Файл: Итоги и ответы в Excel.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 368

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа 4

Тема: Подведение итогов и отчетов по данным в базе данных MS Excel

Цели работы: Освоить применение основных команд по подведению итогов и составлению отчетов при работе с таблицами в MS Excel’2007/2010.

Содержание работы:

  1. Подведение итогов в таблице.

  2. Группирование и формирование структуры данных в таблице.

  3. Выполнение группировки, фильтрации, осуществление анализа и формирование отчетов, используя сводные таблицы.


Задание 1. Автоматическое подведение итогов

Предположим, что необходимо подвести итоги о продаже товаров каждой организации, затем сформировать итоги в каждой организации по датам осуществления сделок. Для этого необходимо:

  1. открыть новую книгу и скопировать таблицу с листа «Сортировка» книги «Учет товара» из предыдущей работы на лист новой книги, присвоить книге имя «Итоги», листу – «Подведение итогов»;

  2. выполнить многоуровневую сортировку записей таблицы по полям Организация и Дата;

  3. на вкладке Данные в области Структура выбрать команду Промежуточные итоги; после чего появится диалоговое окно Промежуточные итоги (рисунок 1);

  4. в раскрывающемся списке При каждом изменении в выбрать Организация, в списке Операция выбрать Сумма, в поле Добавить итоги по активизировать флажки Дебет и Кредит;

  5. нажать кнопку ОК, оценить результаты на рабочем листе (рисунок2).

Слева от рабочей области листа появилась область, в которой отображаются символы трехуровневой структуры таблицы («+», «-» и «»):

  • первый уровень структуры имеет внизу один символ («+» или «-»), который позволяет скрыть/отобразить сразу все записи таблицы; уровень содержит значение общего итога суммирования по полям Дебет и Кредит для всех записей;

  • второй уровень структуры содержит символы («+» или «-») для каждой группы записей, которые позволяют скрыть/отобразить записи конкретной группы таблицы; уровень содержит значения итогов суммирования по полям Дебет и Кредит внутри каждой группы;

  • третий уровень структуры содержит символ «», соответствующий одной записи таблицы.

Для того чтобы скрыть сразу все записи таблицы и оставить только промежуточные итоги суммирования по каждой группе, необходимо щелкнуть по кнопке 2 в области структуры (рисунок 3).


Рисунок 1 – Диалоговое окно Промежуточные итоги



Рисунок 2 – Вид рабочего листа после подведения итогов

Рисунок 3 – Вид таблицы со скрытыми записями групп

Предположим, что необходимо к подведенным итогам о продаже товаров каждой организации добавить итоги в каждой организации по датам осуществления сделок. Для этого необходимо:

  1. поместить курсор в любую ячейку таблицы;

  2. выполнить команду Промежуточные итоги для вызова диалогового окна;

  3. в раскрывающемся списке При каждом изменении в выбрать Дата, в списке Операция выбрать Сумма, в поле Добавить итоги по активизировать флажки Дебет и Кредит; выключить значок Заменять текущие итоги, чтобы оставить результаты предыдущих итогов;

  4. нажать кнопку Ok.


Полученная таблица итогов о продаже товара каждой организации по датам представлена на рисунке 4.


Рисунок 5 – Вид таблицы после подведения итогов о продаже товара каждой организации по датам


Задание 2. Консолидация данных

Консолидация данных – это способ получения итоговой информации из разных листов, одинаковых по структуре.

Предположим, есть три таблицы одинаковой структуры УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРА одной фирмы, имеющей три склада в разных точках города. Фирма осуществляет продажу товаров различным организациям.

Для дальнейшей работы необходимо создать три таблицы:

  1. скопировать таблицу с листа Сортировка (см. предыдущая лабораторная работа) на новые листы;

  2. задать для листов имена «Склад_1», «Склад_2», «Склад_3»;

  3. изменить некоторые данные в таблицах листов «Склад_1», «Склад_2», «Склад_3», например, для организации АОЗТ «Белокуриха» изменить для товара хлеб Кол1, Кол2 или Цену.

