список полей сводной таблицы;
-
перетащить элемент Наименование товара в область Названия строк, после чего сводная таблица примет вид, показанный на рисунке 16.
Рисунок 16 – Вид сводной таблицы с измененным макетом
Для того чтобы отобразить в данной сводной таблице реализацию только определенного вида товара, например, сахара, необходимо:
-
поместить курсор в ячейку с названием любого товара;
-
раскрыть список Названия строк;
-
выполнить операцию Автофильтра;
-
оценить полученные результаты (рисунок 17).
Рисунок 17 – Вид сводной таблицы, отображающей итоги по определенному наименованию товара
Для того чтобы отобразить в сводной таблице реализацию наименований товаров по конкретной организации, например, АОЗТ «Белокуриха», необходимо поместить курсор в ячейку с названием организации и выполнить операцию автофильтра аналогично предыдущему случаю (рисунок 18).
Рисунок 18 – Вид сводной таблицы, отображающей итоги по конкретной организации
Создайте на новом листе сводную таблицу по продаже всех наименований товара для каждой организации. Макет сводной таблицы должен содержать в строке поле Наименование товара, в столбце поле Организация. Итоговые данные таблицы должны быть получены путем суммирования по полю Кредит.
Полученный результат представлен на рисунке 19.
Рисунок 19 – Вид сводной таблицы
Приведите последнюю сводную таблицу к виду, представленному на рисунке 20.
Рисунок 20 – Вид сводной таблицы
Сформируйте сводную таблицу о сделках со всеми организациями по месяцам. Макет сводной таблицы должен содержать в строке поле Организация, в столбце поле Дата. Итоговые данные таблицы должны быть получены путем суммирования по полю Кредит. Далее измените сводную таблицу таким образом, чтобы в ней отображалась информация о наименовании товара.
Фильтрация сведенных данных
Для фильтрации данных в сводной таблице следует выполнить следующее:
-
открыть последнюю сводную таблицу;
-
в окне Список полей сводной таблицы элемент Организация перетащить из области Названия строк в область Фильтр отчета, после чего в ячейке А1 появится текст Организация, в ячейке В1 раскрывающийся список (Все);
-
раскрыть список (Все) и выбрать название организации, например, к/х «Восток» (рисунок 21);
-
нажать кнопку OK.
Рисунок 21 – Вид сводной таблицы
Структурирование сведенных данных
Для структурирования данных следует использовать вкладку Работа со сводными таблицами (Параметры и Конструктор), которая активизируется при перемещении курсора в область таблицы.
Необходимо сгруппировать данные последней сводной таблицы по месяцам, для чего:
-
установить курсор в ячейку с любой датой;
-
выбрать команду Группировка по полю в области Группировать вкладки Работа со сводными таблицами – Параметры, после чего появится диалоговое окно Группирование (рисунок 22);
-
в поле с шагом выделить Месяцы;
-
нажать кнопку Ok, просмотреть результаты;
-
аналогичным образом структурировать данные по кварталу и месяцам (рисунок 23);
-
с помощью фильтрации отобразить данные только за 1 квартал (2 квартал).
Графическое отображение данных сводной таблицы
Для графического отображения информации, представленной в сводной таблице, необходимо:
-
активизировать вкладку Работа со сводными таблицами – Параметры, выполнить команду Сводная диаграмма в области Сервис, после чего появится диалоговое окно Вставка диаграммы;
-
выбрать тип диаграммы, например, гистограмма;
-
нажать кнопку OK, после чего появится диаграмма и окно Область фильтра сводной таблицы (рисунок 24).
Рисунок 22 – Диалоговое окно Группирование
Рисунок 23 – Вид сводной таблицы после группировки данных по кварталу и месяцам
Рисунок 24 – Вид рабочего листа с вставленной диаграммой