Предположим, что необходимо подвести итоги о продаже хлеба организации АОЗТ «Белокуриха» с трех складов. Для этого:

  1. упорядочить данные в трех таблицах по полю Организация, внутри каждой организации упорядочить данные по полю Наименование товара;

  2. подвести итоги в каждой таблице по полю Наименование товара, суммирующие значения по полям Дебет и Кредит;

  3. добавить новый лист в книгу, присвоить листу имя Консолидация;

  4. перейти на лист Консолидация, установить курсор в свободную ячейку, например, А1 и выполнить команду Консолидация на вкладке Данные области Работа с данными;

  5. в появившемся диалоговом окне Консолидация (рисунок 6) в раскрывающемся списке Функция выбрать Сумма;



Рисунок 6 – Диалоговое окно Консолидация


  1. установить курсор в поле Ссылка;

  2. активизировать лист Склад_1, выделить диапазон ячеек (J17:K17), содержащих итоговые суммы продажи хлеба АОЗТ «Белокуриха», после чего данные отобразятся в поле;

  3. нажать кнопку Добавить;

  4. удалить данные из поля Ссылка;

  5. выполнить действия 7) - 8) для листов Склад_2, Склад_3.

  6. установить флажок Создавать связи с исходными данными; если будут меняться данные исходных таблиц, автоматически будет пересчитываться и суммирующая таблица;

  7. нажать кнопку OK, после чего на листе отобразятся итоговые суммы консолидации с двухуровневой структурой слева (рисунок 7).

Для того чтобы отобразить на листе Консолидация итоговые суммы по каждому складу необходимо использовать символ структуры «+» слева (рисунок 8).



Рисунок 7 – Вид листа после консолидации данных



Рисунок 8 – Вид листа с развернутыми данными консолидации


Задание 3 Работа со сводными таблицами


Сводная таблица используется для формирования итогов по конкретным полям таблиц данных. Для создания сводных таблиц в табличном процессоре Excel используется Мастер сводных таблиц.

Предположим, что требуется выяснить, на какую сумму было продано товара какой-либо организации. Для этого необходимо:


  1. скопировать таблицу с листа Сортировка на новый лист книги Итоги, задать для листа имя – Исходная таблица.

  2. выполнить команду Сводная таблица на вкладке Вставка в области Таблицы, после чего появится диалоговое окно Создание сводной таблицы (рисунок 9);

  3. в поле Таблица или диапазон проверить правильность исходного диапазона, включить радиокнопку На новый лист;

  4. нажать кнопку OK, после чего откроется новый лист с активизированной вкладкой Работа со сводными таблицами и окном Список полей сводной таблицы, расположенным справа (рисунок 10); задать имя листа – Сводная таблица;



Рисунок 9 – Диалоговое окно Создание сводной таблицы


Рисунок 10 – Вид документа после активизации мастера построения сводных таблиц

Для построения сводной таблицы необходимо:

  1. в окне Список полей сводной таблицы справа активизировать флажок поля Организация, после чего на рабочем листе отобразятся названия организаций (рисунок 11);



Рисунок 11 – Часть сводной таблицы с добавленным полем Организация


  1. активизировать флажок Наименование товара, после чего на рабочем листе отобразятся названия товаров для каждой организации (рисунок 12).


Рисунок 12 - Часть сводной таблицы с добавленными полями Организация и Наименование товара


Для того чтобы названия организаций были размещены в заголовках строк, а наименования товаров – в заголовках столбцов, необходимо:

  1. в окне справа в области Названия строк захватить мышью элемент Наименование товара и перетащить в область Названия столбцов, элемент Организация оставить на месте, после чего вид сводной таблицы примет вид, отображенный на рисунке 13;

  2. в окне Список полей сводной таблицы справа активизировать флажок поля Дебит, после чего в области Значения появится соответствующий элемент, сводная таблица примет вид, представленный на рисунке 14;



Рисунок 13 – Вид макета сводной таблицы



Рисунок 14 – Вид сводной таблицы, содержащей итоговые значения


Замечание 1: для изменения параметров выбранных полей сводной таблицы можно использовать соответствующую команду контекстного меню поля, вызываемого щелчком левой кнопки мыши. На рисунке 15 представлен вызов контекстного меню поля Организация в области названия строк.



Рисунок 15 – Контекстное меню поля Организация


Замечание 2: Для того чтобы закрыть окно Список полей сводной таблицы достаточно установить курсор вне области сводной таблицы или закрыть данное окно традиционным способом (с помощью кнопки Закрыть в верхнем правом углу окна).

Для редактирования и изменения макета сводной таблицы необходимо выполнить следующие действия:

  1. скопировать сводную таблицу на новый лист, задать имя листа – Сводная таблица1;

  2. установить курсор в область сводной таблицы, после чего активизируется окно Список полей сводной таблицы;

  3. перетащить элемент Наименование товара в область Названия строк, после чего сводная таблица примет вид, показанный на рисунке 16.



Рисунок 16 – Вид сводной таблицы с измененным макетом


Для того чтобы отобразить в данной сводной таблице реализацию только определенного вида товара, например, сахара, необходимо:

  1. поместить курсор в ячейку с названием любого товара;

  2. раскрыть список Названия строк;

  3. выполнить операцию Автофильтра;

  4. оценить полученные результаты (рисунок 17).



Рисунок 17 – Вид сводной таблицы, отображающей итоги по определенному наименованию товара


Для того чтобы отобразить в сводной таблице реализацию наименований товаров по конкретной организации, например, АОЗТ «Белокуриха», необходимо поместить курсор в ячейку с названием организации и выполнить операцию автофильтра аналогично предыдущему случаю (рисунок 18).



Рисунок 18 – Вид сводной таблицы, отображающей итоги по конкретной организации

Создайте на новом листе сводную таблицу по продаже всех наименований товара для каждой организации. Макет сводной таблицы должен содержать в строке поле Наименование товара, в столбце поле Организация. Итоговые данные таблицы должны быть получены путем суммирования по полю Кредит.

Полученный результат представлен на рисунке 19.



Рисунок 19 – Вид сводной таблицы


Приведите последнюю сводную таблицу к виду, представленному на рисунке 20.



Рисунок 20 – Вид сводной таблицы

Сформируйте сводную таблицу о сделках со всеми организациями по месяцам. Макет сводной таблицы должен содержать в строке поле Организация, в столбце поле Дата. Итоговые данные таблицы должны быть получены путем суммирования по полю Кредит. Далее измените сводную таблицу таким образом, чтобы в ней отображалась информация о наименовании товара.

Фильтрация сведенных данных


Для фильтрации данных в сводной таблице следует выполнить следующее:

  1. открыть последнюю сводную таблицу;

  2. в окне Список полей сводной таблицы элемент Организация перетащить из области Названия строк в область Фильтр отчета, после чего в ячейке А1 появится текст Организация, в ячейке В1 раскрывающийся список (Все);

  3. раскрыть список (Все) и выбрать название организации, например, к/х «Восток» (рисунок 21);

  4. нажать кнопку OK.


Рисунок 21 – Вид сводной таблицы


Структурирование сведенных данных


Для структурирования данных следует использовать вкладку Работа со сводными таблицами (Параметры и Конструктор), которая активизируется при перемещении курсора в область таблицы.

Необходимо сгруппировать данные последней сводной таблицы по месяцам, для чего:

  1. установить курсор в ячейку с любой датой;

  2. выбрать команду Группировка по полю в области Группировать вкладки Работа со сводными таблицами – Параметры, после чего появится диалоговое окно Группирование (рисунок 22);

  3. в поле с шагом выделить Месяцы;

  4. нажать кнопку Ok, просмотреть результаты;

  5. аналогичным образом структурировать данные по кварталу и месяцам (рисунок 23);

  6. с помощью фильтрации отобразить данные только за 1 квартал (2 квартал).



Графическое отображение данных сводной таблицы


Для графического отображения информации, представленной в сводной таблице, необходимо:

  1. активизировать вкладку Работа со сводными таблицами – Параметры, выполнить команду Сводная диаграмма в области Сервис, после чего появится диалоговое окно Вставка диаграммы;

  2. выбрать тип диаграммы, например, гистограмма;

  3. нажать кнопку OK, после чего появится диаграмма и окно Область фильтра сводной таблицы (рисунок 24).


Рисунок 22 – Диалоговое окно Группирование



Рисунок 23 – Вид сводной таблицы после группировки данных по кварталу и месяцам



Рисунок 24 – Вид рабочего листа с вставленной диаграммой